Время и деньги
18 декабря 2009, 09:09
Казань станет базой для разработки легких вертолетов
Об итогах года и ближайших перспективах завода рассказывает генеральный директор Казанского вертолетного завода В.Лигай
Новые старые покупатели
- Вадим Александрович, была информация, что рост выручки завода при сохранении объема выпуска (порядка 80 вертолетов в год) будет расти за счет производства более сложных вариантов машин. О каких модификациях идет речь?
- Для начала надо сказать, что будет расти и отгрузка продукции. Если в 2009 году это 71 вертолет, то в 2010-м планируется 75-76… А что касается более сложных модификаций, то речь идет прежде всего об индийском контракте. Ми-17В5 для Индии - довольно сложный вертолет, по которому был проведен большой объемом опытно-конструкторских работ. На эти машины, например, устанавливается навигационно-пилотажный комплекс типа "стеклянная кабина", то есть приборная доска будет освобождена от аналоговых приборов. Данный комплекс - разработка Московского вертолетного завода (МВЗ), построенная на отечественной элементной базе.
- Известно, что и КВЗ совместно с петербургской фирмой "Транзас" разрабатывал интегрированный бортовой пилотажно-навигационный комплекс…
- Да, первичная документация была разработана нашими специалистами, а дальше подключился МВЗ. Сейчас вертолет с этим комплексом готовится к испытаниям на нашем заводе.
- В перспективе все казанские вертолеты будут оснащаться такой авионикой?
- Нет, конечно. Это один из вариантов более современных, более сложных, а значит, и более дорогостоящих вертолетов. И наш опыт показывает, что "стеклянная кабина" нравится не всем покупателям, многим хочется чего-то более привычного.
- Появились ли у КВЗ в последнее время новые зарубежные покупатели?
- Скорее, их можно назвать новыми старыми. Ведь, к примеру, в Индию давно не было массовых поставок. В течение многих лет не покупал казанские вертолеты другой наш старый эксплуатант - Египет, а сейчас мы делаем для него 24 машины и недавно отправили первую партию - четыре Ми-17В5. Остальные будут отправлены примерно до середины 2010 года… А новой точкой для КВЗ и российских вертолетов вообще стал Тайвань - недавно "Рособоронэкспорт" подписал для нашего завода контракт на три Ми-17В5. Будем надеяться, что это только начало.
- Сегодня КВЗ подписывает контракт не за один год до начала производства, как это было раньше, а за два-три. Таким образом, мы скоро дойдем до принятых во всем мире сроков в четыре-пять лет?
- Нам хотелось бы надеяться на это, но пока таких перспектив не видим. Надо удержаться на имеющихся позициях.
- Кстати, о международном рынке. Одно время довольно много говорили о несколько напряженных отношениях между КВЗ с Улан-Удинским заводом…
- Думаю, это не очень соответствует действительности. Особенно сейчас, когда мы входим в один холдинг - "Вертолеты России". Да и ранее, когда мы жестко конкурировали на международном рынке, не было неприязненных отношений. Мы считаем друг друга родственниками, и наши специалисты всегда хорошо общались. Но производственное соперничество, конечно, есть - каждый хочет выпускать более совершенные и качественные вертолеты.
Со школьной скамьи
- Что касается качества. Недавно КВЗ договорился с ОАО "ПО "Завод имени Серго" о выпуске на этом предприятии необходимой для вертолетостроителей продукции, которая сейчас ими либо покупается на стороне, либо производится самостоятельно. Развивается ли это сотрудничество?
- У ПОЗИС неплохая база по производству инструмента, продукция - хорошего качества. Но нам бы хотелось, чтобы цена была пониже, и ПОЗИС работает над этим. Поэтому сотрудничество пока остается на одном уровне… А вообще, расширение аутсорсинга связано с большими техническими проблемами - сертификации производства, например. Это очень сложный и дорогостоящий процесс.
- Как идет техническое перевооружение КВЗ?
- Есть комплексный план технического перевооружения и реконструкции нашего предприятия. Они начались в 2008 году. Сейчас выполняется первый этап - перевооружение механообрабатывающего производства. В его рамках мы закупили ряд зарубежных станков, в том числе одну автоматическую линию. Сейчас произвели ее монтаж, идет отработка… КВЗ планирует участвовать в ряде федеральных целевых программ. Если в 2010 году эти ФЦП будут утверждены и по ним пойдет финансирование, то к 2013 году процесс перевооружения завершим. А если будем переоснащаться только за счет прибыли, то из плана техперевооружения придется решать лишь первоочередные задачи.
- Выход предприятия на новый уровень потребует и соответствующих кадров…
- Кадры - очень сложный вопрос. В конце прошлого кризисного года мы приняли на завод три сотни человек, хотя все остальные предприятия в это время людей увольняли. Конечно, и у нас пошел естественный отбор - часть набранных уволилась. Но это была разовая акция. А планомерно мы ведем подготовку в три этапа. Первый. Сами, при помощи производственной практики и системы отдела технического обучения, готовим набранных молодых рабочих. Второй. Готовим рабочих в сотрудничестве с Казанским авиационным колледжем. Первые итоги этого опыта подвели недавно, и они оставили двойственное впечатление. Не все студенты проявляют желание работать, хотя сами добровольно поступили обучаться по этой системе и завод платит за них серьезные деньги. Поэтому мы были вынуждены от многих студентов отказаться и предложить колледжу производить более серьезный отбор кандидатов на данную форму обучения. Третий. По подготовке инженерно-технических работников у нас есть соглашение с КГТУ имени Туполева. По этой программе мы ряд лет готовили инженеров-конструкторов, и многие из них уже серьезно выросли - до заместителя главного конструктора, руководителей бригад… Но университетские преподаватели жалуются, что качество абитуриентов с каждым годом ухудшается. А обучение техническим наукам требует серьезной подготовки. Поэтому в этом году мы пошли дальше и решили закладывать наше будущее еще в школе. В гимназии № 8 финансируем физико-математический класс, с которым работают в том числе и преподаватели технического университета. В 2009 году класс набрали из учеников этой гимназии, а в следующем будем смотреть и в других школах… Конечно, мы не питаем иллюзий, что все они придут на КВЗ, но будет достаточно хотя бы нескольких серьезных ребят.
Кому достаются все шишки
- Почему на Ми-38 вместо канадских двигателей решено устанавливать российские?
- К сожалению, Канада постепенно выходит из проекта. Сначала фирма Pratt & Whitney Canada не дала двигатель для второго прототипа. После долгих переговоров вроде договорились на аренду двигателя. Но мы не можем находиться в такой зависимости от западных коллег. А потому вернулись к изначальной идее установки на Ми-38 двигателя петербургского ОАО "Климов" - ТВ7-117В, который сейчас изготавливается.
- Так каким же будет участие иностранцев в проекте?
- Компания Eurocopter вышла из проекта несколько лет назад. Если выйдут и канадцы, это участие станет нулевым. И авионика на втором прототипе установлена российская, почти такая же, как на упоминавшемся опытном Ми-17. В перспективе все Ми-38 будут оснащаться такими комплексами. Что касается созданного специально для координации действий сторон по Ми-38 ЗАО "Евромиль", то оно существует в составе двух акционеров - КВЗ и МВЗ - и изначальной функции уже не выполняет.
- А ведь говорилось, что такую программу, как Ми-38, одна страна потянуть не в состоянии…
- Все, наверное, можно потянуть. Но сколько это займет времени? Как и видно на примере Ми-38. Конечно, заводу или фирме поднять в одиночку этот груз невозможно, но такому государству, как Россия, - вполне. Все зависит от объемов финансирования… Сегодня поставлена задача в 2013 году запустить Ми-38 в серию. Если с двигателем все будет нормально, так и произойдет.
- Каковы серийные перспективы "Ансата"?
- Государственные испытания учебного "Ансата-У" для Министерства обороны России завершены, акт был подписан 29 октября. До Нового года шесть машин поступят в опытную эксплуатацию. Надеемся, все пройдет хорошо и мы будем поставлять эти вертолеты военным в течение ряда лет.
По гражданскому варианту сегодня решается вопрос о выдаче сертификата на ограниченную эксплуатацию - по патрулированию и пожаротушению. Что касается других областей применения, то проблема в том, что "Ансат" опередил свое время - впервые на гражданском вертолете была применена электродистанционная система управления. Вопрос ее сертификации очень сложен. И поскольку мы в этой области - первопроходцы, нам и достаются все шишки… Тем не менее контракты есть: один вертолет - для санитарной авиации Татарстана, один - для Лаоса и два - для Казахстана. Как только проблемы с сертификацией будут решены, приступим к их выполнению.
Создайте "пламенный мотор"
- Первый вице-премьер Правительства России Сергей Иванов недавно заявил, что для обновления парка гражданской авиации к 2020 году потребуется примерно 1000 вертолетов, и 800 из них будут представлять "экономичные легкие вертолеты". Машины такого класса составляют больше половины мирового вертолетного парка. В России эта ниша пока свободна. Реально ли "Ансату" выдержать конкуренцию с аналогичными западными машинами, которые все более активно продвигаются на российский рынок?
- Пока он конкурентоспособен по всем параметрам. Что будет дальше, зависит от того, как мы сумеем его совершенствовать. Но многое будет решать и защита государством внутреннего рынка.
Но есть и другая опасность. Проектирование легких вертолетов в России наталкивается на "естественное" препятствие, нашу давнюю беду - отсутствие отечественного двигателя для вертолетов массой до шести тонн. "Вертолеты России" поставили задачу по разработке такого двигателя перед отечественным двигателестроительным сообществом. От того, как ее решат, во многом и зависит российское вертолетостроение… Только поэтому мы были вынуждены делать "Ансат" совместно с той же Pratt & Whitney Canada. Да, есть надежда на климовский ВК-800, но он пока больше на бумаге. То же можно сказать и о МС-500В производства украинского ОАО "Мотор Сич".
- Но недавно появилась исходящая, судя по ссылкам информагентств, чуть ли не от руководства самой украинской фирмы информация, что двигатель на 85% будут делать в Запорожье, а КВЗ займется окончательной сборкой по лицензии, что будет создано совместное предприятие, что предназначен двигатель именно для "Ансата". И можно было понять, что вопрос решен…
- Эта информация ошибочна вообще и в частностях. Например, если в Казани и будут делать эти двигатели, то только на КМПО - больше негде… Лобби украинской фирмы заявляют, что она сможет что-то сделать. Что ж, будем только рады… А пока, если мы хотим заниматься легкими вертолетами, вынуждены обращать взоры на западноевропейский и американский рынки. Но их фирмы с нами не очень-то хотят работать: мы - прямые конкуренты.
- Даже страшно спрашивать об "Актае"…
- Совершенно верно - та же проблема. Единственный шанс был, когда АвтоВАЗ занялся проектированием роторно-поршневого двигателя. На бумаге он идеально подходил для "Актая". Конструкторы КВЗ ухватились за эту идею, и автопроизводители заверили, что двигатель на выходе. Но его отработка и отладка затянулись, а потом АвтоВАЗ и вовсе закрыл это конструкторское бюро. Так мы оказались без двигателя, а ведь ряд систем проектировался именно под него, были вложены серьезные деньги… В результате опять вынуждены пойти на Запад. Договорились со швейцарской фирмой "Мистраль", у которой есть неплохой поршневой двигатель. Но из-за кризиса она в этом году тоже не выполнила обязательства перед КВЗ. Но если в 2010 году дело у наших швейцарских друзей сдвинется, будем дальше заниматься "Актаем"… А если поршневого двигателя не найдем, есть варианты перехода на газотурбинный, но опять-таки иностранного производства.
- На прошедшей 26 ноября в Казани вертолетостроительной конференции говорилось о разработке на КВЗ целой серии легких вертолетов. Имеются в виду только "Ансат" и "Актай" или что-то еще?
- Как известно, КВЗ имеет сертификат разработчика, численно и интеллектуально серьезное конструкторское бюро. Поэтому руководством холдинга принято решение сделать наше КБ базовым по разработке легких вертолетов - подобных "Актаю" и "Ансату". Например, сейчас принимается решение о создании на базе "Ансата" более размерного вертолета - на 4,5-5 тонн. То есть, по сути, в стране появится третье вертолетное конструкторское бюро. Естественно, его разработки пойдут в серию на КВЗ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 18, 2025
Две лаборатории контроля качества сети "Аэрофьюэлз" получили новые Сертификаты соответствия
Ноябрь 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Горно-Алтайском
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
