О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский вертолет пришел на помощь американским "Чинукам"

В марте 2002 г. над территорией Афганистана был сбит военно-транспортный вертолет "Чинук", принадлежащий ВС США. Он упал в горном районе недалеко от населенного пункта Гордез. Эвакуировал сбитую американскую машину российский экипаж Владимира Копчикова на вертолете Ми-26. Около трех часов потребовалось нашим летчикам, чтобы пролететь с подвешенным снизу на тросах безжизненным телом "Чинука" почти 400 км до авиабазы в Баграме и при этом еще совершить две посадки для дозаправки.

Американское военное ведомство и Государственный департамент США, которые впервые обратились за помощью в российскую авиационную компанию "Вертикаль - Т", гарантировали всестороннюю помощь и полную безопасность. Однако каждый, кто находился на борту отечественного богатыря, понимал, что работа предстоит сложная, опасная и ответственная. По своим характеристикам Ми-26 на тросах может поднять 20 тонн груза. Но эти расчеты - для оптимальных погодных условий, когда превышение над уровнем моря небольшое и температура воздуха от +10 до +15 градусов. "Чинук" же лежал на высоте 2800 м, где в условиях высокогорья у вертолетов падает мощность двигателей. И хотя был март, в Афганистане через час-полтора после восхода солнца воздух успевает прогреться до +28 градусов, а в полдень +35. К тому же не стоило сбрасывать со счетов и боевые действия, которые шли на территории Афганистана. Упавший американский вертолет - красноречивое тому доказательство.

Из Сургута, где экипаж работал на нефтеразработках, Ми-26 перелетел в Душанбе. Здесь летчики оперативно получили необходимое разрешение от военных США для полета над Афганистаном, поднялись в воздух и взяли курс на Баграм. Следовали по воздушному коридору, определенному американцами. Их авиадиспетчеры еще над территорией Таджикистана с наземных пунктов управления взяли российский вертолет под свою опеку и устойчиво вели его до самой посадки. В эфире общались по-английски.

На вертолетную площадку бывшего советского военного аэродрома, а ныне американской военной базы Баграм высыпали чуть ли не все американские солдаты и офицеры, которые находились в это время в городке. Каждый из них старался поближе рассмотреть Ми-26, для многих - русское чудо, которое они видели впервые. Дело в том, что авиационная промышленность США вертолеты такого класса не производит. Самый большой, который у них есть, - "Чинук". Но ему под силу поднять лишь 10 тонн груза. А в условиях, где предстояло работать, он бы вытянул не более 4-5 тонн. Хоть бери и режь сбитую винтокрылую машину на части. Делать же это американцы не собирались. Уж больно дорого она стоила - даже не летающая - почти 40 млн. долл., и была возможность ее восстановить. Поэтому и пригласили русских летчиков помочь. Тем более, что они хорошо знакомы с особенностями местных условий.

После приземления экипаж стал готовить вертолет к предстоящей операции. Для начала полностью разгрузили вместительное нутро "коровы" (так наши военные называют Ми-26). Вытащили дополнительные топливные баки, различное вертолетное имущество, даже личные вещи. Ведь высокогорье влияет даже на такую махину.

Затем два-три часа совещались с американскими военными. Решали, кто куда летит, какой маневр совершает, определяли действия во время подцепки "Чинука" и его транспортировки. Операцию планировали начать с восходом солнца, чтобы хоть что-то успеть сделать до наступления жары. Лететь же в темноте было небезопасно.

Кстати, нельзя здесь не сказать вот о чем. Когда наши пилоты еще только вышли из вертолета после приземления, их сразу предупредили, что свободно передвигаться по базе запрещено. Только на автомобилях и обязательно в сопровождении представителя армии США. Пока наши возились у вертолета, то и дело здесь появлялись какие-то офицеры, которые неплохо говорили по-русски. Один из них по фамилии Дуглас, представившийся "капитаном десантных войск", по сути, не отходил от экипажа. Он настолько "привязался" к ребятам, что даже остался ночевать вместе с ними в палатке.

Утром после завтрака с восходом солнца взлетели и направились в сторону Гордеза. Первым взлетал Ми-26. В дне вертолета есть специальный грузовой люк. Возле него внутри фюзеляжа установлены специальные крепления. Рядом место борт-оператора. К приспособлению прикрепили два десятиметровых троса со специальными электрическими замками и опустили их в открытый люк.

За нашим вертолетом поднялись три "Чинука" для прикрытия. На каждом из них установили пулеметы, приспособления, чтобы отстреливать инфракрасные ловушки для ракет переносных зенитных комплексов.

Шли на высоте 3500 м этаким двухслойным пирогом: ближе к земле - американская тройка, над ней - выше на 300-400 м - наша машина.

В Баграме на Ми-26 сели два майора армии США. Один был ответственным за проведение операции, второй - поддерживал радиосвязь с вертолетами и наземными силами. На одном из "Чинуков" летел исполнительный директор авиакомпании Кирилл Аносов.

Стоит отметить, что операцию американцы подготовили довольно тщательно. Когда Ми-26 приступил к работе, машины сопровождения немного снизились и продолжали облет местности. Здесь же их ждала пара вертолетов огневой поддержки "Апач". Они кружили чуть выше вертолетов сопровождения. А уже над ними барражировала пара истребителей. Летчиков предупредили, что на земле все окрестные высоты заняты подразделениями американского спецназа общей численностью около 120 человек. В общем, в результате всех предпринятых мер подъем и доставка вертолета прошли спокойно и мирно.

Между тем на сбитом "Чинуке" уже работали американские авиатехники. Они закрепили два двадцатиметровых троса, предоставленных компанией "Боинг", на втулках обоих винтов.

Ми-26 опустился и завис в 10 м от поверхности земли. Американские техники ловко накинули "боинговские" тросы на электрозамки; борт-оператор их включил. Техника сработала. Можно было взлетать.

Сигароподобное тело поверженного вертолета лежало на склоне горы от вершины к подножию. Поэтому брать его классическим способом, как со стола, было опасно. Из-за неравномерного распределения нагрузок на тросы один из них мог лопнуть.

Пострадавшую машину немного приподняли. После этого спасатель резко пошел вниз параллельно склону горы в котлован. Когда нагрузка на тросы выровнялась, Владимир Копчиков направил свою машину по-самолетному вверх. По кругу стал набирать высоту.

Однако топливо в баках Ми-26 было на исходе. Для дозаправки приземлились на аэродроме в Гордезе. Сначала поставили на колеса "раненую" машину, отключили замки. Сами же приземлились значительно дальше от того места. Там уже ждал "Чинук"-топливозаправщик. Так же поступили на следующей посадке в Кабуле. А в Баграме Ми-26 немедленно постарались отвести подальше. Дело в том, что американцы утверждали: причина падения их вертолета связана с ошибкой в пилотировании. Однако у наших летчиков - наметанный глаз, и когда их провозили рядом с "Чинуком" на автомобиле, они успели заметить в районе двигателей росчерки от пулеметных очередей, выпущенных, по всей видимости, из ДШК. Не раз подобные "автографы" встречались и на фюзеляжах советских боевых машин.

На следующий день этот необычный визит завершился. Владимир Копчиков перегнал свою рабочую "корову" в Душанбе. Но задержались там до осени. В ноябре же в ста километрах от Кандагара у американцев снова упал "Чинук": во время приземления из-за пыли действительно допустил ошибку летчик. Опять позвали на подмогу русских, и наш экипаж справился с задачей всего за два дня - тащить было ближе, да и американцы уже знали, что от них требуется....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка