RBC Daily
1 июля 2003, 10:50
Россия и Франция нанесут удар по США
В США идея о необходимости начать разработку истребителя пятого поколения появилась еще в начале 1970-х годов. Тогда американские ВВС начали проработку концепции самолета, который должен прийти на смену F-15. По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Максима Пядушкина, самолет пятого поколения должен отвечать нескольким требованиям. "Во-первых, в боевом самолете пятого поколения должна применяться технология Stealth, - сказал RBC daily г-н Пядушкин. - Во-вторых, в нем должен быть радар с активной фазированной решеткой, который позволяет "вести" больше целей, в том числе и за горизонтом. Кроме того, этот самолет должен обладать интегрированной системой вооружений и двигателями с изменяемым вектором тяги". Американские военные уже получили на вооружение тяжелый истребитель пятого поколения F-22 Raptor, разработанный компанией Lockheed Martin. Стоимость каждого истребителя оценивается в 100 млн долларов. Сейчас Lockheed Martin приступила к разработке другого самолета пятого поколения - F-35 Joint Strike Fighter (JSF, универсальный ударный истребитель). На этот проект, предусматривающий производство 3000 JSF, Пентагон планирует выделить 200 млрд долларов. JSF, по замыслу американских стратегов, должен заменить истребители F-16 и штурмовики A-10, а на вооружение он поступит в 2008 году.
Самолет пятого поколения разрабатывался специально под сценарии ведения боевых действий в будущем, таких как война в Ираке или Афганистане. "Характер боевых действий меняется, и под него необходимо разрабатывать новые виды боевой техники", - сказал RBC daily руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Авиация сейчас развивается быстрей остальных родов войск, так как она превратилась в основную ударную силу". Американцы рассчитывают с помощью таких самолетов полностью устранить возможных конкурентов "в небе". На официальном сайте Lockheed Martin именно так и заявлено: "Появление F-22 означает начало эры доминирования США в воздухе". Постановка на вооружение самолетов вроде JSF существенно увеличивает мобильность американских вооруженных сил. Одна и та же машина сможет выполнять задачи, которые сейчас возлагаются сразу на несколько типов самолетов, например истребителя F-16 и штурмовика A-10. При этом JSF позволяет вести боевые действия с очень плохих аэродромов. Самолету требуется очень короткая взлетная полоса, а садиться JSF способен вертикально. Учитывая, что среди наиболее вероятных противников США сейчас числятся страны вроде Северной Кореи с крайне "бедной" инфраструктурой, такие свойства авиации позволяют американской армии совершать боевые вылеты не только с авианосцев.
Россия, для которой США остаются потенциальным противником, сейчас также вплотную озаботилась вопросом своей оборонной конкурентоспособности. Без современных авиационных технологий страна потеряет возможность разговаривать с американцами с относительно равных позиций. "России необходимо создавать боевой самолет пятого поколения хотя бы для того, чтобы сохранить конструкторскую школу, - говорит Максим Пядушкин. - Одновременно модернизация истребителей четвертого поколения, что сейчас происходит в России, имеет предел". Однако, по мнению Александра Храмчихина, перспективы принципиально нового самолета в России пока выглядят весьма туманно. По оценкам экспертов, для разработки истребителя пятого поколения требуется от 1,5 до 10 млрд долларов. "В нынешних условиях в России в лучшем случае могут сделать несколько экземпляров истребителей пятого поколения для поддержания технологий. Но ни о каком массовом производстве речи не идет. С этими самолетами может получиться так же, как с линкорами, которые во время второй мировой войны из-за своей "дороговизны" в море выходили очень редко", - говорит эксперт.
В этой ситуации в России как раз и появились разговоры о возможности совместной разработки истребителя пятого поколения с иностранными партнерами. "Американцы, которые являются потенциальными экономическими и военными конкурентами России, естественно, на эту роль не подходят, - рассказывает г-н Храмчихин. - В качестве возможных партеров также рассматривались Индия и Китай. Но с Китаем, являющимся потенциальным противником России, совместный самолет разрабатывать нельзя. Индия же скорее всего не потянет совместный проект из-за отсутствия необходимых технологий". Франция, с которой Россия, возможно, будет разрабатывать новый самолет, на этом фоне выглядит достаточно привлекательной кандидатурой. "Франция является одной из немногих стран, где на вооружении стоят собственные самолеты. К тому же в стране есть собственные сильные разработки в этой отрасли", - сказал Александр Храмчихин. Эксперт из Центра АСТ Максим Пядушкин также согласен с тем, что Франция выступает в качестве интересного варианта. "Судя по всему, в одиночку им создать собственный самолет не удастся, - говорит г-н Пядушкин. - Часть европейских стран присоединилась к проекту JSF. Поэтому Париж и не исключает возможности создания совместного с Россией самолета. Можно предположить, что Россия будет разрабатывать планер, а французская сторона поставит бортовое оборудование"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции