О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Президентский борт N 1 набирает высоту

В Воронеже стал на крыло новый самолет Ил-96-300 ПУ с официальным бортовым номером РА-96016. А если говорить проще, первые полетные испытания над родным небом Черноземья прошел новый лайнер, который предназначен для Президента России Владимира Путина.

Прежде чем обрести своего высокого хозяина, эта машина, естественно, должна ощутить свою высоту. Тестирование дальних полетов у президентского самолета прошло даже с запасом: вместо положенных по норме четырех испытательных рейсов было сделано пять. Запас карман не тянет в любом случае. А в этой ситуации - тем более. Первые полеты нового президентского летающего офиса обеспечивали сугубо профессиональный экипаж из сотрудников Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) и ОКБ "Ильюшин" во главе с командиром Николаем Куимовым.

Их работа понятна и ответственна. Однако объяснимо и журналистское любопытство: как же на самом деле выглядит флагманский лайнер, о котором в прессе было написано немало всякого и разного? Об этом пока что можно судить со слов специалистов. Заслуженный летчик-испытатель России, полковник Виктор Галкин поднимал в небо Ил-96, на котором потом летал Борис Ельцин. Работает бывалый пилот и на нынешнем президентском самолете. Свои предпочтения он отдает новой машине: для летчиков удобнее, мягче в управлении. Да и салоны выглядят элегантнее, лишены помпезности и неуместной роскоши. Однако тут уж, конечно, лучше один раз увидеть, чтоб сравнить.

Кстати, нашим журналистам довелось побывать в будущем флагманском лайнере. Правда, в то время, когда в Воронеже проходили Дни "Парламентской газеты", он стоял в строительных лесах. Однако внутренняя планировка уже обрела свои очертания. Главный редактор газеты Леонид Кравченко в кабине экипажа даже присел в кресло пилота - "рулить" ему не привыкать. Нам же приглянулся отсек, где летчики отдыхают. С почтением мы осмотрели рабочий кабинет Президента, его комнату отдыха, кухню, душ и туалет. Размещаются в салоне и охрана, и обслуживающий персонал. Для сопровождающих лиц предусмотрены отдельное помещение на 18 кресел, собственная кухня и свой туалет.

Тогда все это предстало перед нами в первозданном виде, без намека на отделочные работы. И объяснялось это просто - даже на постройку президентского самолета деньги из казны тогда не выделялись. Что уж тут говорить о судьбе еще нескольких Ил-96, горестными скелетами застывших в пустынном сборочном цеху. Так зримо материализовалось перед нами отношение властей к нуждам отечественного авиапрома.

В будущем конференц-зале летающего президентского офиса Леонид Петрович провел тогда краткую "летучку" с корреспондентами: газета должна бить тревогу, журналистское перо не вправе оставлять авиастроителей один на один с их бедами. Собственно, на ВАСО в то время нас и привел экстремальный случай: в коллективе назревала крайняя степень социального напряжения. Рабочие направили в адрес Президента и правительства РФ письмо с требованиями принять кардинальные меры по развитию отечественного авиастроения. Особо остро они негодовали по поводу действий "Аэрофлота", в очередной раз решившего закупить крупную партию зарубежных самолетов и вопреки договоренностям опять не вложившего ни копейки в наш Ил-96.

Об этой парадоксальной ситуации наша газета рассказывала неоднократно. Действительно, дальнемагистральный лайнер нового поколения, способный дать фору "боингам", давно был нужен авиаторам как воздух. Но его крылья почти на 10 лет крепко связали порука чиновничьего пустословия и небрежения к государственным интересам. Мы писали о том, что на заводе потеряли счет высокопоставленным гостям и комиссиям. По цехам торжественно прошли почти все бывшие премьеры нашего правительства, плотные шеренги их заместителей и министров, несчетное число ведомственных вельмож. Все были щедры на обещания. Только посулы эти и гроша ломаного не стоят. В буквальном смысле слова.

Сегодня можно вспомнить, как будучи премьером наводил инспекцию Виктор Черномырдин. Посмотрел он тогда, как на авиазаводе строили его "крылья" - Ил-96 должны были сделать и для руководителя правительства РФ. Все одобрил Виктор Степанович, порекомендовал оборудовать в самолете, кроме парадного выхода, еще и нижний трап. Обещая помочь, премьер-министр отбыл по важным делам. В Словацкой Республике помимо прочего решался вопрос о поставках двух воронежских Илов в счет погашения долга, доставшегося от СССР. Соглашение об этом уже существовало. С кредитором расплатились... газом. По велению Черномырдина. Помог, называется, Виктор Степанович.

По-своему крутанул чиновничью рулетку очередной председатель правительства Сергей Кириенко. С ним из столицы в Воронеж прибыл мощный пропагандистский десант в полсотни журналистских перьев. На заводской аэродром их доставили на грузовом Ил-96 Т. Очевидно, для того, чтобы набрались личных впечатлений. Восклицательных знаков, как и обещаний, было, как всегда, много. Но все растаяло, как в высоких небесах след самолета, унесшего важного гостя и свиту банкиров, подписавших новый протокол дополнений к генеральному соглашению. А на земле, в заводских цехах, проблемы остались те же - в отечественный аэробус не было завернуто ни одного шурупа.

Наша газета не раз воздавала должное воронежским создателям конкурентоспособного самолета. Все эти годы они не сидели сложа руки. В самых критических обстоятельствах здесь сохранили элитный кадровый костяк, хотя численность рабочих на заводе уменьшилась втрое. Чтобы как-то выжить, в цехах ширпотреба начали клепать не только домашнюю утварь, сеялки и сенокосилки, но и прекрасные современные лодки и катера. Занялись отделкой железнодорожных вагонов. С небес на землю авиастроители опустились ради главного - чтобы поднять в воздух один из лучших в мире лайнеров. Во имя этого люди терпели даже оскорбительно низкую - меньше, чем в среднем по России, - зарплату. Каждая заработанная и добытая на стороне копейка шла в дело. В 1999 году воронежцы сотворили настоящую сенсацию: Ил-96 Т первым из отечественных лайнеров получил сертификат американского Федерального управления гражданской авиации. Это значило, что даже на иноземных рынках наш самолет был готов к честной конкуренции с американскими и французскими аналогами.

Но все же, как образно подмечено, у того, кто не смотрит в небо постоянно, отмирают крылья. Более всего авиастроители вдохновились тем, что другими ветрами повеяло вроде бы в высоких кабинетах. Острейшая дискуссия с правительством о судьбах отечественного авиастроения прошла в Госдуме. Проблему обсудили на Совете Федерации сенаторы. Их вердикт был однозначным: ситуация критическая, меры нужны срочные. Однако лишь время спустя при непосредственном контроле Президента РФ Владимира Путина были-таки разработаны и утверждены Основы политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 года. Созданы специальные авиахолдинги, которым предстоит заниматься финансированием строительства и реализацией наших самолетов. Тем не менее тот же лизинг пробивался на ВАСО, по признанию генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева, "едва ли не с кровопролитными боями". А замминистра экономического развития Юрий Исаев заметил, что еще два-три года - и мы потеряли бы отечественный авиапром окончательно...

Эти слова высокопоставленные чиновники произнесли недавно в прошедшем марте на очередной встрече с трудовым коллективом ВАСО. Правда, на этот раз речи были подкреплены и средствами. Благодаря финансовой подпитке в 12,5 миллиона долларов по линии Национального резервного банка и лизинговой компании "Ильюшин-Финанс" завод рассчитался по всем накопившимся долгам и имеет "чистую отчетность". Но главные надежды авиастроителей связаны с тем, что ВАСО стал составной частью объединенной корпорации "Ильюшин". Последние перемены на предприятии зримые: некоторые цеха уже начали действовать на полную мощность в три смены. На работы приняты более тысячи человек. Перспективы обнадеживающие: поставлена задача в ближайшее время выйти на ритмичный рабочий график - каждые два месяца с конвейера должен сходить новый аэробус. Кроме того, для авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" достраиваются транспортные Ил-96-400 Т. Для нужд Министерства обороны РФ в Воронеже планируется модернизировать и выпускать транспортные Ил-76 МФ и Ил-112. Завод уже обеспечен заказами на 2,5 года вперед. Проявляют интерес к нашим самолетам китайцы. Возможен контракт с Индией.

КажетсЯ, взлетаем. Ну а первой ласточкой этого возрождения, что и символично, и симптоматично, уже стал парящий в испытательных полетах над Центральным Черноземьем новый президентский самолет. Главное его отличие от предыдущего "ельцинского", который роскошно оформляли целый год в швейцарском Базеле, заключается, по словам главного инженера ВАСО Михаила Шушпанова, в том, что делали его до последнего винтика дома, в России. В Перми изготовили первоклассные моторы, в Омске разработали систему спецсвязи. На самолете установлен новый бортовой комплекс аэронавигационного оборудования. Лайнер может взлетать и садиться практически в любую погоду. Кстати, такими комплексами, по мнению специалистов, одними из лучших в мире, будут оборудованы и пассажирские Ил-96-300. На новом президентском лайнере установлен еще и пункт управления Главнокомандующего Вооруженных сил РФ.

Что же касается слухов о невообразимой роскоши летающего офиса главы государства, то, по замечанию Михаила Шушпанова, это просто россказни. "Нет здесь ни баров, ни спортзалов, ни туалетов за 75 тысяч долларов, которые зачем-то придумали некоторые журналисты", - говорит главный инженер ВАСО. Тендер на оформление салона борта N 1 выиграли англичане. Отделочные работы они вели в Воронеже совместно с российскими специалистами. Основной колорит салона выдержан в спокойных тонах, которым отдает предпочтение Президент. А главная оформительская изюминка заключается в шелковых гобеленах, изготовленных мастерами из Павловского Посада, позолоте и ювелирных изделиях из Златоуста. Много натурального дерева. Все это, конечно, стоит недешево. Однако гораздо скромнее и эстетичнее, чем в прежнем самолете, который обошелся казне почти в 300 миллионов долларов. Новый флагманский лайнер, по некоторым оценкам, будет стоить раз в пять дешевле.

Президентский борт N 1 набирает высоту. После воронежских испытаний лайнер взял курс на Москву. Теперь в течение двух месяцев последует контрольная специальная отработка командного пункта управления. Сдача флагманского лайнера в эксплуатацию в ГТК "Россия" намечена на 30 августа. Все идет по графику....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка