О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Высококлассные пилоты сажают виноградники, а стюардессы продают квас

Как поселок Береза выживает после банкротства авиакомпании "Самара"

- Скажите, это похоже на руки летчика? - Олег Шведов, бывший командир-пилот Ту-134, второй пилот Як-42, выпрямляет обе ладони на руле старенькой "пятерки". И с горечью отвечает: - На руки шахтера это похоже.

Мужчина не кокетничает. Он и сам смахивает скорее на разнорабочего. В лучшем случае - таксиста-бомбилу. Всклокоченная шевелюра, темная роба, двухмесячная небритость... Если бы не умные глаза с хитринкой, ни за что не поверила бы, что 44-летний мужчина много лет подряд носил белоснежные рубашки и щеголеватые летные куртки. А еще поднимал в небо сверкающие серебром лайнеры.

- У меня налет 8000 часов, - говорит пилот. - Опыт огромный, здоровье еще о-го-го. И вдруг все это оказалось никому не нужно!

История Олега - одна из восьмисот. Именно столько людей в одночасье оказалось за бортом после банкротства крылатой легенды Поволжья - авиакомпании "Самара". Большинство уволенных всю жизнь прожили в поселке Береза - авиагородке близ Курумоча. Пара улиц, два супермаркета, школа, детсад и три десятка домов. У поселка внешне вид довольно благополучный: во дворах резвится молодняк, взрослые выглядят вполне интеллигентно. Даже в местном магазине "Горилка" редко услышишь мат и ругань. Мужики, решившие таки спиться, заплетающимся языком говорят продавщицам комплименты и благородно отказываются брать сдачу.

Экс-стюардессы примеряют фартуки продавщиц

- На самом деле всем страшно, - говорит Анна Александровна, бывшая стюардесса. - Только и разговоров вокруг - как найти работу. Звоним, встречаемся - одна тема: как жить дальше. Я не белоручка, после банкротства пошла в магазин. Красный фартучек, прилавок... Через месяц сбежала: ну нельзя ходить на работу, которую ненавидишь! Решила пойти дворником. Представьте, нет вакансий! Вот и сидим дома, я и собака, обе голодные. После сокращения дали три месячных оклада, сейчас жду, когда начислят пенсию. Три дня назад деньги у меня закончились, пошла к другу, летчику. Он дал мне тысячу и показал сберкнижку. А там - 2600! Обещали работу 1 июня, до этого буду жить в долг. Если, конечно, будет у кого занять.

- У меня сын тяжело болен, - говорит Светлана Горина, бортпроводник с 22-летним стажем. - Так что сразу после сокращения я пошла в магазин продавцом. Недавно вот до администратора повысили.

Женщина говорит, что рада новой работе: весь день с людьми, все вокруг свои, дом рядом. Но стоило заговорить о прошлом, ее глаза заблестели совсем по-другому. Видимо, "небесные" годы в ее жизни были чем-то большим, чем трудовая биография. Кстати, даже в магазине, среди полок с квасом, бывшая стюардесса выделяется особой статью. Горделивая посадка головы, подчеркнутое спокойствие...

Похоже, женщины из лопнувшей авиакомпании без работы не останутся. Одних "подтянут" за собой устроившиеся поближе к дому подружки. Другие готовы ездить на работу в Самару, хоть это удовольствие не из дешевых: 150 рублей в день. Третьи вспоминают давние навыки, шьют-вяжут на продажу.

- Мужчинам труднее! - в один голос говорят они. Я не сразу понимаю, что в березовском случае это чистая правда.

"Я умею две вещи: летать и не летать"

Фраза эта - профессиональная поговорка пилотов. Чтобы показать, куда после банкротства авиакомпаний закапывают их опыт и знания, потомственный летчик Олег Шведов везет меня на дачу.

- А правда, что у летчиков есть некоторый профессиональный снобизм, когда лучше сидеть без денег, чем идти на грязную работу? - спрашиваю.

- Да какой там снобизм, просто мы больше ничего не умеем делать! - невесело смеется Олег. - Знаете эту профессиональную шутку летчиков? "Я умею две вещи: летать и не летать". Так вот это никакая не шутка. В лучшем случае пилоты умеют еще крутить баранку, как я, например. Большинство и этого не могут. Вот у меня друг-бортмеханик пошел в таксисты. Другой в автосервис ушел. Редчайшие исключения из правила.

Олег перечисляет, как устроились после банкротства авиакомпании его приятели. Один практически спивается, другой устроился в такси, третий в газелисты было подался, но не вытерпел - ушел. Несколько летчиков взяли в Волгоград, но это на сезон. Командный состав подался в Оренбург. Сам Олег разослал свои резюме по всем авиакомпаниям: в Оренбургские авиалинии, "Ютэйр", даже в Москву - в "Руслайн" и "Русэйр". Ответ везде один: хорошо, мы подумаем. Несколько раз пытался устроиться охранником. Ему сказали: за 7000 найдем колхозника, он в рот начальству будет смотреть. А ты - сам начальство, возни с тобой много. Поехал в Самару, в Центр занятости. Предложили работать озеленителем или менеджером по продажам с окладом 10 000 рублей.

- На дорогу уйдет 3500 рэ, - подсчитывает выгоды от такой работы Олег. - На еду столько же... Пока заначка не кончилась, буду искать нормальную работу. Мне семью кормить.

Семья у Олега небольшая: жена с зарплатой 5000 и 17-летняя дочь-студентка, за которую еще платить и платить. Чтобы не впасть в депрессию, Олег целыми днями пропадает на даче:

- Хотел на пенсии виноградом заняться, - говорит он. - А тут на тебе, вот она, пенсия. С 35 лет положена льготная, вот ее сейчас и оформляю. И надеюсь, как и многие другие, что администрация авиакомпании все-таки выплатит оставшиеся 2/3 выходного пособия.


На участке идеальный порядок. Под каждый виноградный корень установлен металлический штырь. Дорожки утоптаны, инвентарь вычищен. Олег старается развеселить меня рассказами о дачных подвигах, но в глазах то и дело проглядывает тоска. О прошлом хоть вообще не расспрашивай: видно, что развал компании для него не только личная трагедия. Говорит, на глазах угробили один из лучших летных отрядов страны.

- У нас были самые лучшие спецы, - вспоминает Шведов. - Опытнейшие. Зарплаты были хорошие, по 50 000. Условия работы и самолеты - отличные. Чтобы все это грохнуть, понадобилось несколько лет и "толковое" руководство. Продали 5 самолетов, два - новехоньких. Остальные оказались заложены. Что у компании осталось, так это 2 самолета и 6 движков.

Летчики говорят, что какая-то компания "Спасские ворота" вроде собралась возрождать авиакомпанию. На это люди и надеются. А пока выживают, кто как может.

Справка "КП"

16 февраля 1993 года было создано открытое акционерное общество "Авиакомпания "Самара".

Весной 2005 года авиакомпания "Самара" вошла в авиаальянс "ЭйрЮнион".

30 сентября 2008 года авиакомпания "Самара" была лишена лицензии. Фактически она прекратила свое существование, и 800 работников остались не у дел.


Мнение автора

Поселок Береза чем-то похож на Яблоневый Овраг под Жигулевском, про который "КП" писала несколько раз. Та же удаленность от крупного рынка труда, та же замкнутость социальных связей. Правда, есть отличия, которые бросаются в глаза. Во-первых, выплаты по банкротству в семьях Березы были намного, в разы выше "овраговских". Кроме того, у летной братии раньше наступает возраст льготных пенсий. Так что продержаться на плаву лишние несколько месяцев тем, кому за 35, будет легче. Но молодежи угрожает полная переквалификация. Два года без неба, и летчик теряет класс. Сегодня городок выживает за счет подработок на "галерах". Так между собой здесь называют компанию "Ютэйр" за большие летные нагрузки и маленькие зарплаты. Пока в городке нет ни всплеска хулиганства, ни роста самоубийств. Сплоченность и командный дух помогают выживать людям, которые считают друг друга товарищами по несчастью. Правда, уже начинают накапливаться долги по квартплате. А некоторые горячие головы готовы собрать народ перед Белым домом... Но это пока только планы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская Правда в Самаре». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка