О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главное свойство истребителя

Современный уровень технологии КВВП позволяет создавать самолеты для сухопутного и корабельного базирования как на основе новых проектов, так и в результате модификации существующих самолетов ОВП аэродромного базирования

Аналитический материал конструктора ОКБ им. А.С. Яковлева Вадима Абидина "Корабельная авиация: что за горизонтом?", опубликованный в одном из ноябрьских номеров "Красной звезды", вызвал большой интерес у постоянных читателей нашей газеты. Тема авиации, и в том числе корабельной, всегда была востребована временем. И сегодня она интересна всем, кто следит за реформированием Вооруженных Сил РФ.

Этим материалом мы продолжаем полемику о завтрашнем дне отечественной палубной авиации.

Основные боевые свойства, определяющие технический облик и критические технологии при создании истребителя 5-го поколения, давно сформулированы ведущими научными центрами в нашей стране и за рубежом.

Так, ВВС России в перечень основных боевых свойств, необходимых перспективному российскому фронтовому истребителю 5-го поколения, включили следующие:
  • сверхзвуковой крейсерский режим полета - для повышения оперативности действий;
  • сверхманевренность - для упреждающего поражения воздушных целей в ближнем воздушном бою;
  • пониженный уровень заметности - для повышения эффективности в дальних воздушных боях и снижения потерь при преодолении ПВО;
  • автоматизация процессов управления самолетом и применения оружия - для повышения эффективности боевого применения и снижения загрузки летчика;
  • многофункциональность - для высокой эффективности поражения как воздушных целей, так и наземных объектов;
  • всенаправленное и многоканальное применение оружия - для высокоточного и избирательного поражения воздушных целей и наземных объектов;
  • всепогодность и круглосуточность боевого применения - для решения задач в любых условиях боевой обстановки;
  • улучшенные взлетно-посадочные характеристики (ВПХ) - для обеспечения выхода из-под удара и базирования на укороченных участках ВПП, автострад и др.
Стоит привести также взгляд мозгового центра ВВС - 30-го ЦНИИ Минобороны - на основные направления наращивания боевых свойств при переходе от 4-го к 5-му поколению российских истребителей (в 30-м ЦНИИ этими боевыми свойствами считают боевую мощь, выживаемость, мобильность и применимость):

"В интересах повышения боевой мощи планируется повысить степень его многофункциональности, т.е. способности решения как истребительных, так и ударных задач. Причем ожидается рост как истребительного, так и ударного потенциала за счет "интеллектуализации" БРЭО, расширения информационно-управляющего поля, сверхманевренности, повышения массы боевой нагрузки и расширения номенклатуры средств поражения и др.

Повышения выживаемости планируется достичь за счет существенного снижения по сравнению с 4-м поколением заметности, обеспечения кругового помехового поля, огневого поражения средств ПВО, реализации антиракетного режима УСП класса "воздух - воздух" и т.д.

Повышение мобильности будет обеспечено за счет реализации режима сверхзвуковой крейсерской скорости.

Расширение применимости будет достигнуто за счет круглосуточности и всепогодного поражения наземных целей и обеспечения эксплуатационно-технических характеристик, позволяющих реализовать "безаэродромное" базирование".

Очевидно, что только первые семь основных боевых свойств из перечня ВВС непосредственно повышают боевые возможности и эффективность истребителя 4-го поколения, превращая его в истребитель 5-го поколения.

Последнее же, восьмое свойство, казалось бы, не повышает ни боевые возможности, ни эффективность. Однако в условиях военных действий именно оно дает возможность в каждом вылете реализовывать и первые семь, и все остальные боевые свойства самолета.

Сегодня уже трудно не замечать значительные преимущества, которые имеют современные и перспективные истребители короткого взлета и вертикальной посадки (КВВП), используемые в качестве "сухопутных" и корабельных многоцелевых истребителей, перед аналогичными истребителями традиционного взлета и посадки при одинаковой взлетной массе - меньшие скорость отрыва и длину разбега, равный или больший радиус полета, большую глубину полета за ЛБС; при одинаковых длине разбега и пробега - значительно большую допустимую взлетную и посадочную массы (и соответственно взлетную и посадочную полезную нагрузку); при одинаковых боевых задачах - меньшую полетную массу (т.е. большую тяговооруженность) и удельную нагрузку на крыло на крейсерских и боевых режимах полета; устойчивый полет и маневрирование на доэволютивных режимах, повышенную управляемость на режимах сверхманевренности; отсутствие жестких ограничений и требований по траекториям посадки и специальному оборудованию посадочных площадок, меньшие требования по точности посадки; меньшие ограничения по метеоусловиям (метеоминимумы, качка, заливание, обледенение и загрязнение ВПП, палубы и т.д.) и вектору скорости воздушного потока; резервирование аэродинамических органов управления и создания подъемной силы газодинамическими устройствами на взлетно-посадочных и крейсерских режимах, резервирование шасси, возможность экстренной вынужденной и аварийной посадки на площадки, подобные вертолетным; менее тяжелые последствия летных происшествий на взлетно-посадочных режимах; незначительные отличия техники пилотирования на взлетно-посадочных режимах при базировании на сухопутных и корабельных площадках, т.е. сокращенные программы и аналогичные технические средства обучения, переучивания и восстановления навыков пилотирования корабельных и "сухопутных" летчиков.

Заданные (прогнозируемые) уровни прироста показателей эффективности, характеризующие основные боевые свойства истребителя 5-го поколения, часто близки к точности прогноза.

Это относится к первым семи свойствам, поскольку считается, что истребитель 5-го поколения, "как всякая машина нового поколения, должен превосходить самолеты предыдущего поколения в 1,5-2 раза по эффективности". Тогда при одинаковом вкладе эффективность каждого из первых семи свойств должна повышаться всего на 6-10%.

Применение технологии КВВП в отличие от других рассматриваемых технологий повышает эффективность решения истребителями боевых задач в несколько раз даже при отсутствии воздействия противника по системе базирования ФА.

Действительно, только за счет оптимального оперативного базирования относительно районов боевых действий, а также более высокого темпа взлета самолетов (за счет одновременного взлета из укрытий в зонах рассредоточения) и значительного сокращения времени посадки группы (за счет одновременной посадки на несколько площадок) количество боевых вылетов и количество боевой нагрузки (т.е. ущерб, наносимый противнику) за одинаковые периоды операции увеличиваются в 2-3 раза, а время реакции (т.е. ущерб, нанесенный противником) сокращается в 4-5 раз.

Кроме того, в каждом вылете боевая нагрузка может быть увеличена в среднем в 1,5 раза за счет значительно меньшего расхода топлива на крейсерских участках полета. Более надежным становится прикрытие с воздуха, а рубежи перехвата воздушных целей истребителями КВВП сдвигаются на сотни километров в сторону противника по сравнению с рубежами, которые обеспечиваются истребителями ОВП.

В нашей стране технология КВВП получила серьезный импульс еще в 1970-1990-е гг. Детальная отработка основных вопросов проектирования и эксплуатации таких самолетов происходила на дозвуковых корабельных штурмовиках Як-38 и Як-38М. Создание самолета КВВП нового поколения - многоцелевого сверхзвукового истребителя Як-141: его летные испытания, установленные мировые рекорды и демонстрация на международных авиационных салонах - стало ярким событием и прорывом в области технологии КВВП. При этом уникальные ВПХ истребителя Як-141, по основным техническим характеристикам являющегося истребителем 4-го поколения, сделали его на сегодня лучшим (наиболее эффективным) в мире истребителем.

Следует отметить, что уровень технологии КВВП, применяемый в перспективном многоцелевом истребителе F-35B, разрабатываемом США по программе JSF, примерно соответствует уровню технологии КВВП истребителя Як-141. Но, так как первый полет опытного истребителя Як-141 состоялся в 1987 г., а первый полет его будущего конкурента - опытного истребителя F-35B только запланирован на конец 2007 г., до этого момента лучшим истребителем в мире останется Як-141.

В следующих после Як-141 российских проектах, как и в программе JSF, четко прослеживается общая эволюция принципов создания истребителей КВВП в направлении их максимальной конструктивно-компоновочной, аэродинамической, технологической и эксплуатационной унификации с аналогичными истребителями ОВП при сохранении преимуществ, вносимых технологией КВВП. Это сводит к минимуму увеличение стоимости НИОКР и серийного производства истребителей КВВП.

Применение отработанных технических решений также обеспечивает создание истребителя КВВП в предельно сжатые сроки с минимальными дополнительными затратами и уровнями технического и финансового риска.

Современный уровень технологии КВВП позволяет создавать самолеты для сухопутного и корабельного базирования как на основе новых проектов, так и в результате модификации или модернизации существующих самолетов ОВП аэродромного базирования, что существенно сокращает затраты времени и других ресурсов на НИОКР.

По опыту объем НИОКР, связанных с технологиями КВВП, относительно невелик и при этом абсолютно не сопоставим с эффектом от внедрения этих технологий. Поэтому основной объем работ по созданию перспективного истребителя КВВП может возлагаться даже на ОКБ, не имеющие опыта в разработке самолетов КВВП. Подобный подход применяется в международной программе JSF.

Научно-технический задел и уровень развития технологии истребителей КВВП в России за прошедшие 20 лет серьезно выросли по сравнению с достигнутыми на сегодня в США. Они позволяют создать высокоэффективный истребитель КВВП для ВВС и ВМФ, не уступающий по основным техническим характеристикам аналогам ОВП и превосходящий их по боевым возможностям, эффективности, оперативно-тактическим, эксплуатационным и экономическим характеристикам. Более того, успешно конкурировать с США в этом перспективном и бурно развивающемся секторе внешнего рынка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка