О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотники, на взлет!

Сегодня развитие беспилотных авиационных комплексов находится под пристальным вниманием ведущих военных держав. Понятно, что именно за ними, как и за высокоточным оружием, будущее

Сегодня развитие беспилотных авиационных комплексов находится под пристальным вниманием ведущих военных держав. Понятно, что именно за ними, как и за высокоточным оружием, будущее. На днях состоялось выездное заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ под руководством первого заместителя председателя ВПК, министра РФ Владислава Путилина. В нем приняли участие представители правительства, Совета Федерации, Госдумы, Минобороны, Главного командования ВВС, руководители оборонных предприятий. В ходе совещания шла речь о состоянии и перспективах развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Новая угроза с неба

Уже несколько десятилетий во всем мире создание и развитие беспилотников идет высокими темпами. Число стран, разрабатывающих или закупающих БПЛА, постоянно растет. Реализуются комплексные национальные программы во всех сферах применения беспилотных авиационных комплексов.

Пока здесь лидируют США. На различные научно-исследовательские опытно-конструкторские работы в этой области они тратят примерно 75 процентов мировых средств, а на закупки - 60 процентов. В этом году США потратят на беспилотные системы 3 млрд. долларов, в дальнейшем, по оценке экспертов, расходы достигнут 4,5 млрд. в год.

Наша справка

Стоимость одного беспилотного комплекса с радиусом действия около 200 км, состоящего из пункта управления и нескольких летательных аппаратов, колеблется от 5 до 20 млн. долларов.


Американские военные весьма активно использовали БПЛА в ходе боевых действий в Югославии, Ираке, Афганистане. Но кроме боевых потерь эксперты отмечают высокие небоевые потери беспилотных аппаратов, составляющие 40 процентов их парка. Все это снижает эффективность применения беспилотных комплексов.

В настоящее время современная ПВО может эффективно противостоять новой угрозе, но не надо забывать о перспективных разработках. Возможности применения беспилотников постоянно расширяются. В начале 1960-х годов БПЛА, принятые на вооружение в СССР и США, считались вспомогательным средством для ведения разведки. Теперь создаются комплексы, позволяющие использовать их как носители различного авиационного оружия.

Эксперты заявляют о возможности создания уже в ближайшем будущем разведывательно-ударных групп беспилотных авиационных комплексов, способных обеспечить если не полное уничтожение наземной составляющей ПВО противника на театре военных действий, то образовать в ней брешь и расчистить путь для нанесения массированного ракетно-авиационного удара по стратегическим объектам противника.

Наша страна изначально входила в число лидеров по развитию беспилотников. Однако российский экономический кризис 90-х годов прошлого века привел к свертыванию работ в России по дальнейшему развитию БПЛА. Теперь пришло время устранить наше отставание.

Корректировка курса

В межвидовом центре боевого применения и переучивания личного состава беспилотных авиационных комплексов, находящемся в г. Егорьевске Московской области, участникам совещания были продемонстрированы образцы БПЛА, находящиеся на вооружении российской армии, и новые разработки оборонно-промышленного комплекса. Более подробно участники выездного заседания ВПК ознакомились с беспилотными авиационными комплексами на статичной экспозиции и в ходе демонстрационных полетов.

На заседании были сформулированы существующие проблемы и намечены пути для интеграции финансов и научно-технических ресурсов. Как заявил Владислав Путилин, Государственной программой вооружения оснащение тактического звена беспилотных комплексов предусмотрено к 2011 году. Для оперативно-тактического и стратегического звена решение этой задачи запланировано с 2011 по 2015 год. На этот период запланированы серийные поставки ровно того количества комплексов, которое необходимо для решения различных задач. Разумеется, при этом будет учтено, для каких целей создаются та или иная группировка, те или иные силы. Он также пояснил, что "это количество не такое, как у США. Оно меньше". По оценке В. Путилина, развитие военно-технической мысли России и США по многим направлениям совпадает, но различны возможности, особенно финансово-экономические. США такие затраты могут себе позволить. В России есть все научно-технические заделы и понимание, каким образом составить смешанную группировку авиационных пилотируемых и беспилотных средств, которые по своему эквиваленту и эффективности будут соответствовать стоящим перед нами задачам.

Первый заместитель председателя ВПК назвал две задачи, которые необходимо решить нашим разработчикам и предприятиям, участвующим в реализации программ этой тематики. "Во-первых, получить единый заказ от всей военной организации не только для Вооруженных Сил, но и для других войск. А во-вторых, при создании этой техники найти сегмент в гражданском рынке, который позволит развивать устойчиво нашу экономику".

Здесь необходимо пояснить, что БПЛА использовались в боевых действиях на Северном Кавказе. По заявлениям специалистов, полученный опыт позволил скорректировать требования к БПЛА и совершенствованию подсистем, используемых в беспилотниках. В Главном разведывательном управлении военного ведомства и ФСБ России особый интерес вызвали новинки, с помощью которых были обнаружены и уничтожены бандгруппы. В качестве одного из преимуществ отечественных комплексов считается мобильность их пунктов управления и обеспечения за счет размещения на автомобильных базовых шасси.

Основным военным заказчиком беспилотников в России считаются Военно-воздушные силы. Главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов считает, что "в беспилотной авиации у нас хорошие перспективы и в ближайшие год-два будут серьезные подвижки и разработки". Он заявил, что в российских ВВС отслеживают тенденции развития БПЛА в зарубежных странах. "То, что они имеют большой налет беспилотной авиации, мы знаем и к этому стремимся. У нас в данном направлении прекрасно работает оборонно-промышленный комплекс - с большой эффективностью и с меньшими затратами, чем у них". Главком отметил, что "необходимо разумно и гармонично развивать как пилотируемую, так и беспилотную авиацию". В настоящее время в российских ВВС имеются исследовательская эскадрилья, центр боевого применения и два полка БПЛА.

Ненужные амбиции

В начале февраля в центральном столичном выставочном комплексе "Экспоцентр" на Красной Пресне прошли первый Московский международный форум и выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах топливно-энергетического комплекса" - "UVS-TECH-2007", которые вызвали большой интерес у специалистов. Российские потенциальные заказчики весьма внимательно отслеживают развитие БПЛА и конечно же рассматривают возможности их использования для выполнения различных задач. Например, для сбора, распределения, обработки и хранения информации о состоянии объектов промышленной инфраструктуры: трубопроводов, насосных подстанций, распределительных подстанций, линий электропередачи, перерабатывающих заводов с использованием беспилотных авиационных комплексов.

Российские военные разработки скрыты за грифом "секретно". Поэтому в качестве "лакмусовой бумажки" для ознакомления с проблемами в развитии отечественных и зарубежных БПЛА служит гражданский сектор.

Первым камнем преткновения эксперты считают проблемы по связи. За рубежом в большинстве стран по требованию военных ведется проектирование беспилотников как подсистем более крупных систем управления войсками и оружием, которые обозначаются как класс систем C4I. Это позволяет использовать БПЛА для решения всех задач в системе реального времени. При этом любой пункт управления может принимать информацию не только с беспилотников, но и с аналогичных систем, установленных на других платформах - наземных, морских и воздушных. Формируется единая инфраструктура для управления любой группировкой беспилотных авиационных комплексов. Гражданским потребителям также предлагаются комплексы с такими системами. В случае необходимости они без каких-либо доработок могут быть переведены с выполнения гражданских задач на военные.

Однако некоторые отечественные разработчики заявляют, что за границей существуют и другие системы. По их мнению, идет обычная борьба за рынок продаж, в которую нам не стоит ввязываться. При этом ратующие за такой нейтралитет не объясняют, что они уже выполнили большую часть разработок, выбрав системы, практически проигравшие борьбу за рынок в этом сегменте.

Нежелание ориентироваться на лидеров в разработках БПЛА приведет к тому, что Россия не будет конкурентоспособной на рынке гражданских продаж. Даже ради самого прекрасного беспилотника покупатель не будет приобретать дополнительное оборудование для своих центров управления, которые могут принимать информацию в реальном режиме времени с любых других БПЛА. Скорее всего, потребитель купит беспилотные комплексы, не создающие таких проблем и не требующие дополнительных расходов. Остается надеяться, что данная проблема решена в военных разработках и не добавится еще одна проблема в военных системах управления и связи.

Передача информации в режиме реального времени считается "ахиллесовой пятой" БПЛА. Он может летать сколь угодно долго, но радиус его действия ограничен дальностью действия систем связи. Информация с беспилотника вначале должна поступить на его пункт управления, а после этого ее надо передавать по цепочке на вышестоящие командные пункты. Например, о крупной аварии на нефтепроводе в Сибири центральный диспетчерский пункт компании не может узнать в реальном режиме времени. Хорошо, если ситуация не будет критической, когда, как говорится, счет идет на секунды, и не потребуется принимать решения на высшем уровне. В настоящее время у нас в стране и за рубежом ведутся работы по передаче информации, собираемой беспилотными авиационными комплексами, через спутники связи на любой пункт управления.

Другой проблемой считается разработка автопилотов для БПЛА. На прошедшей выставке многие отечественные фирмы заявляли о создании систем управления, позволяющих выполнять полет БПЛА в автоматическом режиме от взлета до посадки. Присутствовавшие на конференции иностранные специалисты к таким сообщениям проявляли большой интерес. Их аппараты, классифицируемые военными как комплексы оперативно-тактического и стратегического звена, нуждаются в ручном управлении на этапах взлета и посадки. Однако при более внимательном изучении оказывалось, что российские разработчики выдавали желаемое за действительное.

В Егорьевске по данной проблеме высказался генерал армии В. Михайлов. Он заявил журналистам: "Что касается непосредственно летательных аппаратов как носителей, то у нас не было и нет никаких проблем. Есть определенные проблемы по созданию систем управления этими БПЛА". Остается надеяться, что теперь популистские заявления прекратятся.

При создании БПЛА проблемы возникают порой, что называется, на ровном месте. На международной конференции "Проблемы и перспективы создания и использования беспилотных многоцелевых комплексов в интересах топливно-энергетического комплекса" представители фирмы "Иркут", рассказывая об авиационном комплексе дистанционного зондирования "Иркут-850", одним из преимуществ в его продвижении на мировом рынке продаж назвали возможность использования как в пилотируемом, так и в беспилотном варианте. Вопрос иностранных специалистов заставил взглянуть на аппарат под другим ракурсом. Как его сертифицировать? Требования к пилотируемым и беспилотным аппаратам в Западной Европе разные, а прежде чем сертифицировать летательный аппарат, разработчикам надо определить, какой тип летательного аппарата они создают.

Западный вектор развития

Компании Advantage Business Group (Великобритания), Salex Sensors & Airbone Systems (Италия), Aeronautics Defense Systems (Израиль), принявшие участие в выставке, рассказали о новых разработках и о своем видении перспектив развития БПЛА.
Западные специалисты отмечают, что их компании предлагают заказчикам комплексные решения, но при этом не рассматривают свои системы как серийное производство. По их мнению, при столь динамичном развитии ИК- и ТВ-камер делать несколько сотен беспилотников серийно просто нереально и не нужно. Практически сразу придется заняться модернизацией комплексов, точнее, заменой установленных на них систем, и это будет продолжаться до бесконечности. Выбор комплектации системами с определенными параметрами надо делать для выполнения конкретной задачи. Вот почему западные военные в качестве одного из условий требуют, помимо упоминавшихся камер, устанавливать на БПЛА и БРЛС, технические параметры которых уточняются при закупке. Только тогда можно вести речь об использовании беспилотных авиационных комплексов во всех метеоусловиях. В противном случае можно говорить только о выполнении полета без получения информации. Снижение стоимости беспилотников может быть достигнуто за счет унификации программного обеспечения, авионики, компьютерных, навигационных и других систем.

В настоящее время за рубежом ведутся работы по увеличению дальности обнаружения ИК-камеры с использованием лазера, который подсвечивает объект наблюдения. Получены очень хорошие результаты. По словам зарубежных специалистов, получаемое изображение позволяет опознать и классифицировать объект с дальности 15 км, а не 5 км, как было ранее. Дальность обнаружения увеличивается до 30 км.

Иностранные фирмы не скрывают, что ведут исследования и работы по военной тематике. Однако они готовы к более тесному сотрудничеству в гражданской тематике. Их интересуют как потенциальные заказчики, так и российские разработчики. Иностранные компании готовы к созданию совместных предприятий для производства систем на самом высоком технологическом уровне. По их оценкам, России по силам реализация таких проектов, и они готовы рассматривать различные модели взаимовыгодных партнерских отношений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка