О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шедевр инженерно-конструкторской мысли

Ракетно-вертолетные комплексы в середине 60-х годов были шедевром инженерно-конструкторской мысли, но применение их было бы эффективно лишь в крайне редких случаях

Накануне дня "Х" несколько десятков вертолетов Ми-6 и Ми-10, двигаясь на предельно низких высотах вне радиолокационной видимости противника, достигли нескольких труднодоступных мест: островов, непроходимых болот, недоступных горных плато. Там с вертолетов сгрузили пусковые установки (ПУ) тактических и оперативно-тактических баллистических и крылатых ракет. ПУ уходили своим ходом на скрытые огневые позиции. И вот в нужный момент десятки ракет стартуют из районов, где противник даже теоретически не предполагал их присутствия, и наносят внезапные ядерные удары на расстоянии от 60 до 500 километров.

Основные характеристики ВПУ Бр-257 (9П114)
  • Вес ВПУ без ракеты, т - 4,5
  • Вес ВПУ с ракетой, т - 7,5
  • Скорость самодвижения с ракетой, км/час - 3-8
  • Запас хода по горючему, км - 40-45
  • Скорость буксировки за тягачом, км/час:

    • ВПУ с ракетой - 10
    • ВПУ без ракеты - 15

  • Габариты ВПУ без ракеты, м:

    • Высота - 1535
    • Ширина - 2430
    • Длина - 8950
Так выглядел один из сценариев локальной ядерной войны середины 60-х годов ХХ в. Откуда же взялось это полуфантастическое оружие: вертолеты-носители ракетных ПУ? Как это было в большинстве случаев, в 50-80-х годах начали разработку подобных комплексов янки, ну а затем русские оказались "впереди планеты всей".

В начале 60-х годов в США на вооружение воздушно-десантных частей поступила пусковая установка неуправляемых ракет "Литтл Джон" - носителей ядерных боевых частей. ПУ с ракетами "Литтл Джон" транспортировалась вертолетами UH-34 и СН-47 "Чинук" как в кабине, так и на внешней подвеске. Армия США прорабатывала транспортировку вертолетами и других ракетных систем.

Советское руководство внимательно следило за этими разработками и ответило на них с истинно русским размахом.

5 февраля 1962 года вышло постановление Совмина №135-66 о создании трех вертолетных комплексов: 9К53 "Луна-МВ", 9К73 с баллистической ракетой Р-17В и крылатой ракетой С-5В. Замышлялась целая система ракетно-вертолетных комплексов (РВК) в составе комплексов Ми-10РВК и Ми-6РВК, созданных на базе вертолетов Ми-6 и Ми-10.

Замечу, что ко времени выхода постановления оба вертолета не только не были приняты на вооружение, но даже не прошли до конца летных испытаний. Вертолет Ми-6 разрабатывался по постановлению Совмина от 11 июня 1954 года. Вертолет мог перевозить две самоходные артиллерийские установки АСУ-57 или иную технику весом до 12 тонн. Первые полеты Ми-6 начались в июне 1957-го. К 1962 году построили уже 50 вертолетов Ми-6, но к февралю 1962-го машина все еще находилась на этапе госиспытаний, которые завершились лишь в декабре этого года, а на вооружение вертолет поступил в 1963-м.

Постановление Совмина о полномасштабной разработке еще более мощного вертолета Ми-10 вышло 20 февраля 1958-го. В июне 1960-го начались первые полеты Ми-10. 23 сентября 1961 года Ми-10 установил абсолютный мировой рекорд грузоподъемности, подняв груз весом 15,1 т на высоту 2362 метра. В декабре 1961-го вертолет был предъявлен на госиспытания, но не был к ним допущен. В таком состоянии находились Ми-6 и Ми-10 к началу работ над ракетно-вертолетными комплексами.

В комплексе 9К53 ракета "Луна-МВ" устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета Ми-6 или В-10.

РВК 2К52 "Луна-М", разрабатываемый по постановлению Совмина №247-104 от 16 марта 1961 г., подобно вертолетам, еще не прошел государственных испытаний. Вес ракеты "Луна-М" составлял 2400-2500 кг, в зависимости от модификации, а вес штатной ПУ 9П113 без ракеты - около 15 тонн. Естественно, для РВК потребовалось создать новую сверхлегкую ПУ.

Разработчиками "Луны-МВ" были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов Ми-6 и В-10 в качестве носителей пусковых 9П114). Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была разработана в КБ завода "Баррикады" (ныне ЦКБ "Титан").

В качестве двигателя ВПУ был использован карбюраторный двигатель М-407 мощностью 45 л.с. от автомобиля "Москвич". С ПУ "Луна-МВ" можно было стрелять ракетами 9МБ м 9МБ1 со специальными боевыми частями АА-22 и АА-31, а также ракетой 9М21Ф с фугасной боевой частью. Максимальная дальность стрельбы составляла 68 км, минимальная - 12 км.

В ходе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Завод "Баррикады" изготовил два образца Бр-257-1. Заводские испытания первого образца проходили с 29 сентября по 6 октября 1964 г., второго - с 12 по 17 марта 1965 г.

В 1964 г. все три пусковые установки комплекса "Луна": колесная Бр-231 (индекс ГРАУ 9П113), гусеничная Бр-237 (9П112) и вертолетная Бр-257 (9П114) - прошли полигонные испытания на Ржевке, под Ленинградом.

По результатам испытаний пусковой установки 9П114 было решено ее доработать. Забегая вперед, скажу, что в 1965 году комплекс Ми-6РВК (9К53 и 9К74) поступил в войска для опытной эксплуатации. Вторым РВК стал комплекс Р-17В на базе управляемой баллистической ракеты Р-17 (индекс ГРАУ - 8К14), принятой на вооружение в 1962 г. Стартовый вес штатной ракеты 8К14 составлял 5864 кг, дальность стрельбы от 50 до 240 км.

Для нового комплекса 9К73 была разработана упрощенная и облегченная пусковая установка, способная транспортировать ракету на небольшие расстояния. Такая установка с ракетой должна была скрытно перевозиться тяжелым вертолетом Ми-6РВК в любой район, в том числе такой, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. В 1963 году было построено несколько ракетно-вертолетных комплексов 9К73 на базе вертолетов Ми-6. После заводских испытаний в 1965 г. комплексы поступили в войска для опытной эксплуатации.

Третий ракетно-вертолетный комплекс 9К74 был создан на базе крылатой ракеты С-5, разработанной в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея. При стартовом весе 5,4 т ракета С-5 летит на дальность до 500 км, круговое вероятное отклонение на такой дистанции 3 км.
На заводе ЗИЛ под руководством В.А. Грачева была спроектирована вертолетная пусковая установка ЗИЛ-135В (индекс ГРАУ - 9П116). Она имела очень оригинальную конструкцию. Несущей конструкцией был контейнер с ракетой С-5 диаметром 1,8 м, к которому крепилась кабина, газотурбинный двигатель, колеса и так далее. Все четыре колеса имели приводы от электродвигателей типа ДТ-15 мощностью 22 кВт, размещенных вместе с понижающими шестеренчатыми редукторами в самих колесах. Задние колеса жестко (без рессор) закрепляли к корпусу пусковой установки. Передние, управляемые, колеса были установлены на вертикально расположенных шкворнях и также жестко закреплены на корпусе.

Электромоторы, как и приводы вертикального наведения пусковой, питались от генератора, соединенного с газотурбинным двигателем ГТД-350 мощностью 350 л.с. 9П116 предназначалась для передвижения на небольшие расстояния - порядка 20-30 км от места десантирования. Высота пусковой установки по кабине 3263 мм. Вес установки (без ракеты) около 5,5 т. В кабине помещались два человека.

В 1963 году на четырех таких шасси на заводе №475 были смонтированы пусковые контейнеры. В ОКБ М.Л. Миля на базе вертолета Ми-10 был создан ракетный вертолетный комплекс 9К74. Сам вертолет получил индекс Ми-10РВК. Взлетный вес его достиг 44,6 т. Пусковая установка 9П116 могла быть доставлена вертолетом на дальность до 200 км и после приземления подготовлена к пуску в течение пяти минут. В ходе испытаний с вертолетной ПУ в Фаустове было запущено несколько ракет С-5В.

Испытания выявили ряд существенных недостатков комплекса 9К74. Среди них была большая "парусность" вертолета с 9П116 и снос его ветром, дальность полета вертолета оказалась меньше расчетной. Постановлением Совмина от 11 ноября 1965 года работы по вертолетной пусковой установке были прекращены.

Создание ракетно-вертолетных комплексов стало уникальным явлением в истории военной техники. Почему же их тогда не приняли на вооружение? По расхожей версии, виновником этого стал Н.С. Хрущев. Вроде бы в 1964 году на показе правительству новой техники в Кубинке Леонид Брежнев очень заинтересовался миниатюрной установкой 9П114. Ильичу сказали, что на ней уже ездил маршал В.И. Чуйков и ему установка весьма понравилась. Хрущев разозлился и коротко сказал о "Луне-МВ": "Не нужна". Действительно, Хрущев не любил Чуйкова и в июне 1964-го снял его с поста заместителя министра обороны и главнокомандующего Сухопутными войсками. Но история с 9П114 всего лишь анекдот.

На самом деле работы были прекращены не только по "Луне-МВ", но и по другим комплексам. А тот комплекс лоббировал не только сам Челомей, но и его подчиненный Сергей Никитич Хрущев. Да и вообще позже в своих мемуарах Сергей Хрущев написал: "Ракета С-5 существовала только благодаря незримой поддержке отца".

Работы над ракетно-вертолетным комплексом были прекращены в 1965 году, когда пенсионер Никита Сергеевич занимался исключительно дачными делами.

Ракетно-вертолетные комплексы в середине 60-х годов были шедевром инженерно-конструкторской мысли, но применение их было бы эффективно лишь в крайне редких случаях. Видимо, это и послужило причиной прекращения работ на РВК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка