МАИ
12 ноября 2025, 15:04
Ювелирная точность без сверления: в МАИ разрабатывают отечественную технологию клеевого ремонта композитов 12 ноября 2025
Деликатный подход
Проект реализуют специалисты Центра композитных конструкций, лаборатории № 2 НИО-101 и лаборатории № 3 Передовой инженерной школы МАИ.
- Наша технология призвана заменить зарубежные аналоги. Она позволяет устанавливать на поврежденных участках композита аккуратную "заплатку". Это избавляет от необходимости сверлить в материале отверстия, которые являются концентраторами напряжений и способствуют ослаблению конструкции, - отмечает начальник группы усталостной прочности и ремонтов Центра композитных конструкций МАИ Сергей Ковтунов.
Зона композита, где возникли трещины или другие повреждения, стачивается с запасом по площади. С помощью шлифовки формируется полость, куда вкладывается заплатка - как правило, из того же материала. После этого ремонтируемая часть покрывается вакуумным мешком, и под воздействием высокой температуры слои спекаются в единый монолит.
Ремонтный чемодан МАИ
Огромным плюсом технологии является возможность устранять дефекты прямо на месте. Иными словами, отпадает необходимость демонтировать поврежденную деталь и транспортировать ее в ремонтный цех. Для этого в МАИ разработали две портативные станции - ремонтные чемоданы.
- После укладки заплаты необходимо произвести ее отверждение. Для успешного результата требуется соблюсти определенный температурно-временной режим. Ремонтный чемодан позволяет оперативно настроить цикл отверждения и автоматически проводит контролируемый нагрев, создавая необходимое давление в проблемной зоне. Аппарат весит около 10 килограммов и подключается к обычной электросети, что делает его удобным инструментом для проведения выездных ремонтных работ, - говорит Сергей Ковтунов.
Экспериментальные работы
На данный момент в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МАИ по заказу индустриального партнера проводит тестовый ремонт разными методами отверждения более чем 100 панелей композиционного материала. Их дальнейшие прочностные исследования будут учтены при эксплуатации летательных аппаратов. Завершить работы планируется в 2027 году.
- Нам предстоит большой объем работ по ремонту и последующему определению эксплуатационных характеристик полученных образцов. Результаты будут интегрированы в наши расчетные конечно-элементные модели, благодаря чему в дальнейшем мы сможем применять их для анализа более крупных конструкций, таких как агрегаты и планер самолета, - отмечает Сергей Ковтунов.
В более далекой перспективе планируется запуск портативных ремонтных станций МАИ в масштабное производство.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться