О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы должны сделать очень много"

28 апреля прошел учредительный съезд Всероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России"

28 апреля в Колонном зале Дома Союзов прошел учредительный съезд Всероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" (СМР). Союз ставит перед собой задачу стать дополнительным фактором повышения эффективности взаимодействия государства и машиностроительного комплекса. Общее понимание этого привело на учредительный съезд 298 делегатов (из 317 избранных в 59 регионах России). Среди них - 229 генеральных директоров, 8 генеральных конструкторов, 8 руководителей вузов и двух НИИ. Председателем СМР был единогласно избран генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов. А почетными председателями стали Иван Силаев и Михаил Калашников.

Работа съезда началась с приветственного адреса от президента России Владимира Путина, который зачитал первый заместитель председателя правительства Сергей Иванов. В приветствии, в частности, отмечается, что "создание вашей общественной организации - исключительно важное и полезное дело". "Машиностроение по праву считается одной из стратегически важных отраслей отечественной экономики, эффективному развитию которой всегда уделялось приоритетное государственное внимание, - говорится в обращении президента РФ. - На нынешнем форуме, собравшем представителей науки, деловых кругов, органов государственной власти, вам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с масштабной модернизацией предприятий, повышением их конкурентоспособности и эффективности управления, внедрением инноваций и новых технологий. Рассчитываю, что ваш союз будет содействовать консолидации профессионального сообщества, успешному решению проблем, стоящих перед машиностроительным комплексом".

Затем Сергей Иванов выступил с собственным обращением. Фактически оно представляло собой детализацию плана подъема реального сектора экономики России, изложенного в послании президента России Федеральному собранию от 26 апреля, особенно что касается машиностроительного комплекса РФ. Первый вице-премьер заметил, что топливно-энергетический комплекс страны выполнил свою задачу - средства от продажи за рубеж нефти и газа поддержали страну в трудный период ее истории и создали финансовую основу для дальнейшего развития в будущем. "Мы и дальше можем наращивать наши возможности по добыче и экспорту энергоресурсов, - продолжал Сергей Иванов, - но конъюнктура цен на нефтяном и газовом рынке не всегда будет столь благоприятной для России. Поэтому на данном этапе правильным направлением становится концентрация усилий на развитии высокотехнологичных отраслей промышленности. И прежде всего машиностроительного комплекса. Россия рассчитывает занять достойное место в мировой экономике не за счет экспорта сырьевых ресурсов, а за счет наращивания выпуска продукции глубокой переработки. Для этого у нас имеется достаточный научный задел и производственные возможности".

Особую роль в подъеме экономики страны, подчеркнул первый вице-премьер, призваны сыграть атомная, ракетно-космическая, авиационная и судостроительная отрасли. Все они наукоемкие, и во всех них Россия традиционно занимала передовые позиции в мире. Среди проблем, которые мешают нашему развитию, по словам выступающего, - "организационная беспомощность отдельных руководителей и техническая деградация отдельных отраслей промышленности". Однако, как считает Сергей Иванов, "сегодня надо говорить не о том, кто виноват, а о том, что делать". Как заметил выступающий, сама по себе изношенность производственного оборудования не может использоваться в качестве оправдания непродуманных финансовых вложений в промышленные предприятия. "Просто так, - дополнил первый вице-премьер, - для спортивного интереса никто сегодня вкладывать деньги не собирается". Необходимо определить перспективные "точки роста" и туда целевым образом направлять средства, с максимальной эффективностью использовать имеющийся научный и производственный потенциал, в том числе и оборонно-промышленного комплекса.

Инвесторы, в том числе и государство, готовы вкладывать большие средства в новые высокотехнологичные производства, сказал далее первый вице-премьер. Причем ставка должна быть сделана на программы, которые действительно дадут на выходе конкурентоспособную продукцию, которая будет пользоваться потребительским спросом как внутри страны, так и за рубежом. "Ставка на высокие технологии беспроигрышна", - подчеркнул Сергей Иванов. Однако, говорил он, любая промышленная политика, даже сверхпротекционистская, не даст результата без поддержки на местах, со стороны самих машиностроителей. Для этого нужна консолидация всех здоровых сил, "которые смогли преодолеть апатию". Нужен идейный и организационный центр, вокруг которого эти силы бы объединились. В заключение первый заместитель председателя правительства РФ выразил надежду, что Союз машиностроителей России как раз и станет таким центром, "деятельность которого принесет большую пользу".

Другие выступления на съезде показали, что собравшиеся разделяют взгляды и подходы, содержавшиеся в речи Сергея Иванова, и готовы вести активную работу в рамках новой организации. Среди целей этой работы назывались более четкое формулирование промышленной политики государства, разработка стратегии и тактики развития отдельных отраслей промышленности, предложения по стимулированию рыночного спроса на продукцию машиностроительного комплекса.

По окончании работы учредительного съезда прошла пресс-конференция, в которой приняли участие новоизбранные председатель Всероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" Сергей Чемезов и его первый заместитель Владимир Артяков. Подводя итоги работы съезда, председатель СМР сказал, что создание "нашего профессионального союза - Союза машиностроителей" - это "очень назревшее" решение. Проблем в машиностроительной отрасли накопилось немало, "и мы хотели бы эти проблемы сообща решать".

Даже в таких благополучных отраслях как "оборонка", доля оборудования, которое служит уже двадцать лет и более, составляет 47-50%, заметил председатель СМР. А на отдельных предприятиях - даже выше. "Его давно пора менять. Но, как говорилось на съезде, надо не превращать это все в кампанию, а грамотно подойти к решению вопроса, - полагает Сергей Чемезов. - Задача не стоит так, чтобы взять и разом поменять все существующее производственное оборудование на новое. Но переводить промышленность на новую технологическую базу, безусловно, надо".

Еще одной крупной проблемой является проблема кадров. "Эта тема тоже очень острая, она поднималась и обсуждалась практически всеми делегатами, - подчеркнул председатель СМР. - Предложения по решению этой проблемы нашли место в наших итоговых документах. Мы получили от делегатов съезда очень много советов и рекомендаций о том, как сформулировать и внести в правительство предложения Союза машиностроителей по улучшению профессионального образования. Констатировали, что на сегодня у нас практически не существует современной системы профессионального образования. Многие профессиональные учебные учреждения, которые существовали в советские времена, сейчас закрыты. И возник огромный дефицит высококвалифицированных рабочих. Некоторые предприятия самостоятельно вкладывают средства в обучение молодых сотрудников, чтобы они становились высококвалифицированными инженерами и рабочими. Эти предприятия создают профессиональные учебные заведения за собственный счет. Здесь, как и при решении многих других вопросов, требуется поддержка государства".

Основной задачей СМР, по мнению его руководителей, станет налаживание диалога между машиностроителями и руководителями промышленности, членами правительства и законодательными органами - Советом Федерации и Государственной Думой. "Буквально несколько дней назад МЭРТ сообщило, что к 2010-2012 гг. валовый национальный продукт России должен быть увеличен почти в два раза, - делился планами Сергей Чемезов. - И в основном это будет сделано не за счет увеличения экспорта нефти и газа и не за счет увеличения цены на углеводородное сырье, а прежде всего за счет роста производства машиностроительной отрасли. Чтобы добиться этих показателей, мы должны сделать очень много"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка