О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полноценные пассажиры

Конституционный суд должен ответить на вопрос, обязаны ли авиакомпании предоставлять скидки на детей. В него обратились сразу три крупных авиаперевозчика, которые не хотят нести многомиллионные убытки из-за продажи детских билетов за половину стоимости

Конституционный суд должен ответить на вопрос, обязаны ли авиакомпании предоставлять скидки на детей. В высшую инстанцию обратились сразу три крупных российских авиаперевозчика, руководители которых не хотят нести многомиллионные убытки из-за продажи детских билетов за половину стоимости эконом-класса.

Спорная статья Воздушного кодекса, ставшая предметом разбирательства на заседании КС 22 ноября, предполагает: авиапассажир имеет право перевозить с собой ребенка в возрасте от 2 до 12 лет на отдельном месте по льготному тарифу. Министерство транспорта, утвердив Общие правила воздушных перевозок пассажиров, сделало эту норму обязательной: авиаперевозчики должны продавать детские билеты за полцены на всех рейсах.

Менеджмент и владельцев авиакомпаний "Сибирь", "Полет" и "ЮТэйр", чьи представители обратились в КС, не устраивает не сама чадолюбивая норма, а то, что предоставление льгот должно оплачиваться из кармана бизнесменов-перевозчиков. Как пояснил судья-докладчик Владимир Ярославцев, заявители считают неконституционным, что законодательство "по существу, возлагает на них социальные обязательства государства, что нарушает принципы равенства, охраны частной собственности и предпринимательской деятельности".

"Социальные обязательства не могут быть переложены на плечи коммерческих организаций", - подчеркнула адвокат Татьяна Каменская, представлявшая в КС интересы авиакомпаний "Полет" и "Сибирь". "Коммерческие организации, включая авиаперевозчиков, в своей деятельности, преследуют лишь одну цель - извлечение прибыли, - подчеркнула Каменская. - Это эгоистично, но это разрешено законом". При этом, заметила адвокат, авиаперевозчики вносят в бюджет налоги "именно для того, чтобы государство реализовывало закрепленный в Конституции принцип - было социальным", и именно из налогов должны покрываться государственные расходы на соцподдержку.

С введением обязательности детских скидок, утвержденных Общими правилами воздушных перевозок, компании ежегодно несут убытки. Татьяна Каменская сообщила "МН", что "только в 2006 году "Сибирь" потеряла на детских скидках 462 млн руб., а компания "Полет" - 18 млн руб". Более современных данных Каменская предоставить не смогла. Но ее дополнил представляющий "ЮТэйр" адвокат Денис Архипов. "Только с 2006 по 2008-й авиакомпания "ЮТэйр", перевезя 400 тыс. детей со скидками, понесла убытки на сумму 1 млрд 100 млн руб.", - заявил он, уточнив, что на эти деньги можно было бы купить новый "СуперДжет. В прошлом году, по словам Архипова, "ЮТэйр" потеряла "на детях" порядка 600 млн рублей.

Как пояснила "МН" адвокат Каменская, в нынешнем разбирательстве заявители используют в целом ту же систему аргументации, которую раньше использовали, правда, безуспешно, в арбитражных инстанциях. В соответствии со спецификой Конституционного суда эта аргументация лишь дополнена ссылками на Основной закон.

"Почему льготы, установленные законами "О государственной социальной помощи", "О статусе Героев Советского Союза", "О статусе Героев РФ" возмещаются из госбюджета, а льготы, которые предусмотрены Воздушным кодексом и Гражданским кодексом (в том числе о перевозке детей), защищаются за чей-то другой счет? - задает судьям вопрос Каменская. - Это нарушает конституционный принцип равенства перед законом".

По мнению адвоката, рассмотрение дела в КС может занять от 3 недель до 1,5 месяца. Впрочем, вполне вероятно, что в результате и в этой инстанции перевозчикам ответят отказом, если судьи прислушаются к доводам стороны-ответчика. Все представители федеральных органов власти в КС единодушно заявили о том, что претензии авиаперевозчиков надуманны.

"В самой статье Воздушного кодекса разделены понятия "льготные перевозки" и "оказание услуг", - пояснила, например, полпред Совета Федерации в КС Елена Виноградова. - Там, где речь идет о льготных авиаперевозках - о перевозках инвалидов, участников войны и других льготных категорий, подразумеваются социальные обязательства государства". Но, подчеркивает Виноградова, перевозка детей - это не льготы, а оказание услуги. Тем более, добавляет Виноградова, технологически перевозка ребенка проще, чем перевозка взрослого человека (просто потому, что ребенок легче).

Надо отметить, что за рубежом казна не компенсирует авиаперевозчикам детские скидки, но при этом европейский и североамериканский законодатель не обязывает авиакомпании возить детей по льготным тарифам. В США и Европе довольно часто практикуются "детские тарифы" (50-80% от обычных). Но компании устанавливают их в индивидуальном порядке и на своих условиях, к тому же по таким же льготным тарифам зачастую летают студенты или пожилые пассажиры.

В США, Канаде и Мексике на внутренних рейсах авиакомпании, как правило, разрешают бесплатно провезти ребенка до 2 лет "на коленях" у взрослого пассажира - без предоставления отдельного места и часто при соблюдении ряда требований. Например, если ребенок убежит с коленей сопровождающего, для некоторых компаний это вполне может послужить поводом ссадить их обоих с рейса, если самолет еще не успел взлететь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка