ИрСити.ру
23 мая 2025, 12:45
Ждать осталось недолго. В Ростехе рассказали, когда авиакомпании наконец получат МС-21 и SJ-100
При этом расходы федерального бюджета на авиаотрасль могут значительно урезать
По сведениям издания, федеральный проект "Производство самолетов и вертолетов" получит на 22,4 миллиарда рублей меньше, чем изначально планировалось (101,2 миллиарда рублей). Информация содержится в положительном заключении комитета по промышленности Госдумы на законопроект о поправках в бюджет. Часть денег проект недополучит из-за сокращения госпрограммы "Научно-технологическое развитие РФ" (12,8 миллиарда), а оставшиеся 9,6 миллиарда - из-за сокращения финансирования госпрограммы "Развитие авиапромышленности".
Со ссылкой на источник "Ъ" отмечает, что сокращение затронет в основном субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат, связанных с покупкой воздушных судов, а также субсидии, компенсирующие обслуживание этих самолетов и вертолетов. Суммарно речь идет о сокращении на 8,5 миллиарда руб.
"Нет самолетов - нет потребности в компенсирующих субсидиях", - пояснил источник "Ъ", связывая это со "сдвигом вправо сроков и объемов по комплексной программе развития авиаотрасли.
В заключении комитета Госдумы также говорится, что сокращение финансирования может увеличить риск переноса срока поставок. Но те же риски есть и из-за высокой ключевой ставки Центробанка.
Тем временем в Ростехе изданию сообщили, что планы по поставкам самолетов авиакомпаниям не изменились.
"Ведем испытания новых самолетов и готовим серийное производство, чтобы со следующего года приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании", - цитирует "Ъ" Ростех.
Однако главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов считает, что сокращение финансирования любых промышленных программ "вряд ли может ускорить процесс". Но оценить масштаб последствий пока сложно, так как нет данных о финансовых запасах у производителей.
Гендиректор компании "Авиасистемы" Дмитрий Хоружик уверен, что сокращение финансирования на поставки не повлияет, потому что главная проблема авиастроения не в деньгах. Ключевая проблема - перебои с поставками комплектующих, которые возникают из-за загруженности предприятий-поставщиков, а также незавершенность опытно-конструкторских работ, связанных с импортозамещением.
"Никакими деньгами это не ускорить", - убежден Хоружик.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что основные статьи расходов, влияющие на сроки поставок, пока не затронуты, но не стоит забывать и про реальную инфляцию. Поэтому объем средств, заложенных на решение прикладных задач, нужно индексировать.
МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет впервые взлетел с российским двигателем ПД-14.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям 9 машин, а в 2026-м - сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.
Пока основная масса заказчиков нового лайнера - это российские компании, но есть предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе - танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, "Азербайджанские авиалинии" и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, планы о покупке иркутских лайнеров заявляла белорусская компания "Белавиа".
Сейчас МС-21 с отечественными двигателями проходит летные испытания: недавно он успешно перелетел из Иркутска в Москву. Авиаэксперт оценил этот первый значительный полет и рассказал, какие испытания предстоят лайнеру дальше. Также специалисты называли сроки, когда должны закончиться все сертификационные испытания.
Авторские права на данный материал принадлежат «ИрСити.ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114