О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing и Airbus надеются на Россию

В течение 15 лет мировой пассажирооборот увеличится вдвое. Но даже на этом фоне Россия будет расти более высокими темпами, что потребует значительного увеличения парка ВС. Зарубежные производители уже заявили о претензиях на основную долю рынка РФ

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы в авиационной отрасли продолжится стремительный рост: в течение 15 лет мировой пассажирооборот увеличится вдвое. Но даже на этом фоне Россия будет расти более высокими темпами, что потребует значительного увеличения парка воздушных судов. Крупнейшие зарубежные производители уже заявили о претензиях на основную долю российского рынка.

По прогнозу американской авиастроительной корпорации Boeing, рост мировой экономики и торговли, либерализация рынка и новые возможности современных самолетов приведут в долгосрочной перспективе к росту объема воздушных перевозок в среднем на 5% в год. Европейский концерн Airbus прогнозирует, что в течение ближайших 15 лет мировой пассажирооборот увеличится вдвое, и через 20 лет парк воздушных судов авиакомпаний увеличится на 115%. Об этом говорится в подготовленном Airbus 20-летнем прогнозе развития мировой авиаиндустрии.

Российский рынок будет расти опережающими темпами

В прогнозе компании говорится, что рынок авиаперевозок в целом устойчив к мировым потрясениям. Так, после терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года произошло небольшое падение, но затем рост продолжился. С 2000 года мировой пассажирооборот вырос на 36%.

При этом пассажирооборот стран СНГ, включая Россию, за семь лет увеличился на 107%. Быстрее росли лишь Индия (+184%), Китай (+177%) и страны Ближнего Востока (+144%). По оценкам экспертов, такая тенденция сохранится. По прогнозу Airbus, до 2026 года среднегодовой прирост в России составит 6,2%, в то время как в мире - 4,9%.

Стремительный рост заставит российские авиакомпании быстрее обновлять и наращивать парк воздушных судов. По прогнозу Boeing, авиакомпании СНГ, включая Россию, с 2007 по 2026 год приобретут 1060 воздушных лайнеров на $70 млрд. Аналитики Airbus оценивают потребности российского рынка в 921 самолет общей стоимостью $79 млрд до 2026 года (см. график). Россия занимает шестое место в мире по потребности в пассажирских самолетах, уступая США, Китаю, Великобритании, Германии и Индии.

По оценкам экспертов, значительную долю в этом объеме займут зарубежные корпорации. Российский авиапром пока не может обеспечить авиакомпании необходимой техникой, поэтому зарубежные производители рассматривают Россию как один из перспективных рынков. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует к 2025 году увеличить продажи до 250-300 самолетов в год. До этого времени ежегодный рост объема производства, по прогнозу, должен составить 30%. В 2007 году российский авиапром выпустил около 15 гражданских самолетов, в 2006-м - 26, в 2005-м - всего восемь. Даже если планы ОАК будут реализованы, российским авиакомпаниям этого объема недостаточно. Более того, основная часть самолетов требуется на замену существующим. В сложившейся ситуации авиакомпании не могут ждать увеличения производства ОАК. По данным Airclaims и Airbus, средний возраст самолетов российских авиакомпаний составляет 16,5 года.

ОАК обеспечит лишь единичные поставки

В 2007 году, по данным Airclaims, доля самолетов зарубежного производства составляла 34%, хотя в 2003-м этот показатель равнялся 8%. По мнению руководителя аналитической службы "АвиаПорт" Олега Пантелеева, на рынок больших дальнемагистральных самолетов российский авиапром до 2025 года претендовать не сможет, стоит ожидать лишь единичных поставок Ил-96-400. Реального увеличения российских лайнеров на рынке можно ждать лишь к 2010 году, когда выйдет на высокие темпы производства Sukhoi Superjet 100. Что касается среднемагистральных самолетов, до появления МС-21 на существующие Ту-204 будет приходиться в лучшем случае 10% общего количества вводимых в эксплуатацию воздушных судов, считает Пантелеев.

Сейчас только самые крупные авиакомпании могут позволить себе покупку новых зарубежных самолетов (см. таблицу), поскольку таможенные платежи составляют около 42% от стоимости лайнера. В портфеле Airbus твердые контракты на 94 самолета от российских заказчиков, у Boeing - на 56, а также, по данным официального сайта компании, 57 предварительных соглашений. Большинство перевозчиков берет технику в лизинг и на вторичном рынке. По мнению Пантелеева, разумным шагом было бы снижение таможенных пошлин на временный ввоз техники. В этом случае через несколько лет, когда российский авиапром выйдет на запланированную мощность, компании смогли бы заменить подержанные зарубежные самолеты новой российской техникой.

Подписанные и объявленные контракты российских авиакомпаний на новые зарубежные самолеты
АвиакомпанияСамолетКоличество
"Аэрофлот"Boeing 787-822
A3191
A32012
A3215
A330-20010
A350XWB22
"Атлант-Союз"Boeing 737-7004
S7Boeing 737-80010
Boeing 787-815
A32029
ГТК "Россия"A3205
"Уральские авиалинии"A3209
"Владивосток Авиа"A3201
"Волга-Днепр"Boeing 747-8F5

Данные Boeing, Airbus на февраль 2008 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка