О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перехват американского БПЛА: что использовали иранцы

До сих пор неясно, является ли продемонстрированный иранскими СМИ беспилотник американским БПЛА-шпионом RQ-170 Sentilel или это подделка

До сих пор неясно, является ли продемонстрированный иранскими СМИ беспилотник американским БПЛА-шпионом RQ-170 Sentilel или это подделка. Однако заявления иранских военных о том, что они перехватили управление беспилотным самолетом, могут иметь под собой почву. Перехват управления действительно возможен, поскольку современные БПЛА все еще не совершенны и обладают рядом уязвимостей.

Иранский инженер, который утверждает, что Ирану удалось подавить связь с БПЛА и перехватить управление, заявил, что беспилотник принудительно перевели в режим автопилота. В результате RQ-170 выполнил автоматическую команду на возврат к аэродрому базирования, но иранские военные "подсунули" автопилоту ложные координаты, и беспилотник самостоятельно приземлился на иранский аэродром.

Трудно сказать наверняка, действительно ли иранцам удалось провести эту операцию, но GPS-спуфинг действительно возможен, что неоднократно демонстрировали сами американцы. Достаточно заглушить истинный сигнал GPS более мощным ложным, и система навигации транспортного средства начинает прокладывать маршрут в неправильном направлении.

Таким образом можно легко обмануть незашифрованные гражданские системы GPS. С военными приемниками GPS все сложнее: они используют зашифрованный P(Y)-код для связи со спутниками. Очень маловероятно, что иранцам удалось взломать эти коды, а если бы им и удалось совершить такой прорыв в крипто-взломе, то они никогда не стали бы преждевременно лишаться такого стратегического "козыря" ради одного беспилотника.

Но иранским военным не обязательно было взламывать P(Y)-код, чтобы приземлить беспилотник. По словам эксперта по системам GPS Ричарда Лэнгли из Университета Нью-Брансуик (Канада), теоретически возможно взять под контроль БПЛА, подавив помехами защищенный P(Y)-канал. Обычно БПЛА одновременно использует более надежный "военный" P(Y)-код на частоте L2 и более простой "гражданский" C/A-код на частоте L1. В случае, если автопилот лишается данных по P(Y)-каналу, он переходит на C/A. В этот момент появляется возможность подменить более простой "гражданский" сигнал ложным, и вывести беспилотник в нужное место.

Если иранцы могут поставить выборочные помехи на частотах L1 и L2, они могут использовать эту уязвимость автопилота и подменить истинные координаты ложными.

Нельзя утверждать, что все произошло именно так, но косвенным доказательством в пользу такого сценария могут служить относительно небольшие повреждения БПЛА - как будто он самостоятельно заходил на посадку....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка