О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НИОКР - перспективный двигатель ОПК

Состоялось совещание по вопросам развития НИОКР в машиностроении, ставшее очередным звеном в плане мероприятий по совершенствованию производственной политики и повышению эффективности работы предприятий ОПК

Авиационное двигателестроение по праву считается одной из сложнейших отраслей машиностроения, ведь на изготовление едва ли не каждой детали здесь требуется более десяти технологических операций. Для создания современных газотурбинных двигателей необходимо постоянное совершенствование технологических процессов, разработка и внедрение новых материалов, методов и средств обработки, в основу которых положены высокие требования к качеству, надежности силовых установок, экономичности их производства и эксплуатации.

19 ноября 2007 г. на территории ведущего предприятия в области газотурбинного двигателестроения ФГУП "ММПП "Салют" состоялось совещание по вопросам развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в машиностроении, ставшее очередным звеном в плане мероприятий руководства страны по совершенствованию производственной политики и повышению эффективности работы предприятий отечественной "оборонки".

Вопросы и решения

Недавно в Москве под председательством замминистра промышленности и энергетики РФ Дениса Мантурова прошла конференция по проблемам ценообразования и обеспечения качества продукции предприятий ОПК с участием руководителя Роспрома Андрея Дутова, главы Ростехрегулирования Григория Элькина, заместителя руководителя ФСТ Дмитрия Салькова, членов Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, представителей Минпромэнерго, Минобороны и Минэкономразвития России, Рособоронзаказа, ФГУП "Рособоронэкспорт", крупных предприятий отечественного ОПК: ОАО "ОАК", ОАО "Оборонпром", ФГУП "Уралвагонзавод", Концерна ПВО "Алмаз-Антей", Корпорации "ВСМПО АВИСМА", НПО "Сатурн" и других.

Впервые вопрос о необходимости разработки эффективной политики ценообразования в ОПК публично был обозначен в марте 2007 г. в ходе проведения на базе ФГУП "ММПП "Салют" всероссийской конференции "Развитие оборонно-промышленного комплекса как фактор национальной безопасности Российской Федерации". В дальнейшем он неоднократно являлся темой заседаний Военно-промышленной комиссии при правительстве России. В числе первоочередных мер по совершенствованию ценовой политики Денис Мантуров отметил необходимость организации последовательной и системной работы по регулированию цен на продукцию предприятий ОПК, и, кроме того, обеспечению ее надлежащего качества. "Без принятия действенных мер государственного регулирования ценообразования, - подчеркнул замминистра Минпромэнерго, - мы можем потенциально столкнуться с проблемой потери конкурентоспособности отечественной продукции". В реализации намеченных планов особое внимание будет уделено роли "сквозных" долгосрочных контрактов при выполнении гособоронзаказа и поставках на экспорт. Системный подход в этой области должен обеспечить согласованные действия по всей производственной цепочке: от головного исполнителя до поставщиков-смежников, гарантируя потребителю качественную продукцию по конкурентоспособной цене.

Не менее важными составляющими в процессе реформирования отечественного оборонно-промышленного комплекса и повышения эффективности работы его предприятий стали сегодня решение вопросов кадровой политики, формирование прочного альянса науки и производства в части скорейшего внедрения при создании продукции новейших научных достижений, перспективных разработок и технологий, построение современной системы НИОКР.

В России создание производственных кластеров - авиационного, судостроительного, танкового, космического и других, организация технопарков на практике подтверждают правильность избранного пути взаимопроникновения военных и гражданских технологий, внедрения наиболее жизнеспособных НИОКР ОПК в самые разные отрасли промышленности. Эта стратегия сегодня реализуется в рамках нескольких программ федерального значения: ФЦП "Национальная технологическая база", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", "Развитие гражданской авиационной техники", ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники". Проводятся НИОКР в сфере создания важнейших технологий межотраслевого значения по приоритетным направлениям, охватывающим большую часть перечня критических технологий, всего около 18 направлений. В соответствии с программными мероприятиями ведется разработка около 150 конкретных технологий, не уступающих современному мировому уровню. Принимая во внимание новые тенденции и направления технологического развития в мире, в России планируется реализовать ряд новых Федерально-целевых программ, предусматривающих дальнейшее развитие национальной технологической базы, в частности, ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.", включающую подпрограмму развития электронно-компонентной базы. Программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г." предусматривает разработку и освоение базовых и критических промышленных технологий, в том числе, ориентированных на создание и производство современных видов специальной техники, предполагает комплексное решение проблем обновления производственно-технологической базы ОПК, в том числе уникальной стендовой испытательной базы". Всего планируется осуществить более 400 технологических разработок, обеспечить реконструкцию и техническое перевооружение около 120 технологических комплексов.

В российской промышленности в настоящее время внедряется около 80 современных технологий, разработанных в ОПК. Среди них ряд работ, связанных с созданием и способами конструирования новых поколений сверхскоростных интегрированных схем, оборудования эфирного цифрового телевещания для модернизации федеральных сетей.

Помимо государственной поддержки, создания банков данных производственного потенциала и номенклатуры изделий ОПК для мирных нужд, большинство экспертов указывают на необходимость эффективного взаимодействия оборонных предприятий с научно-исследовательскими организациями. Цель подобного подхода - быстрейший переход инновационных разработок от стадии военных НИОКР к внедрению в гражданский сектор промышленности, с "прицелом" их дальнейшей коммерциализации. Потенциал слияния огромен и подтверждается на практике. Только за последние 4 года, в результате сотрудничества ВГУП ВИАМ с 20 институтами РАН проведено более 100 совместных научно-технических работ, усовершенствовано около 30 авиационных материалов, созданы новые методики программного обеспечения процессов их получения. Итогом кооперации "ФГУП "Салют" и "Института структурной макрогенетики" стала разработка новых технологий получения материалов на основе самораспространяющегося высокотемпературного синтеза с целью решения задач в отечественном авиадвигателестроении. "ФГУП "Салют" и АО "Мосэнерго" внедрены в производство оригинальные технологии создания паротурбинных блоков на основе газотурбинных настроек с частичным окислением природного газа. В результате мощность используемых ГТУ в процессе проведения испытаний увеличилась с 20 до 50 МВт, а КПД подобных установок достигает 70%. Количество выбросов токсичных оксидов азота снижено в 5-7 раз.

По мнению академика РАН Сергея Алдошина, практика показывает, что институты РАН, научные центры и организации, ВУЗы и ВГУПы сегодня "представляют основной субъект инновационной системы страны, способный не только создавать, но и самостоятельно коммерциализировать свои научные разработки. Новый Устав РАН, по словам Андрея Фурсенко, уже принят общим собранием, согласован с Премьер-министром и будет подписан в ближайшее время. Он подразумевает большую свободу и самостоятельность РАН с точки зрения финансирования и выбора тематик исследований. Одновременно с утверждением Устава создается программа поддержки фундаментальных исследований государственной академии наук, управление которой, по-видимому, будет осуществляться координационным советом.

Перспективы и планы

В Совещании по вопросам развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в машиностроении приняли участие Председатель Правительства РФ Виктор Зубков, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и его заместитель Денис Мантуров, министр образования и науки Андрей Фурсенко, глава "атомной" отрасли Сергей Кириенко, Директор Департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев.

По словам Виктора Зубкова, ФГУП "ММПП "Салют" сегодня является предприятием, которое в полном масштабе "реализует комплекс мер, позволяющих оснастить производство современным станочным и технологическим оборудованием, выполняет самые сложные, перспективные проекты в области авиадвигателестроения". "Инновационный путь развития экономики России, - отметил премьер-министр, - возможен только в условиях тесной интеграции государства, науки и производства. Процесс формирования инновационной системы в стране начался еще 3 года назад. Сформирована нормативно-правовая база, принят ряд решений правительства по данному вопросу". Тем не менее, по мнению главы кабинета министров, практическая реализация многих программ идет с серьезными "пробуксовками". "Одним из инструментов государственной поддержки инновационного развития промышленности, - подчеркнул В.Зубков, - является механизм софинансирования перспективных НИОКР в рамках Федеральных целевых программ и проведение первых за счет внепрограммных средств. Сегодня ФЦП действуют в авиационной и космической отраслях. Есть госпрограммы развития глобальной навигационной системы и технологической базы, гражданской морской техники и атомной энергии. Утверждена ФЦП по созданию инфраструктуры отечественной наноиндустрии на 2008-2010 гг. Принято решение о реализации, начиная с 2009 г., ФЦП научных и научно-педагогических кадров инновационной России. Под все эти программы резервируются немалые бюджетные средства. Их общий объем с 2005 по 2010 гг. составит около 200 млрд. руб. Примерно столько же должно прийти из внебюджетных источников. Однако, они идут плохо, медленно". Например, на ФЦП "Национальная технологическая база", рассчитанную на 2007-2011 гг., в текущем году было запланировано 4,9 млрд. руб. из внебюджетных средств. В итоге привлечено около 0,5 млрд., то есть всего 10%.

Еще хуже обстоит дело с реализацией ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 гг". От запланированных в этом году 8 млрд. руб. из внебюджетных источников, по итогам 9 месяцев получено только 4% . "Комментарии здесь излишни, - подчеркивает В.Зубков, - в основном расчет, оказывается, только на господдержку. Слабо используются и созданные институты развития. Тем не менее, количество станков, морально устаревших и физически изношенных, только на предприятиях Роскосмоса составляет более 70%. Срок эксплуатации 15% специализированного технологического оборудования - более 20 лет. Я уже не говорю о метрологическом оборудовании, где 90% парка имеет возраст свыше 15 лет, а за последние 5 лет его обновление составило менее 1%. Указанные факторы приводят к росту себестоимости, увеличению количества отклонений от требований конструкторской документации по технологическим причинам, что в итоге, естественно, снижает и конкурентоспособность продукции. Важно поддерживать не только крупнейшие общенациональные проекты. Есть много небольших, но эффективных объектов, например, для энергетики и газопереработки. Вот мы смотрели сегодня на предприятии. Действительно, ФГУП "ММПП "Салют" большие деньги за счет своей прибыли использует на то, чтобы проводить НИОКР, приобретать новое метрологическое оборудование. И поэтому они конкурентоспособны не только в России, но, по-моему, уже могут соперничать с аналогичными зарубежными компаниями. На этом примере можно сегодня учить и другие предприятия".

Необходимость совместного использования возможностей государства, внебюджетных источников и научного потенциала отметили Виктор Христенко и Андрей Фурсенко. "Смысл всего совещания, - пояснил глава Минпромэнерго, - состоял в одном. В обеспечении и поиске тех эффективных инструментов, которые позволят повысить конкурентоспособность нашего российского машиностроения. Имеются в виду, в конечном счете, самолеты, пароходы, электровозы, генераторы на наших электростанциях. И тот ресурс, что на сегодняшний день есть у государства, который оно направляет на поддержку научно-исследовательских работ, является одним из самых важных, самых "узких" мест, для того, чтобы даже не "догнать" в определенных проектах, а "обогнать" существующий в мире продуктовый ряд, выйти на передовые позиции". Сегодня необходим поиск эффективных инструментов, "коротких путей" в сложной цепочке между замыслом и выводом проекта на рынок "чтобы как можно эффективнее сблизить контакт между разработкой, расширением и подготовкой производства. Сделать его автоматически переходящим в новые продукты, выдвигаемые на рынок. Поэтому участниками совещания были и представители "большой науки", и непосредственно директоры заводов, которые реализуют это на практике. Я думаю, что предприятие, выбранное сегодня для проведения мероприятия, -хороший пример быстрого проведения исследований и внедрения их результатов в продукцию на рынке. Не только в виде двигателей к самолетам, но и газотурбинных установок для электроэнергетики, опреснителей воды и т.д.", - подчеркнул В.Христенко.

По мнению А.Фурсенко, использование бюджетных средств должно осуществляться только при условии софинансирования со стороны бизнеса. И направлять их необходимо не на поддержку организации, а на развитие конкретных проектов, на получение результата, причем "не в виде технологий, а в виде изделий, которые будут выведены на рынок. Это касается всего спектра исследований, - отметил министр образования и науки, - от достаточно традиционных до таковых в области нанотехнологий. От модернизации оборудования и существующих подходов, до создания принципиально новых станков, продуктов. Практически по каждому направлению есть серьезные заделы. Более того, есть уже практика вывода этих изделий на рынки. Необходимо правильно выстраивать координацию, тогда эти примеры, к сожалению сегодня не очень многочисленные, приобретут характер системы".

Уже сейчас, пояснил В.Христенко, "все контракты, которые мы заключаем с организациями на НИОКР, обязательным пунктом включают софинансирование со стороны самих предприятий, самого бизнеса. И в данном случае мы никогда не "закроем" работы по итогам года, прежде чем не увидим те усилия, которые приложил сам бизнес к реализации этих программ. Соотношение разное. У нас есть проекты, по которым оно составляет 1:0,7. То есть, на рубль бюджетных средств, предприятия вкладывают 70 коп. Как правило, это касается специфических программ в сфере национальной безопасности. Но как только этот спектр смещается в сторону товаров более широкого потребления, гражданского пользования, это соотношение переходит 1:1. Или даже 1:3. Достаточно много примеров, когда финансирование со стороны бизнеса под конкретные разработки выше государственного. Еще в большей степени мы ужесточим контроль за контрактами по исполнению обязательств со всех сторон".

"Уже сегодня есть конкретные примеры, когда эти условия выполняются успешно - отметил А.Фурсенко, - в частности на совещании обсуждались важнейшие инновационные проекты, которые ведут оба наших министерства. Они связаны, например, с созданием современных энергетических установок, углеродных и конструкционных материалов или производством нового класса приборов для нанотехнологий, где софинансирование со стороны бизнеса превышает финансирование со стороны государства. А там, где это условие не выполняется, видимо, надо отказываться от этих работ, закрывать их, или поручать кому-то другому, кто способен это соотношение обеспечить. То есть, такие проекты согласно условиям контракта должны быть прекращены, если по итогам года в них не будет видно софинансирование бизнеса".

Фундамент инноваций

Место проведения совещания по вопросам развития НИОКР было выбрано не случайно. ФГУП "ММПП "Салют" недавно отметил свой 95-летний юбилей и сегодня по праву считается одним из лидеров в области газотурбинного двигателестроения. В августе 2007г. вышел Указ Президента России, согласно которому на базе предприятия формируется Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют". В числе первоочередных задач интегрированной структуры - "концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ в области газотурбостроения" в целях дальнейшего развития научно-производственного потенциала России и обеспечения обороноспособности государства. Перспективные проекты включают и проведение работ по созданию авиадвигателей нового поколения для ВВС России, конкурентоспособной продукции для гражданской авиации, "наземных" ГТД для промышленных нужд. В состав производственной кооперации сегодня, помимо головного вошли и 9 региональных предприятий: ОАО "Агрегат", филиал ВМЗ "Салют", НТЦ МКБ "Гранит", филиал "НИИД", филиал МКБ "Горизонт", ОАО "КБ "Электроприбор", ОАО "ГМЗ "Агат", АО "Топаз", филиал АО "Прибор". В ближайшем будущем список дополнят: ФГУП "ОМО им. П.И. Баранова" (г. Омск), ОАО "НИИТ" (г. Уфа) и ОАО "НФМЗ" (г. Наро-Фоминск).

По мнению генерального директора ФГУП "ММПП "Салют" Юрия Елисеева, в основу подобного объединения, заложены принципы максимальной эффективности организации производства, снижения себестоимости, минимизации издержек, повышения экономической эффективности разработки и производства ВВТ, создание оптимальных условий для диверсификации и обеспечение долговременной устойчивой деятельности предприятий Центра. Иными словами, целью является создание крупного научно-производственного комплекса газотурбостроения, обеспечивающего полный жизненный цикл продукта: от разработки до эксплуатации. Доля гражданской продукции, составляющая сегодня около 20% от общего объема производства, в ближайшие 3-5 лет будет доведена до 50%. Газификатор твердых топлив, предназначенный для энергетической утилизации твердых бытовых отходов и других твердых топлив, например, может помочь решить проблему экологии в крупных промышленных центрах страны. Результатом сотрудничества ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "СВЕРДНИИХИММАШ" стало создание опреснительных установок "Каскад", позволяющих получать дистиллированную воду из морской в промышленных объемах. Потребность в таких установках уже сегодня в стоимостном выражении составляет $5-7 млрд. в год. Газотурбинный двигатель ГТД-1000С в будущем, возможно, станет основой для модернизации локомотивов на железных дорогах России.

Удачно выстроенная диверсифицированная структура сегодня выгодно отличает "Салют" от многих других профильных моторостроительных предприятий. По опыту последних лет, только такой современный подход в равной степени позволяет уделять должное внимание производству продукции как военного, так и гражданского назначения. В области военной авиации - это создание и дальнейшее совершенствование авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН/ФМ1 (для всемирно известных самолетов семейства Су-27, Су-30МКИ, Су-32, Су-33, Су-34), ремонт АЛ-21Ф (для Су-22, Су-24), Р-15Б-300 (для МиГ-25), изготовление узлов и деталей АИ-222-25 (для многоцелевого УБС ЯК-130). В инициативном порядке ФГУП "ММПП "Салют" за счет собственных средств - более 50 млн. руб., без бюджетного финансирования провело и продолжает осуществлять модернизацию АЛ-31Ф. Обновленный авиадвигатель приобрел качественно новые характеристики, по словам генерального директора предприятия Юрия Елисеева, прошел все виды испытаний, и в 2007г. поставлен на вооружение ВВС России. Тяга силовой установки увеличена на 1000кг, ресурс в 2 раза. Результаты модернизации, согласно комментариям заместителя начальника вооружения ВС РФ, генерал-лейтенанта Владимира Михеева, оказались даже "выше требований ТТЗ на ОКР "Демон", по которой планируется получить новый авиадвигатель АЛ-41". Последний, кстати, многие специалисты считают реальным прообразом двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

В кооперации с украинским АО "Мотор Сич" (г. Запорожье) ФГУП "ММПП "Салют" организовано производство модулей для турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436Т, предназначенного для Ту-334, Як-42, Ан-72, Ан-74, многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200. Для оснащения высокоэкономичных пассажирских и транспортных самолетов с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками налажен выпуск узлов первого в мире маршевого винтовентиляторного двигателя Д-27, уже установленного "на крыло" среднего транспортного самолета Ан-70, имеющего, судя по количеству заключенных контрактов, широкие экспортные перспективы в страны Ближнего Востока, Азии и Африки.

Инновационные проекты "Салюта" в рамках диверсификации производства привлекли внимание представителей ТЭК и крупных транспортных структур России. При поддержке Роспрома, Мининформсвязи, Российского союза промышленников и предпринимателей, Правительства Москвы, руководителей ведущих технических ВУЗов страны, известных предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса принято решение о создании на территории предприятия промышленно-энергетического технопарка высоких технологий. Это позволит в одном месте сконцентрировать усилия по созданию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, не только гражданского, но военного и "двойного" назначения, максимально сократив время от возникновения идеи до ее внедрения в производство, коммерциализации и организации эффективно действующей системы послепродажного обслуживания. Уже сегодня интегрированное применение информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции - СALS-технологий в проектно-конструкторских работах, создании деталей и узлов ГТД, литейном производстве, механообработке, финансово-экономической деятельности и управлении предприятием, маркетинге и подготовке IT-персонала стало "визитной карточкой" ФГУП "ММПП "Салют". В процессе модернизации производства предприятие ориентируется в большей степени на поиск внутренних ресурсов, а не на поддержку федерального бюджета. В течение нескольких лет на эти цели "Салют" инвестировал более 50 млн. руб. собственных средств. В итоге сегодня имеет более 500 станков с числовым программным управлением, в том числе и пятикоординатных, 4500 компьютеризированных рабочих мест. В ближайших планах - достижение полной компьютеризации производства.

В современных условиях динамичного роста цен на электро- и теплоэнергию, быстрого развития сети газо- и нефтепроводов, расширения транспортной инфраструктуры при одновременных сокращении запасов углеводородного сырья и удорожании его добычи, возникает потребность поиска новых энергетических источников. Газотурбинные электростанции, работающие по принципу когенерационной схемы, то есть одновременной выработки электроэнергии и тепла с возможностью регулирования их процентного соотношения имеют КПД до 97%, не требуют затрат на строительство дополнительных линий электропередач и, кроме того, решают проблему утилизации попутного газа при добыче углеводородов. В условиях мегаполисов они могут работать даже на газе, вырабатываемом мусороперерабатывающими заводами при утилизации твердых бытовых отходов. Новые технологии уже внедрены в Ивановской области, гг.Санкт-Петербурге, Сочи, Тюмени, Уфе, Калининграде, и, с учетом будущих газификации Дальневосточного региона, разработки Тихоокеанского шельфа и строительства газопровода из России в Китай, их применение имеет широкие перспективы.

Востребованность газотурбинных электростанций доказана практикой рыночного спроса. На базе ГТУ-89СТ-20 разработки и производства ФГУП "ММПП "Салют", в основу которой положен авиадвигатель Ал-21, на Ямбургской ГТЭС-72 построена блочная газотурбинная электростанция БГТЭС-20С. В сотрудничестве с АО "Мосэнерго" и Институтом высоких температур внедрены в производство оригинальные технологии создания паротурбинных блоков на основе газотурбинных настроек с частичным окислением природного газа. В результате мощность используемых ГТУ в процессе проведения испытаний увеличилась с 20 до 50 МВт, КПД достигает 70%, количество выбросов токсичных оксидов азота снижено в 5-7 раз. Например, парогазовый энергоблок ПГУ-60С предназначен для комбинированной выработки электрической и тепловой энергий путем утилизации тепла выхлопных газов. Для нужд ТЭК "Салют" предлагает производство и последующее техническое обслуживание стационарных энергетических и газоперекачивающих установок: ГТД-12С, ГТД-16С, ГТД-20С, ГТУ-20С, ГТУ-1С и других. Есть перспективный проект создания установки ПГУ-500С, мощностью 500 МВт. Ноу-хау в области энергетики - газопаротурбинная электростанция с интегрированной газификацией угля, мощностью 25МВт совместной разработки ФНЦП "ММПП "Салют" и ОАО "НИИХИММАШ", электрический КПД которой составляет 45% при удельных капзатратах не более $700 за кВт. Такие установки позволяют по принципу безотходного производства использовать уголь для получения газа, электричества и тепла и могут применяться в отдаленных регионах России, в условиях отсутствия линий электропередач и газопроводов. Рентабельность проектов высокая, с учетом недорогой, относительно других видов топлив, стоимости угля на внутреннем рынке России и большого количества его запасов.

Помимо современной инфраструктуры, мощного производственного комплекса в центре Москвы и испытательной базы, "Салют" - единственный сегодня в России Федеральный Научно-производственный центр, обладает командой опытных специалистов в разных областях оборонных высоких технологий и управленцев с опытом доведения инновационных идей до экспериментальных и промышленных образцов. На предприятии существует 7 Конструкторских Бюро, 9 Научно-технологических Центров и 2 института: НИИ двигателестроения и Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (структура РГТУ-МАТИ им. К.Э. Циолковского). Здесь работают 14 докторов технических наук, 122 кандидата технических наук, 36 профессоров и доцентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка