О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крупнейшие авиакомпании заправят кредитами

Минфин утвердил схему выдачи льготных кредитов авиакомпаниям. По неофициальным данным, деньги получат не более пяти перевозчиков, троих назвал первый вице-премьер И.Шувалов - это "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Российские авиалинии"

Минфин утвердил схему выдачи льготных кредитов авиакомпаниям. По неофициальным данным, деньги получат не более пяти перевозчиков, троих вчера назвал первый вице-премьер Игорь Шувалов - это "Аэрофлот", "Трансаэро" и создаваемые "Ростехнологиями" "Российские авиалинии". Предотвратить повторение кризиса на авиарынке и смягчить его последствия для пассажиров власти надеются за счет введения тотального контроля над финансовым состоянием авиакомпаний.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера доложил президенту Дмитрию Медведеву о мерах правительства по стабилизации ситуации на авиарынке. "Приняты решения для изменения этой ситуации,- цитирует вице-премьера ИТАР-ТАСС.- В том числе по линии ФАС принято решение, ограничивающее деятельность компаний, завышающих цены на авиатопливо, введены штрафные санкции для должников". Также, добавил господин Шувалов, Минфином предложена схема предоставления кредитных ресурсов для определенных компаний общим объемом до 30 млрд руб. В частности, по словам первого вице-премьера, эти деньги получат "Аэрофлот", "Трансаэро" и создающиеся госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы "Российские авиалинии" ("Росавиа").

Источник "Ъ" в Минтрансе подтвердил, что подготовлено и согласовано постановление правительства, которое уточнит критерии выдачи кредитов на поддержание авиаперевозчиков. По словам собеседника "Ъ", на деньги могут рассчитывать компании, которые перевозят более 1 млн пассажиров в год, причем более половины - на регулярных рейсах. Полный список критериев собеседник "Ъ" раскрыть отказался. Источники "Ъ" на авиарынке уверяют, что уже определен список всего из пяти авиакомпаний, которые смогут получить кредиты. Кроме названных Игорем Шуваловым перевозчиков в нем якобы фигурируют "ЮТэйр" и отдельно ГТК "Россия", которая должна войти в "Росавиа".

В "Трансаэро", которая раньше отрицала необходимость в госсредствах, "Ъ" сообщили, что уже привлекли кредит у Газпромбанка "на условиях, определенных правительством". Сумма кредита не раскрывается. Сейчас авиакомпания ведет переговоры о кредитах с ВТБ и Сбербанком. "Росавиа" уже согласовала получение около 5 млрд руб. от ВТБ. В "Аэрофлоте" лишь отмечают, что госкредиты "помогут компании в условиях низкого зимнего сезона".

Отраслевые эксперты удивлены тем, что Игорь Шувалов не назвал двух крупнейших российских внутренних перевозчиков - "Сибирь" и "ЮТэйр". "Сейчас деньги особенно нужны тем, кого кризис застал в процессе обновления флота",- полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Он отмечает, что в такой ситуации находится "Сибирь", а "ЮТэйр" только приступила к проведению тендера на закупку новых самолетов. В то же время, по мнению эксперта, "Аэрофлоту" "государство и так обеспечивает колоссальные субсидии в виде "пролетных" денег" на сотни миллионов долларов, а финансовая ситуация в "Трансаэро" "не вызывает тревоги". Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, впрочем, не говорит о срочной необходимости госкредитов, уточняя, что "компания продолжает нормальную работу с теми банками, с которыми сотрудничала всегда".

Параллельно государство пытается предотвратить новый виток кризиса на авиарынке и сгладить его последствия для пассажиров путем усиления контроля над авиакомпаниями. Но если деньги дают избранным, то контролировать будут всех. По словам заместителя главы Росавиации Владимира Чертока, ухудшение финансовых и производственных показателей может являться основанием для ограничения, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта. Без этого документа авиакомпания не может выполнять полеты. "Недобросовестные перевозчики будут с рынка убираться, этот процесс уже идет",- пояснил чиновник.

Полномочия Росавиации в области финансового контроля и критерии допуска авиакомпаний к перевозкам будут уточнены дополнением к Федеральным авиационным правилам и утверждены приказом Минтранса. Источник "Ъ" в министерстве добавил, что новая процедура будет действовать уже с летнего сезона 2009 года. "Мы полагаем, что каждая новая авиакомпания должна доказать способность выполнения заявленного объема полетов на ближайшие два года, а также в течение первых трех месяцев при условии полного отсутствия выручки",- говорит собеседник "Ъ". Действующие перевозчики должны отчитываться перед Росавиацией перед началом летнего и зимнего сезонов. Критерии оценки - коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и ряд других.

Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что введение новых правил ограничит выход на рынок новых перевозчиков, особенно в условиях кризиса. В частности, с необходимостью резервирования значительных средств может столкнуться "Росавиа". "Если сертификат эксплуатанта будет получать новое юридическое лицо с заявленным сегодня объемом перевозок, то размер резерва средств может достичь 10 млрд руб.",- полагает Олег Пантелеев. В то же время действующие авиакомпании выражают готовность предоставлять Росавиации данные и не опасаются, что новые требования создадут им проблемы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка