О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ишим" пересох

Россия и Казахстан сокращают космическое сотрудничество. Казахстан полностью отказался от проекта "Ишим", который предполагал использование российских истребителей МиГ-31Д, для доставки на орбиту легких космических аппаратов

Россия и Казахстан сокращают космическое сотрудничество. Казахстан полностью отказался от проекта "Ишим", который предполагал использование российских истребителей МиГ-31Д, доставшихся Казахстану в наследство после распада СССР, для доставки на орбиту легких космических аппаратов. Проект признан нецелесообразным как по техническим, так и экономическим причинам. В Казахстане уже завели уголовное дело по факту неэффективного расходования бюджетных средств по проекту "Ишим". Счетный комитет Казахстана оценил потери бюджета в 2,8 млрд тенге (560 млн рублей).

Нерыночный продукт

Проект российско-казахстанского космического запуска был с самого начала сомнителен. "У меня сразу были сомнения в отношении реализуемости данного проекта", - признается первый казахстанский космонавт Токтар Аубакиров. По его словам, для реализации проекта нужен другой самолет, либо должны появиться какие-то новые космические ракеты воздушного базирования. Есть и другие причины. "Мы должны, к сожалению, закрыть этот проект из-за слабой маркетинговой проработки и невозможности выхода на рынок", - заявил глава Казкосмоса Талгат Мусабаев.

Система воздушных пусков - действительно экзотика. Она существует только в США. Там уже запускают ракеты АСАТ "воздух - космос", которые предназначены для поражения орбитальных систем с высоколетящих истребителей. Тем не менее, гражданского рынка для этой продукции пока не существует.

"Теоретически тенденция к тому, чтобы масса аппаратов снижалась, есть. Уже есть аппараты наблюдения весом меньше 100 кг, а научные спутники доходят до массы меньше 1 кг, - поясняет эксперт "РОЭЛ Консалтинг" Андрей Ионов. - Однако заказчиками таких аппаратов являются научные или исследовательские институты, которые не могут заказать полноценный пуск, они отправляют свои спутники в качестве попутной нагрузки - совместно с каким-нибудь другим аппаратом".

Возможно, это не дешевле запуска с истребителя, однако гораздо надежнее. По словам Ионова, стоимость при запуске космических аппаратов часто играет роль лишь финансового ограничения, однако главный фактор - это надежность запуска. "Если спутник делается несколько лет, то уверенность в том, что аппарат окажется на орбите, это основной аргумент", - подчеркивает эксперт.

"Байтерек" вместо "Ишима"

Несмотря на то что проект "Ишим" разрабатывался Казахстаном совместно с Россией (основной разработчик - Московский институт теплотехники), в Роскосмосе к инициативе казахстанской стороны отнеслись с пониманием. "Для Казахстана и России лучше биться в одном русле - над проектом "Байтерек", - заявили корреспонденту "Газеты" в Роскосмосе.

Программа "Байтерек" - база российско-казахстанского космического сотрудничества. В январе 2004 года президент РФ Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали соглашение об эффективном использовании комплекса "Байконур". Срок аренды Россией космодрома "Байконур" продлили до 2050 года. В ответ Россия обязалась создать новый, экологически более безопасный космический ракетный комплекс. Им и должен стать "Байтерек", он будет действовать на базе ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара", которая создается в России.

Однако разработка проекта "Байтерек" затягивается. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов в марте заявил, что пока завершается лишь эскизная и техническая проработка, только к концу этого года стороны определят стоимость и сроки строительства. Возможно, неторопливость российской стороны и стала одной из причин отказа от проекта "Ишим". Ведь в условиях, когда экономика Казахстана переживает не лучшие времена, связанные с кризисом ликвидности, ипотечным кризисом и разгоном инфляции, еще одного космического долгостроя Казахстан не выдержит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка