Военно-промышленный курьер
19 декабря 2007, 13:26
Догоняя старшего брата
Московский вертолетный завод им. Миля ведет работу над созданием высокоскоростного вертолета, предназначенного для обслуживания отдаленных регионов. Скорость новой машины Ми-Х1 должна составить 450-500 км/ч.
Сегодня программа создания Ми-Х1 находится на стадии разработки концепции. Ми-Х1 планируется построить по традиционной схеме. Кардинальное увеличение скорости полета должно быть достигнуто благодаря использованию системы подавления срыва на отступающей лопасти и толкающего винта с изменяемым вектором тяги за счет размещения отклоняемых поверхностей в спутной струе.
Как отметил Андрей Шибитов, сегодня программы разработки и создания высокоскоростных вертолетов "захватили" все вертолетостроительные компании в мире, и Россия не исключение. К примеру, фирма Sikorsky разрабатывает вертолет Х2, скорость которого должна составлять около 460 км/час. Прототип Х2 будет готов подняться в воздух уже в первом квартале 2008 г.
У нас проработкой скоростного вертолета занимается также и ОАО "Камов". Проект Ка-92 предполагает применение соосной несущей системы и хвостового толкающего винта. Поскольку и МВЗ, и фирма "Камов" в настоящее время входят в холдинг "Вертолеты России", в конечном итоге будет реализован лишь один проект скоростного вертолета - тот, который победит во внутреннем конкурсе. Андрей Шибитов отметил, что после того как будет принято решение о техническом облике машины, на этапе эскизного проекта конструкторские бюро МВЗ и ОАО "Камов" будут работать над этим проектом совместно.
На пресс-конференции, приуроченной к 60-летнему юбилею МВЗ, Андрей Шибитов, в начале декабря назначенный также генеральным директором ОАО "Вертолеты России", и генеральный конструктор МВЗ Алексей Самусенко рассказали и о других перспективных разработках Московского вертолетного завода, а также о работе по модернизации уже существующих моделей вертолетов.
Еще одним "литерным" проектом МВЗ является ударный боевой вертолет легкого класса Ми-ХХ. Как сообщил Андрей Шибитов, это собственная разработка МВЗ, имеющая в основном экспортную ориентацию. Пока она также находится на уровне проработки концептуального облика. Если судить по картинке, представленной на презентации МВЗ, в настоящее время внешний облик Ми-ХХ имеет общие черты с представленным Казанским вертолетным заводом на МАКС-2005 вертолетом "Ансат-РЦ", а также с аналогичными разработками зарубежных фирм, к примеру - с PAH-2 Tiger компании Eurocopter.
Пока флагманом линейки ударных вертолетов марки "Ми" остается "Ночной охотник" Ми-28Н. После завершения оформления документации, уточненной по результатам испытаний, "Роствертол" в ноябре 2007 г. приступил к полномасштабному серийному производству этой машины. До конца года первые три вертолета Ми-28Н будут переданы ВВС РФ. Поскольку создание Ми-28Н началось уже более 10 лет назад, на МВЗ разработана программа наращивания боевых и эксплуатационных характеристик этой машины до современного уровня. Реализация программы должна начаться в 2009 г.
Существует также программа модернизации экспортной модификации этого вертолета - Ми-28МЭ, направленная на адаптацию оборудования машины к требованиям иностранных заказчиков. Она предполагает установку на вертолет бортового комплекса обороны иностранного производства и адаптацию БРЭО к зарубежным стандартам.
До сих пор главным военным экспортным продуктом МВЗ являлся Ми-35М - наиболее продвинутая модификация широко известного Ми-24. По словам Андрея Шибитова, в ближайшие два года ожидается ряд контрактов на поставки этого вертолета в регион Ближнего Востока. А Ми-28МЭ интересуются два государства Латинской Америки. Одно из них, как отметил гендиректор МВЗ, в последнее время активно закупает российское вооружение (очевидно, речь идет о Венесуэле), а второе эксплуатирует милевские машины, но в небольшом количестве.
Что касается остальных машин продуктового ряда МВЗ, то наибольшее внимание в ближайшие годы на предприятии намерены уделить модернизации семейства Ми-8/17, завершению испытаний и постановке на серийное производство Ми-38, завершению разработки многоцелевой версии Ми-34, отвечающей современным требованиям по шумности и дальности полета, созданию на его базе беспилотного вертолета Ми-34БП, а также завершению проектирования легкого многоцелевого Ми-54, среднего Ми-58 и тяжелого вертолета промежуточного класса Ми-46.
В настоящее время Ми-38 проходит летные доводочные испытания. Завершена постройка второго опытного образца и начато производство узлов и агрегатов для третьего. На рынке эта машина должна появиться в 2011 г. По словам Алексея Самусенко, уже имеются заказы на 100 машин этого типа.
Ми-58, который в перспективе должен прийти на смену вертолетам семейства Ми-8/17, при взлетной массе в 10 т будет способен перевозить 3 тонны коммерческой нагрузки. Базовая модель послужит основой для создания многочисленных модификаций.
Программа разработки легкого многоцелевого вертолета Ми-54 является основным приоритетным направлением НИР и ОКР. Ми-54 - это перспективный легкий многоцелевой вертолет, способный перевозить 12-13 пассажиров или грузы массой до 1500 кг внутри фюзеляжа и до 1800 кг на внешней подвеске. Помимо грузовых и пассажирских перевозок, Ми-54 сможет использоваться в качестве корпоративного транспорта, VIP-салона, для выполнения аварийно-спасательных и медико-эвакуационных работ, патрулирования и выполнения многих других задач. Предусматривается создание на базе Ми-54 и различных военных вариантов. При проектировании вертолета приоритет отдается снижению эксплуатационных расходов, повышению уровня безопасности, сохранению транспортных возможностей вертолета в широком диапазоне высот и температур, а также повышению комфорта пассажиров и расширению номенклатуры перевозимых грузов. Проект предусматривает широкое развитие международной кооперации.
Ми-54 включен в целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники", но пока бюджетное финансирование этого проекта отсутствует. МВЗ разрабатывает Ми-54 за свой счет, хотя и надеется на финансовую поддержку государства. Взлет и начало сертификации Ми-54 намечены на 2011 г.
Опыт разработки и испытаний таких машин, как Ми-38 и Ми-26, предполагается использовать при создании нового тяжелого транспортного вертолета промежуточного класса Ми-46, рассчитанного на перевозку грузов свыше 10-12 т. Как рассказал Алексей Самусенко, работы по созданию Ми-46 начались еще в 1982 г. Ми-46 должен был стать заменой для тяжелого вертолета Ми-6. Но проект фактически так и не стартовал, потому что в СССР не было двигателя, пригодного для установки на такую машину. Четыре года назад в НАТО заинтересовались тяжелыми вертолетами, которые могли бы использоваться силами быстрого реагирования, и на МВЗ решили реанимировать Ми-46. Сейчас работы находятся в стадии проработки технического проекта, однако подходящего двигателя мощностью около 7600 л.с., который можно было бы установить на эту машину, по-прежнему нет ни в России, ни за рубежом.
Что касается "рабочих лошадок" семейства Ми-8/17, то главной задачей на ближайшую перспективу является создание "стеклянной" кабины для вертолетов этого типа. Такое требование выдвигает и Индия, являющаяся крупнейшим зарубежным заказчиком милевских машин, и другие страны. Как заявил Андрей Шибитов, в январе-феврале 2008 г. будет объявлен внутренний тендер на модернизацию авионики Ми-8. В нем должны принять участие такие компании, как "Транзас", "Русская авионика" и РПКБ. Реализация проекта займет 12-16 месяцев, для адаптации новой "стеклянной" кабины для военных модификаций потребуется еще чуть больше месяца.
Говоря об экономических показателях деятельности МВЗ, Андрей Шибитов отметил, что предприятие в настоящее время является одним из самых финансово устойчивых в отрасли. В течение четырех последних лет рост его ежегодных валовых поступлений составляет 15-20%, а прибыли - 30%. Ежегодный оборот МВЗ составляет около 1,5 млрд. рублей (для сравнения: оборот компании Sikorsky в 2007 г. составит 5 млрд. долларов). В настоящее время госзаказ (включая его оборонную составляющую) в структуре деятельности МВЗ равен 60%. 20% приходятся на долю работы по заказам серийных заводов, и только 20% составляют коммерческие проекты. Такое соотношение не является оптимальным, и, по словам Андрея Шибитова, коммерческая составляющая МВЗ должна увеличиться до 50%. Кроме того, важной задачей является увеличение рентабельности до 25% против нынешних 12%.
Подводя предварительные итоги работы МВЗ в 2007 г., Андрей Шибитов отметил, что всего будет изготовлено около 80 вертолетов типа Ми-17 и 9 вертолетов Ми-28Н. Кроме того, ежегодно проводится модернизация 40-60 вертолетов семейства Ми-8/17 по экспортным заказам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 15, 2024
Аэрофлот в летнем сезоне увеличивает частоту полетов из Москвы в Красноярск
Май 15, 2024
Аэрофлот на лето вводит дополнительный рейс между Москвой и Челябинском
Май 14, 2024
Группа "Аэрофлот" за январь-апрель 2024 года увеличила пассажиропоток на 22 %
Май 14, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за апрель 2024 года