Крылья Сибири
17 декабря 2002, 12:43
A320: джойстик вместо штурвала
Своими впечатлениями о первых полетах на А320 в беседе с корреспондентом "КС" любезно поделился москвич, КВС-стажер Геннадий Кульков.
- Геннадий Николаевич, как прошло Ваше первое знакомство с новым самолетом?
- Никогда не думал, что это произойдет в Китае. 11 июля наша группа в составе четырех человек вылетела из Новосибирска в Пекин. Рядом с пекинским аэропортом расположен один из трех мировых учебно-тренировочных центров "Эрбас", в котором, кстати, работают и немцы, и французы, и американцы. Здесь мы провели более полутора месяцев.
Обучение состояло из теории и тренажерной тренировки и проводилось на английском языке. В самом начале каждому из нас выдали ноутбук (переносной персональный компьютер) и сумку с учебными материалами. Формально наша учеба длилась по восемь часов в день кроме выходных, но реально мы работали по 12-14 часов, так как в свободное время занимались самостоятельно на компьютере в гостинице.
- А когда Вы впервые увидели А320?
- Он прилетел в Ереван утром 9 октября. Уже на следующий день самолет, пассажирами которого были все летчики нашей эскадрильи, перелетел в город Гюмри (бывший Ленинакан - ред.), где в течение трех дней проводилась аэродромная тренировка. Каждый сделал несколько заходов по прямоугольному маршруту с посадками, с уходом на второй круг, с имитацией отказа двигателя.
Здесь мы снова встретились с инструкторами "Эрбаса", которые контролировали все эти полеты. Это очень опытные пилоты - один из них, Герд Радик, раньше был, например, шеф-пилотом "Люфтганзы".
- Так получается, что во всех вопросах есть слово первый: Когда вы выполнили первый полет на А320 с пассажирами и что в нем наиболее запомнилось?
- Мой первый полет состоялся в "красный день календаря" - 7 ноября. Вечером мы вылетели в Ереван из "Домодедово". Я был командиром-стажером, пилотом-инструктором был Хорхе Эскаланте из учебного центра "Эрбас" в Майами, вторым пилотом - новосибирец Егор Матюшенок.
На борту было 148 пассажиров - 100-процентная загрузка. Самолет вел себя прекрасно. Немного удивил очень низкий расход топлива - в горизонтальном полете на эшелоне у нас расходовалось около 2500 кг в час.
Сам аэропорт "Звартноц" был мне знаком, так как мы были тут накануне. А почти 20 лет назад я садился здесь на самолете-лаборатории Ан-24. Тогда Быковский авиаотряд, в котором я работал, проводил в Ереване проверку курсо-глиссадной системы.
- Одним из заметных невооруженным глазом отличий А320 от классических лайнеров Ту-154, Ил-86 и Боингов является боковая рукоятка управления, которая заменила штурвал.
- Да, на А320 вместо штурвала стоит side stick или боковая рукоятка, джойстик. Она впервые появилась именно на самолетах "Эрбас" в конце 80-х годов. К ее боковому расположению, конечно, надо привыкнуть, но управлять с ее помощью самолетом особого труда не представляет.
Более принципиальное отличие самолетов "Эрбас", начиная с семейства А320, от так называемых "классических лайнеров" - это сама система управления, получившая название "fly-by-wire", дословно "полет с помощью проводов". На старых самолетах штурвал был связан с рулевыми машинами механически, с помощью тросов и тяг. Затем появились гидроусилители (бустеры), на Ту-204 уже поставили мини-штурвал, который отклоняет не тяги, а двигает ползунки потенциометров, которые, в свою очередь, выдают тот или иной сигнал гидроусилителю.
В А320 управление сделано именно по такой схеме: все команды на гидроусилители, которые отклоняют рулевые поверхности, идут по проводам. Источником сигналов являются как side stick, так и специальная система управления FMGS (Flight Manage-ment and Guidance System), которая представляет собой комплекс из навигационной системы и автопилота.
В FMGS перед вылетом вводится план полета, весовые данные самолета и ряд других параметров, и после взлета система практически сама ведет самолет в нужный пункт назначения, естественно, под контролем пилотов. Если позволяет техническое оборудование аэродрома, то даже посадку на А320 можно делать в автоматическом режиме.
Вообще А320 - это самолет не для ручного управления - все в большой степени автоматизировано. Несмотря на это, А320 требует от пилотов большего объема знаний по сравнению с тем же Боингом-757. Это самолет другого поколения.
- Вы летали на двух типах Боингов и на Ту-204. Не могли бы Вы сравнить эти самолеты?
- Наиболее ярко из них мне запомнился Боинг-757, потому что на нем были самые интересные полеты. Этот лайнер является средним звеном между советскими Ту-154, Ил-62 и последним поколением воздушным судов, к которым относятся "Эрбасы", начиная с семейства А320, и, отчасти, Боинг-777 и Ту-204.
В силу своей традиционности Боинг-757 больше нравится летчикам, т.к. к нему проще привыкнуть и адаптироваться, скажем, после Ту-154. На нем стоит обычный штурвал, алгоритмы всех расчетов похожи на алгоритмы отечественных самолетов.
Если сравнивать Ту-204 и А320, то эти самолеты спроектированы практически с единой "философией". Но А320 дожил до своей массовости, их уже выпущено более 1000 экземпляров, а Ту-204 пока все-таки "единичный" самолет. К сожалению, в его судьбе большую роль сыграла в минувшее десятилетие сложная экономическая ситуация в России в целом и в гражданской авиации, в частности.
Есть мнение в летной среде, что на современных Эрбасах летчик становится больше оператором ЭВМ, чем собственно пилотом. Действительно, наш А320 более компьютеризирован. Но, в конечном счете, когда летчики окончательно освоят Эрбас, они будут менее загружены в полете, чем на том же Боинге-757. А чем меньше загрузка летчика - тем более безопасен полет, так как у летчика больше времени на принятие решений.
- Cпасибо за интересный рассказ и удачи Вам в освоении нового лайнера!
P.S. По словам и.о. командира отдельной авиаэскадрильи А320 Евгения Белова основная часть летчиков эскадрильи должна закончить ввод в строй к Новому году. На 1 декабря допуски к самостоятельным полетам получили пятеро пилотов "Сибири"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Крылья Сибири». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"
Апрель 27, 2024
Альфа-Банк первым из российских банков открыл собственный бизнес-зал в аэропорту
Апрель 27, 2024
В здании липецкого аэропорта начался ремонт
Апрель 27, 2024
Авиакомпания "Smartavia" открыла прямые рейсы из Оренбурга в Санкт-Петербург