О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"МиГи" складывают крылья

Состоялся первый демонстрационный полет нового индийского истребителя. Этот самолет должен через несколько лет прийти на смену российским "МиГам", стоящим сейчас на вооружении ВВС Индии

Неприятный сюрприз преподнесли хозяева в первый день официального визита российского премьера Виктора Зубкова в Индию - вчера состоялся первый демонстрационный полет нового индийского истребителя. Этот самолет должен через несколько лет прийти на смену российским "МиГам", стоящим сейчас на вооружении ВВС Индии.

Приурочив проведение испытаний своего истребителя к приезду российского премьера, Дели дал недвусмысленно понять, что сотрудничество с Москвой в военно-технической сфере хотя в настоящий момент и носит стратегический характер, но ограничено по времени и проектам. По возможности Индия стремится обрести технологический суверенитет, сохранив контакты в менее чувствительных для экономической и военной безопасности государства сферах.

Сложно сказать, был ли проинформирован Зубков об испытаниях индийского истребителя, материалы о которых заняли первые полосы местных газет. Однако его спичрайтеры наверняка учли этот малоприятный для России факт, ограничившись в тезисах выступления Зубкова на церемонии подписания совместных документов лишь дежурным упоминанием о "заметной роли" совместной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Для экспертов очевидно, что Москве к 2012 году, когда по планам индийской стороны новый истребитель должен быть запущен в серию, грозит потеря традиционного рынка сбыта авиационной техники.

Впрочем, российский экспорт в Индию какое-то время еще сохранит благоприятную структуру с доминированием в нем продукции высоких переделов. Дели заинтересован, например, в сотрудничестве с Россией в развитии электроэнергетики - как обычной, так и атомной. Но первый тревожный звонок для Москвы уже прозвучал: в 2007 году, по данным МЭРТа, наибольший прирост российского экспорта в Индию пришелся на черные металлы, нефть и нефтепродукты (17,4% и 7,7% соответственно). Судя по всему, в будущем эта тенденция в двусторонних торговых отношениях будет преобладать. Во-первых, надо учитывать успехи проекта Сахалин-1, в котором индийский нефтегазовый концерн ONGC получил долю в 20%. И во-вторых, растущая экономика Индии нуждается в огромных объемах поставок нефти и газа. По статистике, расходы сырой нефти и нефтепродуктов в период с апреля по сентябрь прошлого года увеличились в этой стране почти на 40% - до 34 млрд. долл. против чуть более 24 млрд. долл. за соответствующий период 2006 года.

Пока российские чиновники угрозы изменения структуры экспорта в Индию не рассматривают. Вице-премьер Александр Жуков отделался шуткой. "Изменится, но в нашу пользу", - заявил он "НГ".

Более реалистичен был глава РСПП Александр Шохин, комментируя "НГ" эту ситуацию. Он выразил надежду, что нашей стране все-таки удастся избежать участи превращения в сырьевой придаток бурно развивающейся индийской экономики, как это уже произошло в случае с Китаем. Хотя сделать это будет не просто, принимая во внимание общую сырьевую направленность российского экспорта, признал Шохин.

Дели заинтересован не только в российских углеводородах, но и в инвестициях. Председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков приехал в Индию в составе российской делегации, чтобы поучаствовать в открытии представительства компании. Объем ее инвестиций в экономику Индии составил 1 млрд. долл., а на ближайшие два года существуют планы вложить еще 5-7 млрд. долл....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка