Время и деньги
1 февраля 2007, 15:20
Меж двух стихий
И в самом деле, что такое экраноплан? Его системы - это комбинация корабельного и самолетного оборудования. Он оснащен полным комплектом корабельных навигационных огней, якорным, буксирным и швартовыми устройствами. Командир корабля и его помощник - летчики, штурман - офицер ВМФ
"Корабль с авиационными особенностями"
"Эффект экрана" - появление под низко летящим самолетом воздушной "подушки" - натолкнул конструкторов на идею оригинального аппарата. У него, поскольку не надо летать на большой высоте, - короткие крылья. Но зато увеличивающий подъемную силу эффект "влияния подстилающей поверхности" позволяет при той же, что и у обычных самолетов, мощности двигателя нести гораздо больший, чем они, груз... Впрочем, и по сей день в механизме экранного полета, а точнее в способах управления им, много неясного. А тогда - в 50-е - 60-е дело из-за множества проблем и вовсе закончилось бы лишь экспериментами, если б не СССР, где тему взяло судостроительное ЦКБ Ростислава Алексеева. В 1963 году был построен гигантский (длина - 100 метров, масса - 544 тонны) "КМ", подтвердивший правильность основных инженерных решений. В 1972 году на воду спустили транспортно-десантный "Орленок" (он мог, как четырехмоторный лайнер, брать на борт пару сотен человек или аналогичное количество груза, но, в противовес небесному собрату, летал всего на одном двигателе). В 1986-м - ракетоносец "Лунь"... Запад, где и сегодня экраноплан, поднимающий 3-4 тонны - откровение, о таком и мечтать не мог... Но тогда же умер последовательный сторонник экранопланов министр обороны Дмитрий Устинов, его преемник Сергей Соколов тормознул программу, а ее деньги пустил на строительство атомных подводных лодок. Сыграла свою роль и "двойственность" экранопланов. Их строили на заводах Минсудпрома, но - по авиационной технологии, а ломать ведомственные перегородки всегда трудно. Экранопланы еще только строились, но уже породили конфликты между моряками и морскими летчиками. И те, и другие, руководствуясь собственными нормативами, всячески отпирались от экранопланов - никто не хотел "вешать" на себя требующую немалой доводки и огромного объема испытаний революционную по своей сути технику. Сложилась курьезная ситуация, когда летчики доказывали, что экраноплан не является летательным аппаратом, а моряки - что кораблем. На одном из совещаний главнокомандующий ВМФ определил экраноплан как "корабль с авиационными особенностями"!
И в самом деле, что такое экраноплан? Его системы - это комбинация корабельного и самолетного оборудования. Он оснащен полным комплектом корабельных навигационных огней, якорным, буксирным и швартовыми устройствами. Командир корабля и его помощник - летчики, штурман - офицер ВМФ. Управление, как показала практика, существенно отличается и от самолетного, и от корабельного... И хотя приказ министра обороны СССР от 12 ноября 1986 года формально положил конец спорам, отнеся экранопланы к морской авиации, в то, что они станут реальной боевой техникой, уже мало кто верил. В стране шла перестройка, и вскоре эти машины вообще перестали кого-либо интересовать, так и войдя в историю неоцененными и нелюбимыми пасынками кораблей и самолетов.
"Орлята" и "Луни"
Ведущий конструктор "Авиамотора" (в 70-е - Казанское проектное бюро машиностроения) Валерий Архипов, бывший в описываемое время ведущим инженером по испытаниям, и его коллеги с немалой ностальгией вспоминают те полные надежд времена.
- Валерий Сергеевич, когда началась работа вашего предприятия по экранной тематике?
- В 1972 году. И продолжалась до начала 90-х. А последняя показуха, связанная с экранопланми, была в 1994-м. Но об этом - позже...
- "Авиамотор" делал двигатели для экранопланов. Почему выбор остановился именно на вашем конструкторском бюро?
- По классу требовавшихся двигателей наша продукция была наиболее оптимальной по техническим характеристикам. Это прекрасно понимали и в алексеевском ЦКБ, и в стоявшем над ними ленинградском ЦНИИ имени Крылова. Просчитали все, а далее последовало постановление правительства. И завертелось...
- Для каких машин все это делалось?
- Для транспортно-десантного "Орленка" и ракетоносца "Лунь". "Орлят", в итоге, сделали три, а "Лунь" так и остался одиноким - мог быть и второй, но, когда произошли несколько случаев гибели подлодок, его решили переделать в "Спасатель".
Из досье "ВиД". "Орленок". Длина - 58,1 м, ширина с крыльями - 31,5 м, масса - 120 т, наибольшая высота над ватерлинией - 19 м, крейсерская скорость - 350 км/ч, дальность полета - 2 тысячи километров, мореходность - 4-5 баллов. Полет в основном режиме проходит на высоте 0,8-2,3 м. Экипаж: два пилота, штурман, бортрадист, бортинженер, оператор радиотехнических средств, бортмеханик, командир огневых установок, бортэлектрик.
"Лунь". Размах крыла - 44 м, длина - 73,8 м, высота - 19,2 м, максимальная взлетная масса - 380 т, двигатели - восемь НК-87, максимальная скорость - 500 км/ч, высота полета на экране - 1-5 м, мореходность - 5-6 баллов, экипаж - 10 чел., вооружение - шесть противокорабельных ракет, две пушечных установки.
Это совершенно разные машины. На "Орленке", наряду с маршевым движком НК-12МК, были установлены два наших стартовых турбореактивных двигателя НК-8-4К, обеспечивающие так называемый поддув при взлете и приводнении. Ведь, к примеру, старт экраноплана - это весьма сложный процесс. С помощью поворотных газовыхлопных насадок реактивные струи от носовых стартовых двигателей направляются под крыло. За счет получаемого при этом под ним повышенного давления экраноплан приподнимается из воды... А для "Луня" мы делали двигатели НК-87, сочетающие в себе качества и подъемных, и маршевых силовых установок.
- В какие сроки все это было сделано?
- В 1972 году нам поставили задачу, а где-то через год мы сделали двигатель для "Орленка". По "Луню" начали работать в 1983 году, и за несколько месяцев воплотили идею в "железо".
- Чем двигатель экраноплана отличается от классического самолетного?
- Классический двигатель сделан на основе магниевых сплавов как наиболее легких, но в морских условиях через полгода эксплуатации он рассыпается. Поэтому основные узлы мы переделали на основе алюминия - тяжелее, но долговечнее. А, например, турбинные лопатки сделали из антикоррозионного сплава со специальным покрытием. Все это было абсолютно новым, разработанным именно нашим предприятием. Сами проводили и испытания, и опытные двигатели делали, которые потом передавали в серию на завод № 16 - нынешнее КМПО.
Стрельба утками
- Были какие-то особенно "заковыристые" проблемы?
- По двигателям - нет. Были дефекты, которые мы сразу же устраняли: доводка - обычное дело... Например, схема расположения двигателей на "Луне" - по четыре с каждого борта, и каждый двигатель старался "отнять" воздух у другого... Но мы с этой проблемой справились.
Была и другая специфика. Экраноплан ведь летит очень низко, а у воды всегда - стаи птиц. И, конечно, они попадали в двигатели, повреждая компрессорные лопатки. Вообще-то у нас двигатели на попадание птиц были испытаны. Неприятный процесс: двигатель работает на стенде, а пневматическая пушка выстреливает в него живыми, - чтобы была полная имитация, - например, утками - это вес, предусмотренный всеми стандартами. Держало нормально. А на море уже не утки - бакланы, гуси. Очень тяжелые. Пришлось делать внешнюю защиту - сетки, рассекатели - типа ножей, разбивающих птиц на части, нестрашные для двигателя.
- Где проводились испытания?
- И в Казани, и в Москве, и в Чкаловске. Все - с имитацией морских условий: перед двигателями устанавливались распылители, коллекторы с форсунками, которые разбрызгивали искусственную морскую воду... А испытания на самих экранопланах проводили в Каспийске. Я там бывал в 1986-1990 годах. Был очень плотный ежедневный график испытаний.
- Как оценили работу вашего бюро?
- Блестяще! И двигатели были утверждены не только для применения, но и для дальнейшего развития. Соответствующая документация есть у нас и сегодня, как и возможности к продолжению работы - коллектив еще может все это возобновить.
- Каково было ваше чисто эмоциональное впечатление от экранопланов?
- Любой из них - и впечатляюще красив, и мощен, и выполнению поставленных задач соответствует. Если эти экранопланы переделать в пассажирские (рассматривался и такой вариант), то для пассажиров полет на них был бы просто наслаждением! Два раза мне приходилось быть в полете... Вот он отрывается от воды, - а происходит это совершенно незаметно, - и начинает идти на экранном эффекте... Внизу - идеальное зеркало: все сливается - на огромной скорости даже двухметровое волнение незаметно. И ты над этим зеркалом не летишь, а словно стоишь.
- Как отзывались об экранопланах пилоты?
- На первых разборах полетов эмоции, конечно, были. И еще какие! А потом уже пошли сухие профессиональные отчеты. Ведь каждый испытательный полет - это масса сложных экспериментов. Эмоции - в сторону.
Шок для американцев
- Экранопланы в итоге "не пошли". Как думаете, почему?
- Экранопланная тема, на мой взгляд, живет и будет жить. Другое дело - какого уровня экраноплан надо создать... Такой махиной, как сделали мы, управлять очень сложно. Представьте: на низкой высоте с огромной скоростью несется гигантского размера корабль. Малейшая ошибка - катастрофа. Так и угробили один из "Орлят".... Для больших аппаратов нужна надежная система управления. У "Луня" было восемь двигателей, у каждого - десятки параметров работы. Как тут одному инженеру уследить?! А сложнейшее пилотирование?! Надо было делать некую автоматизированную систему управления. Систему, отслеживающую работу двигателей, мы начали создавать по своей инициативе, хотя о ней должны были задуматься еще на стадии проектирования... В ЦКБ нас поддержали, и сами бы включились, своего нового напридумывали, но перестройка вмешалась...
- Считается, Россия и до сих пор - лидер в экранопланной тематике...
- Безусловно. Мы владеем материалом, мы можем делать. Надо только, чтобы нашлись заинтересованные в каком-то классе экранопланов ведомства. Степень готовности - очень высокая. А приоритетность темы, что бы ни говорили, была и остается. Экономичность на экранном эффекте - высочайшая. Качество крыла (отношение коэффициента подъемной силы к коэффициенту лобового сопротивления, то есть способность крыла держаться в воздухе и держать весь аппарат) экраноплана равняется качеству крыла лучших истребителей.
- Вы в курсе того, что происходит в этой области на Западе?
- Я был свидетелем того, как в 1994 году в Каспийск на "смотрины" приезжала большая делегация американцев. Очень подготовленные профессионалы. Но увиденным они были шокированы (американский конструктор экранопланов Стивен Хукер после того, как увидел творения Алексеева, с восторгом и завистью воскликнул: "Они опередили нас на 30 лет!" - Т.Л.)! Одно дело знать в теории, а увидеть в деле такую махину, как "Орленок", - совершенно другое... Они-то строят маленькие, максимум - десятиместные аппараты, которые для нас - пройденный этап...
Занятно и, к сожалению, печально извиваются пути нашей авиационной промышленности. "Авиамотор" готов продолжать работу по экранопланной теме, впрочем, как готов выполнить и любые другие "двигательные" государственные заказы. Но, видимо, где-то считают иначе. Контрольный пакет акций "Авиамотора" продан некоей частной фирме......
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции