О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Все больше, и больше, и больше... зачем?

Владимир Журавель в статье "С маркой "Сделано в Германии" ("НВО", # 22, 2002 г.) утверждает, что советское руководство пошло на заключение пакта о ненападении с Германией в результате осознания несоответствия экономических возможностей страны потребностям будущей войны.

В частности, говорится, что в авиапромышленности удалось за счет германских технологий существенно повысить технический уровень новых самолетов и самого производства. В результате производительность возросла с 20 устаревших по тактико-техническим характеристикам машин в сутки в 1939-1940 гг. до 60 боевых самолетов новых конструкций в июле 1941 г.

Не очень понятно, как можно за неполные два года радикально обновить гигантский военно-промышленный комплекс (да даже и одну авиапромышленность). Отсчет надо бы вести по меньшей мере с 1929 г.

Уже по первому пятилетнему плану намечалось довести количество боевых самолетов до размеров, превышающих самолетный парк вероятных противников. А второй пятилетний план развития ВВС и вовсе предполагал достижение превосходства над ВВС вероятных противников, вместе взятых, и возможность ведения борьбы в воздухе с любой коалицией капиталистических государств. В итоге за счет напряженных усилий и больших затрат к 1937 г. парк ВВС увеличился в семь раз и составил 8139 боевых самолетов.

Однако этого показалось мало, и в 1939 г. на совещаниях руководства страны и ВС (состоявшихся в феврале, июне, сентябре) было решено начать строительство новых и реконструкцию действующих предприятий авиапромышленности, чтобы увеличить ее мощности в 1,5-2 раза, потому что возникло мнение, что мощности нашей авиапромышленности во столько раз уступают германскому показателю.

А в 1940 г. эти работы еще более форсировали. Достаточно сказать, что строилось 9 новых и реконструировалось 9 действующих самолетостроительных предприятий; строилось 6 новых авиамоторных и реконструировались все действующие. Напряжение было колоссальным. Весь комплекс намеченных предприятий предполагалось завершить до мая-июня 1941 г. При этом ассигнования на развитие авиационной промышленности в 1940 г. достигали 40% всего военного бюджета страны (который составлял во вторую пятилетку 47 млрд. руб., в 1938-1940 гг. - 119 млрд. руб.- т.е. на авиацию расходовалось до 25 млрд. руб. в 1940 г). 13 мая 1940 г. нарком обороны Тимошенко и начальник Генерального штаба РККА Шапошников направили письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) с обоснованием необходимости перевода авиапромышленности на положение военного времени, мотивируя это тем, что все вражеские государства в основном отмобилизовали свою авиапромышленность. Основная задача - выпуск возможно большего количества боевых самолетов, чтобы сравняться с уровнем авиастроения Германии. Авиационная промышленность со второй половины 1940 г. фактически работала в условиях, приближенных к военным (и это при ее реконструкции и расширении). В целях проверки мобилизационной готовности гражданских предприятий им поручался выпуск небольших пробных серий самолетов, авиадвигателей и др. В первой половине 1941 г. темпы роста производства самолетов несколько снизились - в среднем в месяц 660 машин против 685 в 1940 г. (табл. 1). Это объясняется переходом на новые типы, трудностями реконструкции. Но уже в июле было выпущено 1807 машин, а в сентябре - 2329.

Таблица 1

Выпуск боевых самолетов в СССР (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков)

Год193619371938193919401941-первая половина
Объем, шт.279834324033646082333950


Известно, что в 1935-1939 гг. количественный выпуск боевых самолетов в СССР был выше германского показателя почти в полтора раза. В 1940 г. в Германии было произведено 6470 боевых самолетов, в СССР - 8232. То есть воюющая страна выпускала самолетов меньше, чем мирная. А высшее советское руководство, вспомним, требует еще большего количества, чтобы "сравняться" с уровнем авиастроения Германии. В итоге в 1941 г. в Германии в среднем в месяц производилось 635 боевых самолетов, т.е. почти втрое меньше, чем в июле того же года в СССР.

А что толку? Практически вся авиапромышленность была утеряна в 1941 г. Уже в июле попал в угрожающее положение запорожский завод. Вскоре угроза нависла над таганрогским, бомбардировке подверглись воронежский и саратовский заводы. В октябре началась эвакуация московских заводов. В декабре 1941 г. выпуск боевых самолетов упал до самой низкой отметки за войну - 600 машин, т.е. снизился почти вчетверо по сравнению с сентябрем.

Парк советских ВВС к началу войны составлял 15 990 боевых машин, из которых 9917 (без авиации ПВО) находились на западном стратегическом направлении (7133 - в военных округах,1445 - в действующих флотах, 1339 - оперативно подчиненные самолеты дальней бомбардировочной авиации). Из них 59% - истребители, 31% - бомбардировщики, 4,5% - штурмовики, 5,5% - разведчики.

Германские войска, участвовавшие в нападении, располагали 1820 боевыми самолетами, из них 1160 - бомбардировщики и штурмовики. И еще 770 союзных. Общий парк боевых самолетов германских ВВС на 29 марта 1941 г. составлял 3583 машины, а к июню 1941 г. - 3836. Из них 1935 - бомбардировщики,1891 - истребители. Следовательно, в противоборствующих группировках (и по общему парку) превосходство по самолетам у советской стороны - 4,5:1. Только самолетов новых типов (1915 истребителей, 1310 легких бомбардировщиков, 450 фронтовых бомбардировщиков) у нас было больше, чем весь германский парк. В советских ВВС 59% составляли истребители, в германских - 45%. Это означает, что у нас усиливали оборонительное воздушное оружие.

За первый день боев было потеряно 1811 самолетов, из них на земле - 1489. ВВС Западного особого округа перед войной насчитывали вместе с дальней бомбардировочной авиацией 1825 самолетов. Действовавший против них 2-й германский воздушный флот - 1570 самолетов, из которых 900 боевых. К 1 июля 1941 г. ВВС Западного фронта располагали всего 120 исправными самолетами. К 10 июля 1941 г. в частях и соединениях фронтовой авиации действующей армии насчитывалось 2516 боевых самолетов. Их стало почти втрое меньше, чем к началу войны в западных военных округах. За первое полугодие войны с СССР германские ВВС потеряли 3945 боевых самолетов. Советские - 21 300 ед., из которых примерно 12 000 - новых типов. К декабрю 1941 г. в действующей армии имелось 2238 боевых самолетов (1289 новых типов), в резерве Ставки ВГК - 85 (84 новых типов), на дальневосточной границе - 2951 (185 новых типов). За это же время произведено 9777 ед.; 740 самолетов получено из США и Великобритании. Соотношение убыли советских самолетов с германскими потерями - 5:1. В ходе войны постепенно это соотношение менялось, но наши потери были больше германских по меньшей мере вдвое (табл.4). А кроме того, не будем забывать, что германским ВВС приходилось бороться с громадными силами ВВС США и Великобритании (табл. 2,3).

Таблица 2

Распределение сил ВВС Германии по театрам военных действий

Театр военных действий1.1.19431.1.1945
Западный фронт
Оборона рейха
14451410
1225
Восточный фронт15301710
Другие ТВД855505
Незанятые в операциях125735
Всего39555585


Таблица 3

Количество боевых вылетов, произведенных ВВС США в период Второй мировой войны.

Год

Театр военных действий против Германии

Театр военных действий против Японии

Боевых вылетовТоннаж бомбБоевых вылетовТоннаж бомб
1941--212-
1942975061216939408
194323450015412013242044680
19441137000938950272090147026
194543810045527047570306960


Таблица 4

Поставки боевых машин ВВС СССР и Германии в 1942-1943 гг.

Год19421943
Производство в СССР19 77228 205
Поставлено из США и Великобритании25856140
Всего поставлено советским ВВС22 30734345
Производство в Германии11 13718 813
Потери германских ВВС982317 490


Поэтому можно с полным основанием говорить о том, что предвоенные титанические усилия по развитию авиапромышленности и наращиванию парка ВВС оказались бессмысленными, разорительными, вредными. Все преимущество было утеряно сразу, и начинать пришлось "на голом месте"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка