О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проблемы "Ижавиа" решит новая программа развития

Постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам удмуртского парламента провела перед майскими праздниками выездное заседание на территории ОАО "Ижавиа"

Постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам удмуртского парламента провела перед майскими праздниками выездное заседание на территории ОАО "Ижавиа". Стимулом к такому решению, как можно полагать, стало поручение Президента Удмуртии разработать республиканскую целевую программу "Комплексное развитие авиационных перевозок в Удмуртской Республике на 2013-2014 годы".

К судьбе удмуртского авиапредприятия внимание было всегда особое. И только сейчас решать эту проблему решили программными методами. "Ижавиа", созданное еще в 1944 году как Объединенный авиаотряд, сегодня одно из трех региональных авиапредприятий, сохранившихся в Приволжском округе во многом благодаря поддержке республиканского правительства. Однако сегодня предприятие находится в сложном финансовом положении. По словам его руководителя Александра Городилова, причин тому несколько. С рыночными реформами изменилось отношение населения к авиационному транспорту. Билет на самолет дорогой, поэтому значительная часть пассажиров стала предпочитать железнодорожный транспорт. К тому же исчезла федеральная составляющая системы авиаперевозок, которая существовала в советские годы с централизованным расписанием, бесплатным керосином и воздушными судами раз в пять лет, серьезно возросла конкуренция. По словам заместителя Председателя Правительства Ильдара Бикбулатова, если 10 лет назад в России авиаперевозки осуществляли 340 предприятий, то к этому году их осталось только 120. А Федеральное агентство "Росавиация" ставит задачу сократить это число до 20-30 предприятий-перевозчиков.

В прошлом году по предприятию серьезно "ударил" стремительный рост цен на авиационное топливо. Керосин вырос в цене с 24 тысяч рублей за тонну в январе 2011 года до 41 тысячи к ноябрю. Был совершен ряд маркетинговых просчетов. "Никто не предполагал, - отмечает Александр Городилов, - что из-за стройки люди перестанут летать в Сочи, что наполняемость рейсов на Воркуту, куда очень просили наладить сообщение, будет минимальным". К тому же череда авиакатастроф, случившихся в прошлом году с участием российских воздушных судов, серьезно подорвало доверие россиян к авиационным переездам. Так, например, в сентябре 2011 года, после событий в Ярославле, когда погибла вся хоккейная команда клуба "Локомотив", "Ижавиа" понесло убытки в 20 миллионов рублей. На Москву, куда летает такой же ЯК-42, набиралось от силы 15-20 пассажиров. В довершение всему в сентябре же было принято решение о приостановке деятельности "Ижавиа", парк воздушных судов которого в значительной степени состоит именно из ЯК-42 и ТУ-134. И только благодаря вмешательству Председателя Правительства Удмуртской Республики Юрия Питкевича эту проблему удалось снять. Это дало предприятию возможность провести ряд необходимых преобразований. В результате, как отметил на заседании Александр Городилов, ижевскому авиаперевозчику удалось в рейтинге финансовых рисков, который используется для оценки авиапредприятий, подняться из предпоследней, третьей, группы в первую.

И все же по итогам работы в прошлом году "Ижавиа" потерпело убытки на 147 миллионов рублей. К слову сказать, что основные доходы предприятие имеет от рейсов на Москву (55 миллионов рублей среднемесячных доходов из 72 миллионов), куда летают как раз ЯК-42. Однако накануне майских праздников был запущен регулярный рейс в Санкт-Петербург. И это тоже результат проведенных мероприятий в конце прошлого года. В северную столицу купили билеты 60 пассажиров, а оттуда 72. Это для начала совсем неплохо. По крайней мере, предприятие отходит от сложившегося имиджа "компании одного рейса".

"Нам необходимо понять, куда идти в развитии авиационного транспорта, - заметила председатель постоянной комиссии Софья Широбокова, - поэтому разработка программы совершенно необходима". О возможных моделях стратегического развития поделился мыслями и министр экономики Михаил Зайцев. Среди них может быть и разделение предприятия на аэропорт и авиаперевозчика. Впрочем, все еще предстоит обстоятельно обдумать и взвесить. Для этого необходимо привлечь лучших специалистов.

Руководитель же предприятия Александр Городилов видит сценарий развития в четыре этапа. Во второй половине текущего года необходимо провести ряд мер финансового характера и в первую очередь приобрести дайсер - агрегат для борьбы с обледенением, пожарную машину, трап и другую наземную технику, которая обеспечит безопасность и комфорт для пассажиров. Для этого, по разным оценкам, потребуется порядка 300-350 миллионов рублей. Кстати сказать, новый перронный автобус МАЗ-171 уже в мае появится в Ижевске.

На втором этапе, уже в рамках принятой программы, необходимо обновить всю наземную технику, которая исчерпала свой ресурс и действует только благодаря энтузиазму персонала. Третий этап должен предполагать обновление парка воздушных судов. А в завершение нужно включиться в федеральную целевую программу, в которой на 2015 год для Удмуртии заложено 1,115 миллиарда рублей. Это позволит реконструировать взлетно-посадочную полосу и ряд объектов инфраструктуры аэропорта и, наконец, решить задачу создания в Ижевске международного сектора....
Авторские права на данный материал принадлежат «Удмуртская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка