О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Суперджет" застыл без двигателя

Компания "Сухой" объявила о задержке поставок SSJ-100, поэтому "Аэрофлот" не получит новых региональных самолетов в срок. "Сухой" во всем винит поставщика двигателей: НПО "Сатурн" до сих пор не сертифицировало двигатели для SSJ

Компания "Сухой" объявила о задержке поставок SSJ-100, поэтому "Аэрофлот", нуждающийся в обновлении воздушного парка, не получит новых региональных самолетов в срок. "Сухой" во всем винит поставщика двигателей: НПО "Сатурн" до сих пор не сертифицировало двигатели для SSJ.

Первый SSJ-100 не будет поставлен "Аэрофлоту" до конца года, как предполагалось ранее, признал в среду глава АХК "Сухой" Михаил Погосян. "Не поставим", - сказал он, отвечая на вопросы журналистов. От дальнейших комментариев Погосян отказался. Уточнения последовали от компании "Гражданские самолеты Сухого" (входит в холдинг "Сухой", реализует проект SSJ-100). "У нас сейчас нет двигателя ни на опытный самолет, ни на первый серийный самолет", - рассказала "Газете.Ru" официальный представитель компании Ольга Каюкова.

Вину в "Гражданских самолетах Сухого" возлагают на двигателестроительную компанию НПО "Сатурн", непосредственно занимающуюся созданием и сертификацией двигателя SaM-146. "К французской стороне у нас претензий нет (двигатель создается в кооперацией с французской компанией Snecma - "Газета.Ru")", - говорит Каюкова.

В НПО "Сатурн" признают проблему. В недавнем интервью агентству "АвиаПорт" управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров рассказал, что порядка девяти месяцев объединение не финансировалось со стороны государства. Деньги не выделялись, потому что до недавнего времени "Сатурн" был частной компанией, значительный пакет акций принадлежал бывшему гендиректору объединения Юрию Ласточкину. "Я не думаю, что финансовое положение "Сатурна" тогда было таково, чтобы государство отважилось, будучи обладателем лишь блокирующего пакета акций, на столь существенную помощь частной компании", - говорит Федоров.

"Девять месяцев "Сатурн", в частности по SaM-146, в какой-то степени стоял, - добавляет он. - И немного спасло программу выделение 30 с небольшим миллионов евро Snecma и Safran на эту тему". Сейчас основной акционер продал свои акции, и предприятие находится полностью под контролем государства. Но, как говорят в НПО "Сатурн", даже ускорив темы производства, вписаться в график поставок двигателя не удастся. "Дело в том, что цикл изготовления двигателя - от девяти до двенадцати месяцев. Чудес не бывает, и железо не обманешь", - объясняет Федоров. Реалистичные сроки сертификации двигателя, по мнению менеджера, - начало 2010 года.

Но в задержке поставок SSJ-100 виновато не только НПО "Сатурн", считают эксперты. "Двигатель - это самое сложное и дорогое покупное изделие, которое существует в самолете. Поэтому задержки с его сертификацией легче всего представить как главный тормоз всей программы. Однако есть определенные вопросы и с другими поставщиками", - говорит руководитель аналитического отдела "АвиаПорта" Олег Пантелеев.

В любом случае рейтинговых очков имиджу нового самолета ситуация не прибавит. "Задержки с поставками - нередкое дело и у зарубежных производителей самолетов Airbus и Boeing. Если задержка небольшая, заказчики к этому относятся с пониманием, но, если процесс затягивается на год и больше, многие начинают отказываться от самолетов", - говорит источник "Газеты.Ru" в авиационных кругах. Так, например, получилось с самым крупным пассажирским самолетом, двухпалубным Airbus A380, вмещающим до 550 пассажиров, и новинкой от Boeing - Dreamliner.

В "Аэрофлоте", впрочем, ситуацию стараются не драматизировать. Около недели назад гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев сообщал, что пока компания рассчитывает получить первый SSJ-100 до конца года. Сейчас в компании понимают, что "самолет может быть не поставлен в срок". Однако официальных уведомлений с новыми сроками поставок перевозчик пока не получал. Как рассказал "Газете.Ru" источник в компании, отказываться от самолетов "Аэрофлот" не будет в любом случае: "Самолет такой размерности и эксплуатационных характеристик нам по-прежнему нужен".

SSJ будут задействованы на маршрутах вместо списанных топливонеэффективных Ту-154. По словам Олега Пантелеева, сейчас задержка не столь критична: рынок не растет, финансировать обновление флота сложно. Так что авиакомпания не понесет огромных убытков из-за того, что SSJ не выйдет на рейсы в декабре или январе.

Не вспоминают в "Аэрофлоте" и о своем праве на получение серьезных неустоек за просрочку поставок SSJ. "Заключая контракт на поставку новых Airbus A330, "Аэрофлот" получил льготный режим их ввоза, который пролоббировал лично Погосян. И, естественно, перевозчик пообещал купить самолеты российского производства, - объясняет лояльность "Аэрофлота" источник "Газеты.Ru" в авиационных кругах. - "Аэрофлоту" грех жаловаться: экономия на беспошлинном ввозе иномарок с лихвой перекрывает даже самые большие неустойки".

С этим соглашаются и эксперты. "Аэрофлот" не станет выдвигать претензии и требовать уплату штрафа. И, тем более, авиакомпания не станет выходить из контракта, - говорит Пантелеев. - У "Аэрофлота" вовсе не такая ситуация, когда неустойка может спасти ее от чего-то страшного. Перевозчик находится в устойчивом состоянии, работает с прибылью. А возможность предъявить претензии - это хороший козырь для других переговоров, получения преференций по другим вопросам".

"Суперджет"

Региональный SSJ, рассчитанный на 78 - 98 пассажиров, был разработан в партнерстве с Boeing и итальянской Finmeccanica, "дочка" которой - Alenia Aeronautica - приобрела 25% плюс одну акцию гражданского подразделения "Сухого" - компании ГСС. В разработке авионики и двигателей участвовали французские Thales и Safran. Информация о проблемах в реализации проекта и возможности переноса сроков поставки SSJ "Аэрофлоту" появилась еще летом этого года - в ходе авиакосмического салона "МАКС-2009". Об этом заявил глава "Объединенной авиастроительной корпорации" Алексей Федоров. Он указывал на то, что первый самолет может быть поставлен не ранее начала 2010 года, а вероятнее всего - в течение первого полугодия.

На авиавыставоке в Ле-Бурже SSJ-100 не особо жаловали. На этот самолет было только три заказа. Венгерская Malev заключила всего лишь соглашение о намерениях на 30 самолетов, но у нее нет денег, чтобы заплатить. При этом стоит учесть тот факт, что авиакомпания на 49% принадлежит Внешэкономбанку, который к тому же имеет пятипроцентную долю в ОАК. Итальянская ItAli заказала 10 самолетов по понятным причинам: в проекте участвует итальянская Alenia. Третий иностранный заказчик маленькая авиакомпания из Армении - Armenia.

В целом иностранные эксперты отмечали: Superjet-100 ничего нового не предлагает. По крайней мере, ничего такого, что превосходит конкурирующие продукты канадской фирмы Bombardier и бразильской Embraer. "В SSJ-100 действительно ничего супернового нет, но есть улучшения, - оправдывает новинку от российского авиапрома Олег Пантелеев из "АвиаПорта". - Но никто и не обещал, что это будет Dreamliner (новинка Boeing, собранная из композитных материалов. - "Газета.Ru"). Это будет крепкий конкурент нынешним зарубежным среднемагистральным самолетам".

"Лайнер мечты"

Первый испытательный полет нового Boeing 787 Dreamliner ("Лайнер мечты") запланирован на конец 2009 года. А на рынок новый авиалайнер выйдет на рынок в конце 2010 года. Первоначально Boeing намеревался вывести Dreamliner в продажу еще два года назад, но поставки заказчикам по техническим причинам были отложены сначала на начало 2009 года, а затем на конец 2010 года. В начале 2009 года компания-производитель сообщила, что неисправности в конструкции фюзеляжа, из-за которых задерживался выход Dreamliner на рынок, ликвидированы. Сейчас компания готова заплатить $2,5 млрд за задержки с Dreamliner. Новый авиалайнер отличается от аналогов более тем, что его корпус сделан из более легкого, чем алюминий материала, что позволяет экономить до 20% топлива.

"Аэрофлот" продает "дочку"

"Аэрофлот" продает чартерное ЗАО "Аэрофлот-Плюс", сообщается на сайте перевозчика. Компания принимает заявки на приобретение 51% акций ЗАО. Парк авиакомпании состоит из пяти самолетов, в том числе трех Ту-134 и двух Як-42, самолеты выполнены в различных компоновках, предназначенных для перевозки от 18 до 76 пассажиров. Компания была создана в 1996 году, единственным учредителем является "Аэрофлот", имеет лицензии на выполнение чартерных и грузовых перевозок на внутренних и международных чартерных линиях. ЗАО специализируется на чартерных перевозках VIP-класса. Как сообщалось, ранее "Аэрофлот" уже отказался от другой дочки - ЗАО "Аэрофлот-Карго", которая специализируется на грузовых перевозках. В октябре арбитражным судом было принято решение о ликвидации юридического лица с последующим переводом грузового бизнеса в соответствующий департамент "Аэрофлота"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка