Известия
13 марта 2025, 10:20
Выйти за флажок: власти РФ намерены оспорить негативный статус гражданской авиации
ICAO его присвоила России в 2022 году из-за двойной регистрации самолетов
Почему ICAO заинтересовалась Россией
Росавиация старается снять негативный статус "серьезной обеспокоенности в области безопасности полетов" (Significant Safety Concern, SSC) с гражданской авиации РФ, выданный Международной организацией гражданской авиации (ICAO) в 2022 году. Причиной стала двойная регистрация воздушных судов.
Ведомство подготовило предложения о вступлении в диалог с международной организацией по этому вопросу. Кроме того, в 2024-м в Минтранс представлены аналитические материалы, свидетельствующие о политическом аспекте присвоения статуса, что не соответствует принятым стандартам ICAO, говорится в материалах федерального агентства, с которыми ознакомились "Известия".
- Самолеты должны иметь только одну государственную прописку, однако в силу известных событий в России появилась двойная регистрация, - пояснил основатель сервиса безопасности полетов RunAvia авиаэксперт Андрей Патраков. - Большинство гражданских самолетов в РФ эксплуатировались в лизинге и регистрировались на Бермудских островах. Из-за санкций авиавласти Бермуд аннулировали сертификаты летной годности и потребовали вернуть авиалайнеры обратно. Пришлось нашим властям перерегистрировать самолеты в России с нарушением конвенции ICAO. Контроль над их летной годностью стала осуществлять Росавиация.
По итогам аудита летом 2022 года ICAO потребовала устранить двойную регистрацию, но не добившись успеха, присвоила в сентябре гражданской авиации России "красный флажок". В постановлении Совета ICAO отмечалось, что Россия нарушила статьи 18, 19, 29 и 31 Чикагской конвенции по гражданской авиации в связи с двойной регистрацией воздушных судов и их эксплуатацией без действительных сертификатов летной годности.
- Решение об установлении "красного флажка" было весьма политизированным. Кроме того, оно опиралось на позицию о двойной регистрации значительной части магистральных воздушных судов российских авиакомпаний, - сказал "Известиям" исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
При этом статус SSC не накладывает ограничений на государство и только информирует его партнеров об имеющихся проблемах в отрасли. По данным ICAO, "красные флажки" есть у Королевства Бутан, Конго, Либерии, Эквадора и Зимбабве.
- Между тем на основании "красного флажка" любое государство может отказать в пролете самолетам с регистрацией в РФ в своем воздушном пространстве, - пояснил Андрей Патраков.
Как говорится в материалах Росавиации, с 2022 года федеральное агентство ведет работу по изменению статуса SSC. Заметный прогресс был достигнут 27 сентября 2024-го на шестой министерской встрече "Группы друзей в защиту Устава ООН", проходящей на полях 79-й сессии Генассамблеи ООН. Ряд государств, дружественно относящихся к России, подписали политическую декларацию с критикой ограничений, затрагивающих полеты гражданской авиации, отмечается в документах Росавиации. В группу, помимо РФ, входят Алжир, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Иран, Китай, КНДР, Куба, Лаос, Мали, Никарагуа, Палестина, Сент-Винсент и Гренадины, Сирия, Экваториальная Гвинея и Эритрея.
Росавиация подготовила проекты писем по вопросу статуса SSC, которые после утверждения Минтрансом России могут направляться дружественным государствам, поддерживающим РФ. Кроме того, инициировано рассмотрение вопроса по статусу SSC с авиационной администрацией КНДР, сообщается в документе.
Там же говорится, что одновременно идет работа по исключению воздушных судов из иностранных реестров. Как писали "Известия", по итогам 2024 года 345 российских самолетов избавились от двойной регистрации, а 216 из них выкуплены для отечественных авиакомпаний, сообщается в материалах Федерального агентства воздушного авиатранспорта. Это позволит им летать за границу.
Добиться перерегистрации удалось за счет взаимодействия с иностранными лизингодателями и администрациями авиатранспорта, говорится в материалах Росавиации. Правда, около 300 лайнеров в России все еще остаются с двойной пропиской.
- Регистрация сама по себе не влияет на безопасность полетов. Роста количества авиапроисшествий с самолетами с "двойной регистрацией" в гражданской авиации РФ не наблюдается, - отметил Олег Пантелеев.
Кроме того, по данным материалов Росавиации о состоянии безопасности полетов в России в 2023 и 2024 годах, относительное число авиапроисшествий на 1 млн регулярных вылетов в РФ с самолетами коммерческой авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг составило в 2024 году 1,27, что даже ниже, чем средний показатель у государств - членов ICAO - 1,87. Этот показатель является сегодня наиболее репрезентативным в мировой авиации.
"Известия" направили запросы в Росавиацию, Минтранс, МИД, ICAO и в крупные авиакомпании.
Что даст России снятие "красного флажка"
Сам по себе "красный флажок" на состояние гражданской авиации влияет слабо. Это политизированное решение, некоторое давление на партнеров, которые взаимодействуют с Россией, рассказал "Известиям" эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. А вот наложенное на отрасль санкционное давление оказывает заметное влияние. Поэтому работа над снятием статуса - это задел на будущее, что станет важно после возможного ослабления санкций, отметил эксперт.
- Снятие "красного флажка" как минимум позволит уменьшить стоимость страховок на воздушные суда, экипажи, пассажиров и так далее, - добавил Андрей Патраков. - Появятся основания для снижения оценки рисков безопасности полетов. Это снизит себестоимость выполнения полетов в воздушном пространстве РФ для всех авиакомпаний, включая иностранные. В конечном итоге это косвенно отразится на ценах на авиабилеты или повысит рентабельность перевозчиков.
Также снятие "красного флажка" с гражданской авиации России повлияет на решения авиационных властей - членов ICAO о воздушном сообщении с РФ, а также на решения авиакомпаний, которые ограничили свои полеты именно по соображениям безопасности, полагает эксперт.
До устранения внешнеполитической напряженности ожидать существенного прогресса в отношениях с чиновниками ICAO не приходится, отметил Олег Пантелеев. В то же время процесс идет, и мы видим, что по большому количеству самолетов уже проведена дерегистрация из бермудского реестра, сказал он.
Чтобы снять флажок, нужно как минимум устранить формальную причину - двойную регистрацию всех воздушных судов. А так называемая дебермудизация парка наших самолетов еще не завершена, добавил Андрей Патраков.
Как отметил генеральный директор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко, среди санкций, наложенных на Россию, первыми были именно меры в отношении гражданской авиации. Поэтому, по его словам, можно с осторожностью предположить, что их возможное снятие также начнется с нее. В этом заинтересованы в том числе европейские и североамериканские авиакомпании, которые из-за закрытия российского воздушного пространства вынуждены облетать Россию и тратить на полет на пару часов больше.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114