О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Причиной аварийной посадки Ту-154 в лесах Коми стало уникальное явление

Комиссия Росавиации, расследующая причины чрезвычайной ситуации на борту Ту-154М, совершившего аварийную посадку в Коми, огласила свои предварительные выводы. Источником неполадок стал выход из строя аккумуляторных батарей

Комиссия Росавиации, расследующая причины чрезвычайной ситуации на борту Ту-154М, совершившего аварийную посадку в Коми, огласила свои предварительные выводы. Источником неполадок, едва не стоивших жизни 72 пассажирам и 9 членам экипажа, стал выход из строя аккумуляторных батарей.

Как сообщили GZT.RU в Росавиации, причиной аварийной ситуации с самолетом Ту-154М авиакомпании "Алроса-Авиа" 7 сентября стал "тепловой разгон" бортовых аккумуляторов. В результате этого вся электроника лайнера вышла из строя.

По словам представителя ведомства, все аккумуляторы направлены на специальное исследование в Государственный центр по безопасности полетов на воздушном транспорте Ространснадзора.

Старые аккумуляторы

Между тем, как утверждают специалисты петербургского НИИ "Источник", где занимаются проблемами аккумуляторных батарей, "тепловой разгон" аккумуляторов - явление непредсказуемое и очень опасное, особенно в авиации.

"Тепловой разгон" аккумуляторов происходит спонтанно, предвидеть его невозможно, однако что приводит к этому, до сих пор неизвестно, тем не менее установлено, что эти процессы происходят на батареях с большим сроком эксплуатации",- рассказал GZT.RU директор по инновациям НИИ Алексей Ковальчук. При "тепловом разгоне" аккумуляторы сильно нагреваются, причем корпуса даже могут плавиться, выкипает электролит.

Алексей Ковальчук также добавил, что проводимые исследования показали, что "тепловой разгон" приводит к двум опасным последствиям, а именно: к короткому замыканию электропроводки и выводу из строя электросистем. Кроме того, при этом выделяется большое количество водорода, что может привести к образованию гремучей смеси, а значит, и к взрыву.

"Исправные аккумуляторные батареи поглощают избыточную электроэнергию, сглаживая тем самым скачки напряжения в сети, которые неизбежны при использовании любых электроприборов",- пояснил директор по инновациям НИИ "Источник".

Бортовые самописцы

Тем временем специалистам Росавиации уже удалось расшифровать записи бортового самописца параметров полета МСРП 64 и речевого самописца МАРС-БМ, которые записывают переговоры членов экипажа в кабине, а также радиообмен с диспетчерами управления воздушным движением. В Росавиации отмечают, что все записи находятся в удовлетворительном состоянии и позволяют использовать их для анализа причин возникновения и развития аварийной ситуации, а также оценки действий экипажа.

Между тем, как сообщил GZT.RU представитель авиакомпании "Алроса-Авиа" Владимир Ручкин, ему пока ничего не известно о выводах комиссии.

"Нас никто не знакомил с предварительными результатами расследования, и говорить о причинах аварии можно будет только после официального завершения расследования, когда комиссия придет к окончательным выводам, что за неполадки возникли на борту нашего самолета",- сказал Владимир Ручкин. Он также отметил, что у Ту-154М, совершившего аварийную посадку, еще большой ресурс, построен он был в начале 90-х годов.

Расследованием причин аварии также занимается Северо-Западное следственное управление на транспорте СКП РФ. Впрочем, как сообщил помощник руководителя следственного управления Марат Асакаев, пока проводится проверка. По словам представителя следственного управления, следователи выезжали на место происшествия, осмотрели самолет, допросили членов экипажа и очевидцев.

"Процессуальное решение будет приниматься после окончания проверки. В зависимости от ее результатов возможно возбуждение уголовное дело, либо будет принято решение об отказе в возбуждении дела",- сказал Марат Асакаев. Скорее всего, следственные органы будут ждать результатов расследования комиссии Росавиации.

Аварийная посадка

Самолет Ту-154М авиакомпании "Алроса-Авиа" совершал рейс по маршруту Полярный (Якутия)- Домодедово (Москва). На его борту находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей.

Из Якутии лайнер вылетел в 04.14, через четыре часа полета у самолета отказала система бортового электропитания.

Отказ бортовых электросистем самолета влечет за собой выключение всей электроники, в том числе навигационных систем, систем связи, одним словом, не работает все, вплоть до освещения. Кроме того, отключаются топливные насосы. Подача горючего осуществлялась из расходного бака. Как позже признались пилоты, этого им хватило бы только на 30 минут.

В этой ситуации командир экипажа Евгений Новоселов принял решение произвести экстренную посадку, причем делать это ему пришлось без диспетчерского сопровождения и без показаний приборов.

Когда летчики снизились, они смогли рассмотреть небольшую взлетно-посадочную полосу, которая расположена недалеко от поселка Ижма. Как рассказали GZT.RU в следственном отделе района Ижемский СКП РФ, аэродром, где совершил посадку Ту-154М, не рассчитан на самолеты подобного типа. Когда-то на него садились Ан-2 и Ан-24, а сейчас он используется как вертолетная площадка. Длина взлетно-посадочной полосы 1300 метров. В результате лайнер выкатился за ее пределы на 180 метров.

Тем не менее посадку аварийного самолета можно считать успешной. Никто из людей не пострадал, да и сам лайнер получил незначительные повреждения. Представители авиакомпании даже рассматривают вопрос о возвращении его в строй после ремонта.

Надо сказать, что об инциденте летчики не сообщили даже своим родным. Как рассказала GZT.RU супруга штурмана Сергея Талалаева, в тот день он ей позвонил и предупредил, чтобы она его не ждала, поскольку им пришлось сесть на запасной аэродром.

"Когда в новостях увидела самолет, стоящий в тайге, я пришла в ужас, до сих пор не могу прийти в себя",- призналась женщина.

Награды для героев

Между тем мастерство пилотов оценил даже Дмитрий Медведев, который в минувший четверг сообщил о намерении наградить летчиков.

В свою очередь председатель профсоюза летного состава РФ Мирослав Бойчук назвал членов экипажа героями и сообщил, что профсоюз со своей стороны тоже собирается их наградить.

"Они совершили подвиг, сделали самое главное- сохранили жизни людей",- считает председатель профсоюза летного состава.

В то же время Мирослав Бойчук назвал аварию на борту лайнера уникальной. Он признался, что и до этого были случаи, когда на борту самолетов происходил "тепловой разгон" аккумуляторов, но не всех одновременно. Кстати, на Ту-154М стоят четыре аккумулятора.

"Могло такое произойти с одним, двумя аккумуляторами, их, как правило, летчики отключают и к серьезным последствиям это не приводит, но чтобы все аккумуляторы вышли из строя, такое происходит, пожалуй, впервые",- сказал Мирослав Бойчук.

Авиационные происшествия

На авиационных сайтах есть сообщения об авариях, связанных с неисправностями аккумуляторов.

"Если не ошибаюсь, то тепловой разгон аккумуляторов был у Ан-22 в конце 70-х - начале 80-х, они аварийно заходили на Домодедово, но не дотянули и упали неподалеку..."- вспоминает один из пользователей.

Другой рассказал собственную историю: "Подлетаем к Белозерску, Проверяю электросистему и вижу, что ток зарядки аккумуляторов начал расти и на все мои попытки этот ток уменьшить, этот ток растет все равно. Ясное дело- тепловой разгон, было, проходили. Я и выключил их вообще. До Тюмени долетели без приключений и там нам их заменили"...

Авиаторы вспомнили еще один случай: "В начале 90-х "тепловой разгон" был на Як-42 (чей, не помню). Летели в Минводы ночью. У ЯК-а две сети 27В- правая и левая, соответственно на каждой в буфере по 1-му 20НКБН (никель-кадмиевые батареи). На одном из НКБН-ов произошел "тепловой разгон", короткое замыкание, напряжение сети упало… Летят на запад, где еще пока виден горизонт. Им офигенно везет: на подлете к Минводам видят впереди заходящий на посадку Ту-134 и идут за ним, благополучно сажают самолет".

Впрочем, и зарубежные пилоты сталкиваются с проблемами аккумуляторов. "В Судане у англичанина на юаровской Л410 взорвались кислотные батареи",- рассказал участник авиационного форума....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка