Slon.ru
26 марта 2012, 13:54
Кубанский пролет Олега Дерипаски
Уход с отечественного авиационного рынка не самых крупных компаний, но со знаковыми именами, становится тенденцией. Судьбу "Москвы" ("Атлант-Союза"), "Авиановы" и Sky Express рискует повторить "Кубань"
Если посмотреть на новейшую историю кубанской компании, ощущение странности только усилится. Окончательное превращение "Авиалиний Кубани" (именно так она называлась до недавнего времени) в частную компанию состоялось в июне 2004 года. Изначально итоги аукциона должны были подводиться в мае, но 12 апреля без объяснения причин дату приватизации краснодарской авиакомпании перенесли почти на месяц. Впрочем, причина была вполне объективной. На рынке акции АЛК активно скупались у физических лиц. Преуспели в этом структуры "Русского генерального банка" (РГБ, аффилированного с предпринимателями Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько), имевшего интересы на юге России и контролировавшего, например, Новороссийский морской порт. Они сумели набрать почти пятую часть акций авиакомпании.
Именно их и считали основными претендентами на приватизируемый госпакет в 51%, но вместо представителей банка победу одержало ЗАО "Финанстехноторг". Никто и не скрывал, что за ним стоит "Базэл" Олега Дерипаски. А перенос аукциона понадобился, чтобы докупить акции с рынка и договориться с РГБ. Вот так структуры Олега Дерипаски получили почти полный контроль над авиакомпанией, представляющей регион, в котором он рос и воспитывался.
Сразу были пресечены разговоры о том, что столь крупного инвестора интересуют только аэропорты Краснодара и Геленджика. По окончанию аукциона представитель "Финанстехноторга", управляющий директор "Базэла" Игорь Смолькин заявил, что его компанию интересует "авиаперевозочный бизнес в целом". Хотя авиапарк АЛК большой ценности не представлял: из 12 Як-42 летала только половина, ценность еще двух бортов (Ан-24РВ и ТУ-154Б2) также была весьма сомнительной. Весь парк воздушных судов на тот момент стоил не более $15-17 млн. А заплатил "Базэл" за половину акций компании - $24,3 млн.
Проблема обновления парка, таким образом, всплыла сразу же. Особенно на фоне амбициозных планов по рывку с 13-го места по объему перевозок в первую пятерку. Первой идей стал поиск синергии с еще одним активом Олега Дерипаски - самарским производителем самолетов марки ТУ "Авиакором". Но планы так и остались планами, а аэропортовский бизнес очень скоро (и вполне логично) был отделен от перевозочного.
В почти восьмилетней истории компании было много новаций. Например, спустя год после прихода Дерипаски в АЛК началось внедрение стандартов корпоративного управления мирового уровня. Эта миссия была поручена бывшему менеджеру Delta Airlines Хансу Вике, который вошел в совет директоров "Авиалиний Кубани", а также стал советником гендиректора по экономическим вопросам. Впрочем, продержался недолго.
И этот эксперимент, и многие другие заканчивались быстро. Никто уже не вспоминает о планах конца 2007 года по приобретению 15 иностранных воздушных судов и полному выводу из эксплуатации российских самолетов (в парке "Кубани" по-прежнему пять Як-42). Тогда на модернизацию авиапарка и авиационно-технической базы планировалось направить свыше $250 млн.
А еще было переименование, ребрендинг, фактическое поглощение Sky Express, далеко не новые самолеты которого и составляют самое ценное в кубанском авиапарке, множество различных маркетинговых новаций.
И вот, спустя почти восемь лет оказывается, что авиакомпании из Краснодара нужен стратегический инвестор. Вопрос: кем тогда был "Базэл" и чем руководствовался Олег Дерипаска, приобретая авиакомпанию? Ведь в 2004 году как минимум два участника рынка авиаперевозок проявляли интерес к АЛК, но в последний момент не решились вступить в схватку за собственность с могущественным предпринимателем.
Может быть, речь шла о спекулятивных инвестициях? Или Олега Дерипаску интересовала только недвижимость? А, может быть, это была просто ностальгическая инвестиция…
Ответ на этот вопрос может дать только сам предприниматель. Очевидно другое: инвестируя во все подряд, проводя модные эксперименты и внедряя красивые термины, рано или поздно можно упереться в тупик, и тогда начинается поиск "стратегического инвестора", понимающего, что нужно делать с этим бизнесом. И в кубанской бизнес-истории Олега Дерипаски это не первый пример. Незадолго до авиалиний он купил и футбольный клуб "Кубань", прозванный "футбольным лифтом" - команда ежегодно совершала вояж между высшей и низшими лигами.
Бывший футбольный актив Олега Дерипаски обрел стратегического инвестора раньше авиационного, и сегодня ФК "Кубань" входит в первую восьмерку российской премьер-лиги. Надеюсь, и авиационная "Кубань" последует этим же путем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят