О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тотальный досмотр как средство защиты от авиатеррористов

В системе авиационной безопасности США и Европы за последние три года произошли серьезные изменения: ужесточены правила досмотра пассажиров и багажа, появились новейшие технические разработки

В системе авиационной безопасности США и Европы за последние три года произошли серьезные изменения: ужесточены правила досмотра пассажиров и багажа, появились новейшие технические разработки. Вслед за израильскими борцами с авиатеррористами американцы и европейцы внедряют хорошо зарекомендовавшую себя систему устного опроса подозрительных пассажиров по специальной методике - профайлинг. В результате этих нововведений террористы, пытающиеся пронести бомбу в самолет, остаются "за бортом".

Заокеанский "безопасный рейс"

Три года назад, после трагических событий в сентябре 2001 года, федеральные власти Америки начали в корне менять систему досмотра багажа и пассажиров. Дело в том, что негласные проверки, проведенные министерством транспорта США в конце 2001 и начале 2002 годов, показали, что на борт самолета можно пронести: ножи - проверяющим удавалось проделать это в 70 процентах случаев, взрывные устройства - каждый шестой террорист смог бы попасть в самолет с бомбой, а каждый третий - с пистолетом. А в целом проверяющие "лжетеррористы" потерпели поражение лишь в 48 процентах случаев. В этом нет ничего удивительного, потому что на пунктах досмотра в США работают слабо подготовленные служащие, а устаревшие приборы-металлодетекторы начинают звенеть из-за монет, часов и маникюрных ножниц. Американские специалисты сочли, что одним лишь увеличением штата охранников задачу не решить, их обучением и занялись.

Начиная с 31 декабря 2002 года в крупных аэропортах США ежечасно проводится тотальный досмотр пяти тысяч мест багажа с помощью современного сканирующего оборудования. Увеличено время досмотра пассажиров и багажа, поэтому по новым правилам в аэропорт нужно прибывать не за полтора, а за четыре часа до вылета. В 2002 году в Америке появился закон об авиационной безопасности, в рамках которого было создано Федеральное авиационное агентство. До этого функции контроля авиатранспортных средств в 429 аэропортах обеспечивали сотрудники коммерческих организаций, заключивших контракты с крупнейшими воздушными перевозчиками.

Управление транспортной безопасности США до конца 2004 года должно закончить разработку новой системы предварительного досмотра авиапассажиров, которая названа "Безопасный рейс". Планируется, что сотрудники управления будут заниматься только выявлением террористов, проводя сверку имен пассажиров с "расширенными списками террористов". Наряду с этими мерами в Америке вводятся такие способы защиты, как профайлинг (когда несколько сотрудников службы безопасности поочередно опрашивают пассажира, выясняя цель поездки, состояние багажа и т.д.), биодетекторы (служебные собаки способны обнаружить взрывчатку в 95 процентах случаев) и опознание по сетчатке глаза (подобный эксперимент уже проводился совместно со службой безопасности Великобритании).

"Радужная" проверка

Предполагается, что новая система идентификации пассажиров по сетчатке глаза, разработанная американскими и европейскими специалистами, способна в будущем повысить безопасность авиаперевозок во всем мире. Пока неизвестно, когда и где метод будет внедрен на постоянной основе. Хотя 2 тысячи пассажиров в лондонском аэропорту Хитроу уже поучаствовали в эксперименте. Им предлагалось заглянуть в глазок специальной установки, через который в течение двух секунд сканировалась индивидуальная информация о рисунке радужной оболочки. Подобный способ основан на уникальности "радужки" глаза каждого человека, ведь подделать ее практически невозможно. А другой лондонский аэропорт London City впервые ввел биометрический контроль доступа на рабочие места для полутора тысяч служащих. Электронная система идентифицирует человека по отпечаткам пальцев и фотографии. Специалисты планируют со временем распространить эту технологию и на авиапассажиров. Если сочетать ее со сканированием "радужки", то вероятность проникновения "чужаков" и опасных грузов на борт самолетов сводится к нулю. Наряду с новыми методами используются уже привычные антитеррористические меры: ужесточение проверки багажа, личный досмотр пассажира и поиск его имени в базах данных полиции, спецслужб и иммиграционной службы.

Израильский "золотой" стандарт

Израильские аэропорты считаются "золотым" стандартом для других воздушных портов мира. Даже если террористу удастся пройти все этапы подробного опроса специалистов в ходе профайлинга, пронести взрывчатку на борт все равно не получится - весь багаж израильтяне помещают в декомпрессионную камеру, где бомба должна сдетонировать. Но в работе любой службы безопасности аэропортов, в том числе и израильской, случаются просчеты - виноват "человеческий фактор". Недавно двум пассажирам удалось пронести на борт самолета авиакомпании "Эль-Аль" личный пистолет и осветительный снаряд, спрятанные в багаже в качестве сувенира. Все сотрудники, небрежно проводившие "просвечивание" багажа этого рейса, были сразу же уволены. Чтобы избежать таких ошибок, в израильских аэропортах вскоре появится новое сканирующее оборудование, способное быстро обнаружить пластиковую взрывчатку, спрятанную в чемодане или ботинках, благодаря чему исчезнут длинные очереди пассажиров, отдающих свою обувь на досмотр службе безопасности.

А теперь подробнее о главном израильском методе - испытании не для слабонервных пассажиров. Отправляясь из Израиля и в Израиль или воспользовавшись рейсом израильской авиакомпании, нужно приготовиться к тому, что перед регистрацией придется побеседовать с одним или несколькими сотрудниками службы безопасности и путь к трапу самолета может затянуться на 4-5 часов. Предстоит ответить на многократно повторяющиеся вопросы, например: каким видом транспорта вы добирались сюда; вы лично собирали свой багаж или нет; знаете ли, что находится в том или ином месте багажа? Повторение вопросов раздражает, этим достигается главная задача - заставить потенциально опасного пассажира нервничать. Хорошо натренированный персонал, состоящий из военных ветеранов, определяет по жестам, мимике, тону и смыслу ответа эмоциональное состояние пассажира. Если человек ведет себя неадекватно, испытывает затруднения при ответах, его просят показать содержимое всех сумок и подвергают дотошному личному осмотру. Сотрудники израильской компании "Эль-Аль" приводят пример, доказывающий пользу профайлинга. Из Лондона вылетала беременная женщина с трехлетним ребенком, девочка держала в руках детскую сумочку. На вопрос о том, собирала ли женщина дочке сумочку лично, она ответила: "Нет, папа собирал". "А кто у нас папа?" - спросили сотрудники израильской службы безопасности и узнали, что он - выходец из ближневосточной арабской страны. В сумочке обнаружили двойное дно, куда папа, отправляя на смерть беременную жену и ребенка, положил взрывчатку и часовой механизм. Благодаря профайлингу несколько десятилетий на самолетах, вылетающих из израильского аэропорта Бен-Гурион, не было терактов, а авиакомпания "Эль-Аль" оказалась единственной в мире, кому не пришлось после террактов в сентябре 2001 года усиливать меры безопасности. Этот опыт сейчас активно перенимают авиаперевозчики Америки и Европы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс Время». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка