Коммерсантъ
13 сентября 2011, 08:08
ВЭБ поставят на крыло
Правительство приступило к разработке мер по субсидированию лизинга иностранной авиатехники для российских перевозчиков через ВЭБ
Премьер Владимир Путин поручил Минтрансу, Минэкономики и Минфину подготовить предложения по господдержке лизинга авиатехники "без учета страны производителя". Он заявил об этом на совещании по безопасности авиаперевозок по итогам катастрофы Як-42, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив". Раньше государство субсидировало авиакомпаниям лишь покупку отечественной техники. Но поскольку российский авиапром не может обеспечить потребности авиакомпаний, президент Дмитрий Медведев на следующий день после катастрофы (она произошла 7 сентября) заявил о возможной поддержке закупки иностранных самолетов.
"С помощью программы по субсидированию лизинга власти намерены обеспечить быстрое обновление парка перевозчиков, которые с 1 января 2012 года выведут из эксплуатации Ту-134, Як-40, Як-42, Ан-24, Ан-26",- пояснили "Ъ" в Минтрансе. В министерстве уверяют, что стартует программа в начале 2012 года, а финансировать ее будет Внешэкономбанк (ВЭБ).
В лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" сообщили "Ъ", что сейчас российские авиакомпании эксплуатируют порядка 120 самолетов Ту-134 и Як-42. С учетом роста пассажирских перевозок в период до 2020 года потребность в этих машинах составляет примерно 130 самолетов. "За счет отечественного авиапрома восполнить их невозможно",- говорит глава ИФК Александр Рубцов. По его данным, даже заявленные планы по выпуску SSJ-100 и Ан-148 на 2011 год не выполняются, вместо 12 самолетов каждого типа авиапром передаст заказчикам лишь по пять-шесть. "Еще более сложная ситуация с самолетами вместимостью менее 50 кресел,- добавляет глава аналитического отдела "АвиаПорта" Олег Пантелеев.- Можно сказать, что самолетов такой размерности Россия почти не производит". По данным эксперта, в этом году лишь Минобороны получило от самарского "Авиакора" один Ан-140 (разрабатывался как замена Ан-24/26 и Як-40), тогда как с 1 января 2012 года из парка авиакомпаний будет выведено 248 таких самолетов.
В ИФК считают, что государству, учитывая непростое финансовое состояние почти всех российских перевозчиков, придется взять на себя обязанности по возмещению 50%, а иногда и 100% стоимости самолетов. В целом лизингодатели оценивают возможный объем необходимых госвложений в программу на уровне $3,5 млрд, исходя из необходимости приобретения минимум 300 иностранных самолетов. При этом, поясняет источник в одной из лизинговых компаний, в бюджете на 2011 год государство зарезервировало на поддержку лизинга отечественных лишь 2,5 млрд руб. В ВЭБе пообещали, что госкорпорация "примет необходимые меры, чтобы стать ключевым элементом финансирования закупок авиатехники".
Но главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий уточняет, что кроме денег на самолеты авиакомпаниям потребуются серьезные вложения в переобучение летного персонала и инженеров. Затраты составят примерно $25 тыс. на каждого сотрудника. При этом, подчеркивает эксперт, за три месяца, оставшиеся до вывода старых самолетов из эксплуатации, переобучить персонал на новые почти невозможно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей