О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Газолёту быть!

Бюджет нашей страны давно и прочно зависит от стоимости нефти на мировом рынке. Значит, ее добыча была и будет незыблемой. Но выход нефти из земли сопровождается так называемым попутным газом, значительное количество которого попросту сжигается. За год в многочисленных факелах сгорает до 6 млрд кубометров нефтяного газа. Но, оказывается, его можно весьма эффективно использовать, получая немалую выгоду.

Ученые уже более 30 лет изучают возможности использования газового топлива в авиации, и вот в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте) и ЦИАМ (Центральном институте авиамоторостроения) "додумались" до нефтяного газа. Посетивший нашу редакцию действительный член Российской Академии космонавтики им. Циолковского, директор фирмы "Интеравиагаз" Вячеслав Зайцев утверждает, что попутный газ - отличное авиационное топливо. Причем топливо дешевое. Ученые еще в 1987 году опробовали в воздухе экспериментальный образец вертолета "Ми-8ТГ", частично работавший на газе, а позже создали и его промышленный образец. Авиапредприятиям, желающим перевести свои машины на газовое топливо, не придется покупать новые вертолеты. Нужно лишь модернизировать старые. Причем летать аппарат сможет и на газе, и на обычном авиатопливе, и на их смеси в любой пропорции.

Выгоды "газолёт" сулит немалые. Можно сказать, экология вместе с экономией. Тонна авиакеросина стоит более 300 долларов, тонна авиагаза - 30-40. К тому же на оборудовании, производящем это топливо, "попутно" получается пропан - газ для автомобилей и хозяйственных нужд. Фактически это - безотходное производство, которое окупится максимум через три года после начала промышленной эксплуатации "объекта"! К примеру, при переводе на газ 42 вертолетов только двух авиапредприятий Тюменского управления гражданской авиации чистая прибыль за 15 лет (а именно столько обязан служить "Ми-8") составит 35-40 млн долларов.

- Для отдаленных районов Сибири дешевое авиатопливо означало бы возвращение к нормальной жизни, - поясняет Вячеслав Зайцев. - Это раньше мы гордились, что почту и продукты по тундре на вертолетах доставляем. "Самолет хорошо, а олени лучше" - это, похоже, становится лозунгом сегодняшнего дня. Только олени не лучше, а дешевле. Но в светлое будущее на них не уедешь. Вертолет же для мест с малочисленным и разбросанным по округе населением, на сотни километров удаленных от центров цивилизации, поистине незаменимый транспорт.

Казалось бы, за дело это должны ухватиться и газовики, и авиаторы, и губернаторы "сырьевых" регионов. Плюс Минэнерго, МЧС, ВВС, МПР, Минтранс, Минпромнауки, Росавиакосмос... Тем более что идея "газолёта" поддерживается на правительственном уровне - она одобрена Госдумой и вошла в "Программу развития гражданской авиации до 2010-2015 года". Парламентарии Госдумы рекомендовали правительству "рассмотреть возможность активизации работ по использованию на летательных аппаратах (в первую очередь на вертолетах)... дешевого газомоторного топлива, вырабатываемого из попутного нефтяного газа", а подписанное вице-премьером письмо с просьбой "дать рекомендации" ушло в 6 федеральных министерств. И там утонуло - на него попросту никто не обратил внимания.

Вячеслав Зайцев пытался заинтересовать "газолётом" власти регионов - поскольку они должны заботиться о развитии своих транспортных систем. "Интеравиагаз" совместно с "НИПИгазпереработкой" разослали экономические обоснования проекта в 10 регионов, связанных с нефтедобычей. Ведь именно в них наиболее коммерчески эффективно внедрение газотопливных вертолетов. Но лишь 4 из них не посчитали зазорным ответить изобретателям. А ведь писали им не какие-нибудь "полоумные рационализаторы", а член Академии космонавтики и заместитель генерального директора по науке известнейшего института. С экономической выгодой авиатоплива согласились в Ямало-Ненецком округе, Республике Коми, Томской и Московской областях. Но все говорили одно: денег нет! Остальные отмолчались.

Использование нефтяного газа как авиатоплива действительно потребует поначалу финансовых вливаний. Попутный газ в сыром виде очень сложно транспортировать, поэтому перерабатывать его нужно на месте. А чтобы перевозка готового продукта из отдаленных или труднодоступных месторождений не съела всю прибыль, нужен комплексный подход. Если в нефтедобывающих регионах будут созданы и "пункты переработки", и крупные потребители (такие, как авиакомпании), проблема будет решена. И главными потребителями попутного газа могут стать вертолеты. В одном лишь Западно-Сибирском и прилегающих к нему регионах их около 400. Каждому в год требуется сейчас от 0,5 до 1,0 тысячи тонн авиакеросина. Авиагаз обойдется до 10 раз дешевле (в зависимости от области).

Казалось бы, от такого проекта "всем будет счастье". Но у лиц, которые по должности обязаны быть заинтересованы в нем, интереса этого не наблюдается вовсе. И ведь дождутся господа хорошие, что дрогнет сердце у наших ученых-самаритян, когда придет импортный дядя в арабской чалме и с "Ролексом" на руке, выложит несколько зеленых миллиончиков да и угонит российский "газолет" за три моря. И вспоминайте тогда, что это наше собственное "ноу-хау"...

- В этом проекте заинтересованы и федеральные власти, и регионы, как промышленные, так и сырьевые, - говорит Вячеслав Зайцев. - Внедрение в эксплуатацию двухтопливных вертолетов позволит промышленным регионам загрузить конверсионные предприятия производством изделий двойных технологий, сохранить работоспособность вертолетных ОКБ и заводов, создать новые рабочие места, укрепить связи с сырьевыми регионами, а сырьевые нефте- и газодобывающие регионы за счет снижения тарифа на вертолетные работы могли бы решить при этом определенную часть своих топливотранспортных, экономических, экологических, а также социальных задач.

И ещё. Учитывая то, что московские предприятия обладают ноу-хау предлагаемого технического решения, Москва могла бы объединить для его реализации промышленные и сырьевые регионы России и выступить инициатором создания Межрегионального совета, который будет согласовывать планы развития проекта в каждом регионе и в целом по России. Возглавить его, по мнению Вячеслава Зайцева, мог бы Юрий Лужков - его авторитет хозяйственника среди губернаторов непререкаем. Он придаст этой идее коммерчески правильное промышленное направление при относительно небольших финансовых затратах участников....
Авторские права на данный материал принадлежат «Версты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка