О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС снова сзывает в Жуковский мировую элиту

С 19 по 24 августа в г. Жуковский пройдет шестой Международный авиационно-космический салон МАКС-2003. И хотя до его открытия остается еще около двух месяцев, интерес к предстоящему событию, поскольку МАКС прочно вошел в обойму престижных мировых выставок авиации и космонавтики, необычайно высок. Об этом на пресс-конференции рассказал заместитель председателя Оргкомитета салона первый заместитель гендиректора Росавиакосмоса Валерий Воскобойников.

О том, что подмосковный город Жуковский - самое подходящее место для проведения российского авиасалона мирового уровня, стало ясно еще летом 1992 года, когда на аэродроме Летно-исследовательского института им. М. М. Громова 203 российских и зарубежных предприятия представили 114 летательных аппаратов. С тех пор регулярно, каждые два года, по нечетным годам, здесь собирается весь цвет аэрокосмической индустрии.

Совсем не случайно организаторы международной выставки "Гражданская авиация" обратились к руководству ОАО "Авиасалон" с предложением устраивать ее в те годы, когда не проводится МАКС, не в аэропорту Домодедово, как в 2002 году, а в Жуковском.

По мнению гендиректора "Авиасалона" Игоря Новикова, в этом есть определенный смысл: гражданская авиация - это отдельная тема, и для демонстрации новейших достижений в обслуживании пассажиров, аэродромном оборудовании, технологии перевозок, не говоря уже о непременном для подобных салонов аэрошоу, летное поле ЛИИ подойдет как нельзя более лучше. Сейчас этот вопрос обсуждается, и не исключено, что на нынешнем МАКСе будет объявлено о месте проведения выставки "Гражданская авиация-2004". В то же время, заметил Игорь Новиков, в те годы, когда не проходит МАКС, предполагается на этом выставочном комплексе устраивать смотры передовых технических и технологических достижений в параллельных областях - вооружении, ракетно-космической отрасли и других.

"Главная наша цель, - подчеркнул гендиректор ОАО "Авиасалон", - сделать МАКС федеральной программой, чтобы это было узаконено и чтобы все в России знали, что такое МАКС и когда он должен проводиться".

Нетрудно понять озабоченность И. Новикова, поскольку за последнее время мода на авиасалоны и сопутствующие им аэрошоу докатилась и до России, приобретя, как всегда, свои специфические черты. Однако очевидно, что МАКС остается даже среди весьма представительных других авиафорумов, проводящихся в России, вне конкуренции. Это подтвердил и Валерий Воскобойников, отметив, что МАКС будет проводиться на общефедеральном уровне и будет пользоваться поддержкой правительства, которое решило, что следует сконцентрироваться на укреплении международного престижа МАКСа. Впрочем, федеральную поддержку получат также Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, который впервые пройдет в конце июня и будет приурочен 300-летию города, - он будет проводиться по нечетным годам. Салон обычного вооружения и военной техники будет проводиться по четным годам в Красноармейске. Все же остальные выставки, в том числе и авиационные, носят чисто коммерческий характер и проводятся по инициативе и при финансовой поддержке спонсоров.

Год назад планировалось, что в МАКС-2003 примут участие свыше 500 компаний различного профиля из более чем 30 стран мира, которые представят свои новейшие достижения в следующих областях: летательные аппараты всех типов и назначений; ракетные системы, космические аппараты и космические технологии; авиационные и космические двигатели; бортовое и наземное оборудование; системы навигации и управления полетами; системы спасения и жизнеобеспечения; техника аэропорта; вооружение и военная техника сухопутных войск и ВМФ; комплексы ракетного вооружения; конверсионные высокие технологии и др.

Сегодня, за два месяца до открытия салона, свое участие подтвердили 114 фирм из 31 страны дальнего зарубежья и 308 фирм России, СНГ и стран Балтии. Итого - 422 участника из 36 стран. И заявки продолжают поступать.

Напомним, что в 2001 году в МАКСе приняли участие 537 фирм и организаций, в том числе 115 инофирм из 34 стран, продемонстрировали 166 летательных аппаратов, было выполнено более 300 демонстрационных полетов.

Для участия в салоне подали заявки 56 организаций, прежде никогда не принимавших в нем участия. Традиционно широко представлены предприятия Пермской и Самарской областей. Впервые участвует корпорация "Аэрокосмическое оборудование" из Санкт-Петербурга, объединяющая более 40 предприятий, полностью арендующая один из павильонов. Отдельным стендом будет представлено Российское авиационно-космическое агентство. Впервые принимают участие на объединенном стенде предприятия Башкортостана. Значительные площади арендуют космические войска.

О популярности МАКСа говорит хотя бы такой факт: сразу же после завершения МАКС-2001 дирекция получила множество заявок на участие в следующем салоне и просьбы зарезервировать площади для их экспозиций. В настоящее время построен еще один павильон площадью 3000 кв. м, но его не хватает, и поэтому строятся временные пластиковые павильоны общей площадью 3500 кв м, и эти выставочные площади уже полностью зарезервированы и оплачены.

Понятно, что интерес к МАКСу у отечественных предприятий авиакосмической отрасли огромен. Прекрасно сознавая, что получение достаточных средств из федерального бюджета весьма проблематично, они видят перспективу в развитии внешнеэкономических связей, а для этого необходимо участвовать в международных авиасалонах, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей и партнеров.

Аэрошоу по-жуковски

Конечно, много было вопросов о проведении демонстрационных полетов военной авиационной техники. Еще в памяти прошлогодний скандал, когда в самый последний момент были отменены демонстрационные полеты пилотажных групп, выступления которых были запланированы в рамках фестиваля Sky Open Airshow на международном салоне "Гражданская авиация-2002". Буквально за несколько часов до прилета в Домодедово широко разрекламированной итальянской эскадрильи "Фрэчче Триколори" фестиваль, который готовился полтора года, был отменен, несмотря на положительное решение Правительства РФ о прилете итальянских летчиков. О целесообразности подобных аэрошоу и - самое главное - об обеспечении безопасности для зрителей особенно настойчиво заговорили после львовской трагедии, когда 27 июля прошлого года Су-27 ВВС Украины спикировал на толпу во время авиашоу на аэродроме "Склынив" из-за грубейших просчетов его организаторов.

Как сообщил В. Воскобойников, в программе МАКС запланированы выступления "Русских витязей" на Су-27, "Стрижей" на МиГ-29 - эти группы недавно участвовали в демонстрационных полетах над Красной площадью во время торжеств, посвященных Дню России - и других российских пилотажных групп. Но кроме этого, впервые в небе Жуковского покажут свое великолепное мастерство забывшая прошлогоднюю обиду эскадрилья "Фрэчче Триколори" на учебно-тренировочных легких боевых самолетах MB-339PAN и французская группа "Патруль де Франс" на "Альфа-Джет".

Но не случится ли подобное прошлогоднему фиаско?

- Не случится, - заверил Игорь Новиков. - Даже речи о каком-то запрещении проведения демонстрационных полетов быть не может. Мы в состоянии обеспечить все условия для безопасности аэрошоу.

Это подтвердил и член Оргкомитета начальник ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова" Вячеслав Бакаев.

Соответствующая международным стандартам современная система безопасности, внедрения на территории ЛИИ, позволяет организовать демонстрационные и показательные полеты любой сложности с максимальной интенсивностью и безопасностью. Безопасность полетов поддерживают диспетчерская служба, руководитель полетов и, что очень важно, система средств объективного контроля. Она позволяет контролировать в реальном масштабе времени координаты воздушного судна, его скоростные и высотные характеристики, углы пространственного положения самолета и все другие необходимые параметры, чтобы вовремя выявить неблагоприятное движение ВС и вовремя его предотвратить в случае возникающей опасности. А в отличие от Домодедова здесь осуществляется контроль за всей зоной полетов пилотажных групп. В задачу специального комитета управления входит формирование программ демонстрационных полетов, оценка годности ВС и экипажей, оказание им помощи, разумеется, проработаны действия при аварийном покидании самолета.

Побряцаем оружием?

Как и прежде, салон в Жуковском не составили без внимания ведущие авиастроительные и космические фирмы мира, рассматривая МАКС не только как престижную выставку новейших достижений в этих отраслях, но и как огромную специализированную ярмарку, как всемирный бизнес-центр по налаживанию взаимовыгодных контактов с потенциальными партнерами. Впервые примет участие в МАКСе Европейское космическое агентство, представляющее десять европейских государств.

Уже поступили заявки от зарубежных фирм на показ 17 летательных аппаратов. Но, пожалуй, самую большую сенсацию преподнесли США, дополнительно заявив для показа широкий спектр боевой авиации: истребители F-14, F-15, F-16, F-18, вертолет АН-64А "Апач", военно-транспортный самолет С-17. Впервые демонстрирующаяся на МАКСе вся эта грозная армада, безусловно, придаст салону особую остроту, поскольку она постоянно конкурирует с нашими "су" и "мигами" на авиасмотрах, проходящих на всех широтах (естественно, там, где до наших истребителей не могла добраться алчная Noga) - и в Малайзии на острове Лангкави, и на "Сеул Эршоу", и в Дубае.

Понятно, что ни один раздел любого авиационного салона не изучается столь придирчиво и заинтересовано, как раздел военной авиатехники. Ведь именно здесь демонстрируются новейшие технологии, которые впоследствии находят применение и в гражданской авиации. Только одна российская часть любого салона по ассортименту и классу представленных самолетов и вертолетов не уступает крупной международной выставке вооружений.

Торговля оружием еще с сотворения мира не отличалась чрезмерной щепетильностью, ну а уж в наш век разгульного прагматизма и напрочь утраченных иллюзий о джентльменском наборе при объявлении тендера, скажем, на партию истребителей-перехватчиков, рассчитывать и вовсе не приходится. Хорошие манеры в этом специфическом и крайне опасном бизнесе проявляются разве что при подписании миллиардного контракта, с боем вырванного из рук уже готовящегося праздновать победу заклятого соперника.

Ну, а уж российскому оборонно-промышленному комплексу без экспорта оружия и вовсе не выжить, учитывая тот непреложный факт, что ОПК куда больше нынче задействован в оснащении современнейшим оружием армий зарубежных стран - далеко не всегда, заметим, дружественных - нежели своей собственной.

Однако "оружейная ярмарка", пожалуй, единственный рынок, где приоритеты отдаются не коммерческой выгоде, а, как это было принято в доперестроечном СССР, "политической целесообразности". Иначе говоря, сделать добротную, с устрашающим боевым потенциалом машину - еще полдела. Вы попробуйте ее еще сбыть с рук и не остаться при этом внакладе! А тут уже вступают в действие некие тайные силы, хотя, чьи именно интересы они лоббируют - секрет полишинеля. Можно ведь абсолютно не разбираться в управлении вектором тяги или, скажем, зенитных ракетных комплексах, но зато умело манипулировать общественным мнением и отлично знать, какие рычаги следует нажимать, чтобы добиться от правительства желаемого вердикта.

Честной конкурентуции ни с F-15, ни с F-15, ни с F-18 или там с Mirage отечественные производители авиационной техники никогда особенно не опасались - всегда находилась в заводских загашниках очередная новинка, с которой не стыдно выйти на мировой рынок. Но в том-то и дело, что надеяться на порядочность в оружейном бизнесе может лишь неисправимый идеалист. И за примером далеко ходить не надо. На последнем авиасалоне в Сеуле "Рособоронэкспорт" и фирма "Сухой" подали заявку на поставку ВВС Южной Кореи партии новейших многофункциональных истребителей Су-35. В тендере (а программа оценивалась в 4 млрд дол.) как водится пожелал поучаствовать и Boeing со своим без конца модернизируемым F-15. Подсуетились и французы со своим "Рафалем".

Все, видевшие, как Су-35 с блеском выделывал фирменные пируэты, были единодушны: это фантастика, и желать лучшего просто нельзя. Да вот незадача: последнее слово остается не за летчиками корейских ВВС, а все-таки за политиками. Ну а те, исходя, как всегда, из складывающейся политической конъюнктуры и массированного нажима Вашингтона, отдали предпочтение американскому "иглу". Не помогло даже то обстоятельство, что Су-35 чуть ли не вдвое дешевле своего конкурента, к тому же весомую долю от суммы контракта российская сторона готова была вложить в экономику Южной Кореи да еще передать технологию и поставить программное обеспечение.

В конечном итоге заказ - на 40 истребителей F-15K - уплыл за океан, что, в сущности, практически никого и не удивило. И вот теперь на МАКСе, уже на своем летном поле, на одной линейке натурных экспонатов можно будет увидеть и попытаться оценить извечных соперников. А если б еще увидеть их в небе......
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка