О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия и Франция нанесут удар по США

На днях российский премьер-министр Михаил Касьянов заявил о том, что Россия и Франция приступили к обсуждению возможности создания совместного боевого самолета пятого поколения. Недавняя война в Афганистане и Ираке продемонстрировала, по какому сценарию будут проходить военные конфликты в будущем. Для ведения максимально эффективных боевых действий в этих условиях США и Великобритания сейчас как раз активно работают над созданием нескольких самолетов пятого поколения. Один из них, F-22 Raptor, уже поставлен на "конвейер". Без собственного аналога F-22 Россия, как, впрочем, и Франция, также претендующая на особую роль в мире, рискует утратить большую часть своего влияния и оказаться "запертой" в пределах собственных границ.

В США идея о необходимости начать разработку истребителя пятого поколения появилась еще в начале 1970-х годов. Тогда американские ВВС начали проработку концепции самолета, который должен прийти на смену F-15. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Максима Пядушкина, самолет пятого поколения должен отвечать нескольким требованиям. "Во-первых, в боевом самолете пятого поколения должна применяться технология Stealth, - сказал RBC daily г-н Пядушкин. - Во-вторых, в нем должен быть радар с активной фазированной решеткой, который позволяет "вести" больше целей, в том числе и за горизонтом. Кроме того, этот самолет должен обладать интегрированной системой вооружений и двигателями с изменяемым вектором тяги". Американские военные уже получили на вооружение тяжелый истребитель пятого поколения F-22 Raptor, разработанный компанией Lockheed Martin. Стоимость каждого истребителя оценивается в 100 млн долларов. Сейчас Lockheed Martin приступила к разработке другого самолета пятого поколения - F-35 Joint Strike Fighter (JSF, универсальный ударный истребитель). На этот проект, предусматривающий производство 3000 JSF, Пентагон планирует выделить 200 млрд долларов. JSF, по замыслу американских стратегов, должен заменить истребители F-16 и штурмовики A-10, а на вооружение он поступит в 2008 году.

Самолет пятого поколения разрабатывался специально под сценарии ведения боевых действий в будущем, таких как война в Ираке или Афганистане. "Характер боевых действий меняется, и под него необходимо разрабатывать новые виды боевой техники", - сказал RBC daily руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Авиация сейчас развивается быстрей остальных родов войск, так как она превратилась в основную ударную силу". Американцы рассчитывают с помощью таких самолетов полностью устранить возможных конкурентов "в небе". На официальном сайте Lockheed Martin именно так и заявлено: "Появление F-22 означает начало эры доминирования США в воздухе". Постановка на вооружение самолетов вроде JSF существенно увеличивает мобильность американских вооруженных сил. Одна и та же машина сможет выполнять задачи, которые сейчас возлагаются сразу на несколько типов самолетов, например истребителя F-16 и штурмовика A-10. При этом JSF позволяет вести боевые действия с очень плохих аэродромов. Самолету требуется очень короткая взлетная полоса, а садиться JSF способен вертикально. Учитывая, что среди наиболее вероятных противников США сейчас числятся страны вроде Северной Кореи с крайне "бедной" инфраструктурой, такие свойства авиации позволяют американской армии совершать боевые вылеты не только с авианосцев.

Россия, для которой США остаются потенциальным противником, сейчас также вплотную озаботилась вопросом своей оборонной конкурентоспособности. Без современных авиационных технологий страна потеряет возможность разговаривать с американцами с относительно равных позиций. "России необходимо создавать боевой самолет пятого поколения хотя бы для того, чтобы сохранить конструкторскую школу, - говорит Максим Пядушкин. - Одновременно модернизация истребителей четвертого поколения, что сейчас происходит в России, имеет предел". Однако, по мнению Александра Храмчихина, перспективы принципиально нового самолета в России пока выглядят весьма туманно. По оценкам экспертов, для разработки истребителя пятого поколения требуется от 1,5 до 10 млрд долларов. "В нынешних условиях в России в лучшем случае могут сделать несколько экземпляров истребителей пятого поколения для поддержания технологий. Но ни о каком массовом производстве речи не идет. С этими самолетами может получиться так же, как с линкорами, которые во время второй мировой войны из-за своей "дороговизны" в море выходили очень редко", - говорит эксперт.

В этой ситуации в России как раз и появились разговоры о возможности совместной разработки истребителя пятого поколения с иностранными партнерами. "Американцы, которые являются потенциальными экономическими и военными конкурентами России, естественно, на эту роль не подходят, - рассказывает г-н Храмчихин. - В качестве возможных партеров также рассматривались Индия и Китай. Но с Китаем, являющимся потенциальным противником России, совместный самолет разрабатывать нельзя. Индия же скорее всего не потянет совместный проект из-за отсутствия необходимых технологий". Франция, с которой Россия, возможно, будет разрабатывать новый самолет, на этом фоне выглядит достаточно привлекательной кандидатурой. "Франция является одной из немногих стран, где на вооружении стоят собственные самолеты. К тому же в стране есть собственные сильные разработки в этой отрасли", - сказал Александр Храмчихин. Эксперт из Центра АСТ Максим Пядушкин также согласен с тем, что Франция выступает в качестве интересного варианта. "Судя по всему, в одиночку им создать собственный самолет не удастся, - говорит г-н Пядушкин. - Часть европейских стран присоединилась к проекту JSF. Поэтому Париж и не исключает возможности создания совместного с Россией самолета. Можно предположить, что Россия будет разрабатывать планер, а французская сторона поставит бортовое оборудование"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка