Коммерсантъ
4 августа 2009, 07:50
ВМФ меняет верфеисповедание
Россия намерена купить во Франции крупный корабль для своего флота - универсальный десантный вертолетоносец класса Mistral. Переговоры, по утверждению газеты, уже ведутся, а подписание соглашения ожидается уже в сентябре
Впервые о самой возможности приобретения иностранной техники для ВМФ России заявил в октябре прошлого года его главнокомандующий - адмирал Владимир Высоцкий. Это случилось во время посещения им 21-го Международного военно-морского салона Euronaval-2008 все в той же Франции. Он сказал, что флот заинтересован в сотрудничестве с этой страной в области высоких технологий, и уточнил: "Нас интересует как проведение совместных разработок, так и прямые закупки некоторых типов французского оборудования". При этом, как отметила пресса, особый интерес главком ВМФ проявил к моделям десантных кораблей типа L-90 - Mistral и Tonnerre, представленных на стенде французской судостроительной компании DCNS.
Как утверждает La Tribune, переговоры о приобретении десантного корабля-вертолетоносца Mistral идут полным ходом и окончательно ситуация станет ясна в сентябре (а в октябре президент Франции Никола Саркози может посетить Россию). Как пишет газета, между министерством обороны Франции и Елисейским дворцом по поводу этой сделки существуют определенные разногласия. По данным издания, российская сторона напрямую обратилась к французским военным с предложением приобрести такой корабль, а еще три построить на российских верфях после передачи соответствующих технологий. Но некий французский чиновник - источник La Tribune, занимающийся этим контрактом,- намекает газете, что "передача таких (передовых военных.- "Ъ") технологий может быть относительно ограниченной".
Французское издание ссылается также на письмо министра обороны Франции Эрве Морена (датируемое серединой июня) в ведомство своего российского коллеги Анатолия Сердюкова, где господин Морен "разделяет точку зрения о взаимной заинтересованности о безотлагательном начале технических консультаций между французскими и российскими экспертами". Переговоры господин Морен, по данным La Tribune, предлагал начать в рамках Международного военно-морского салона (МВМС), который проходил этим летом в Санкт-Петербурге.
В главном штабе ВМФ РФ вчера наотрез отказались как-либо комментировать информацию о покупке французского боевого корабля, равно как и в других заинтересованных российских ведомствах и компаниях, что в общем-то неудивительно. Недавнюю покупку беспилотных летательных аппаратов Минобороны РФ в Израиле после появления первой информации о возможной сделке тоже никто не комментировал, пока про это в один прекрасный момент вдруг не начали открыто говорить начальник российского генштаба Николай Макаров, замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин или нынешний командующий ВДВ Владимир Шаманов.
И в этот раз, по данным неофициальных источников "Ъ", с большой степенью вероятности можно говорить, что переговорный процесс с Францией действительно идет. Таких косвенных подтверждений несколько. Во-первых, уже в июне рассматривалась возможность визита во Францию делегации РФ для ознакомления с Mistral (правда, состоялся ли этот визит, узнать не удалось). Во-вторых, по столь крупной закупке за рубежом, скорее всего, Россией будет объявлен тендер, и та же La Tribune в своей статье даже называет потенциальных конкурентов французской DCNS - испанскую компанию Navantia и голландскую Schelde. А на тот же МВМС-2009 в Санкт-Петербург, как по совпадению, пришел голландский универсальный десантный корабль Johan de Witt (примерно того же, что и Mistral, типа). При этом вице-премьер РФ Сергей Иванов предпочел на салоне осмотреть стенды DCNS. В-третьих, сам Mistral, по данным "Ъ" из французских источников, может нанести визит в Санкт-Петербург уже совсем скоро - в сентябре, в ходе морской выставки "Нева-2099" (сугубо гражданской). И наконец, по данным источников "Ъ" в авиационной отрасли, там рассматривается возможность заказа разработки нового палубного боевого вертолета для ВМФ РФ, при том что ради существующих российских кораблей затевать такую программу смысла нет. Интересно, что в ОАО "Вертолеты России" сделку с Mistral тоже никак не прокомментировали, но твердо заявили, что "со своей стороны готовы поставить ВМФ палубные вертолеты в рамках любого гособоронзаказа".
Интересно, что российское сообщество военных экспертов, в значительной своей части одобрившее приобретение беспилотников в Израиле, к покупке французского корабля, насколько удалось выяснить вчера "Ъ", относится пока в основном отрицательно. Например, научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов в беседе с "Ъ" заявил, что флот не в состоянии нормально финансировать даже серийное строительство корветов и боевых катеров, не говоря уже о более крупных единицах". "Хронически не хватает средств на ремонт наличного корабельного состава. В этих условиях заказ во Франции огромного авианесущего корабля водоизмещением более 20 тыс. тонн, который в ВМФ России будет уступать по размерам разве что единственному российскому авианосцу "Адмирал Кузнецов", смотрится как странный прожект",- считает эксперт. К тому же, по мнению господина Барабанова, с точки зрения эксплуатационной в составе ВМФ такой одинокий корабль, радикально отличающийся по своим стандартам, будет ничем иным как типичным "белым слоном" с сомнительной боевой ценностью.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что в принципе практика военного импорта неизбежно будет расширяться, поскольку российский ОПК уже не сможет удовлетворять потребности вооруженных сил РФ во всех нишах. Очевидно, что в ряде сегментов зарубежные образцы имеют преимущества по цене, качеству, выполнены на более высоком технологическом уровне и могут быть поставлены в более короткие сроки. Однако, и по мнению господина Пухова, в данном конкретном случае сделка не может не вызывать недоумения: военная необходимость закупки более чем сомнительна, как и возможность передачи нам при этом каких-то серьезных технологий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству