Газета.Ru
20 ноября 2012, 11:11
ФАС равняет цены на авиабилеты
ФАС вводит мониторинг цен на авиаперевозки: в 2013 году сравнительные данные стоимости билетов авиакомпаний России, стран СНГ и дальнего зарубежья будут еженедельно публиковаться на сайте ведомства
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает работу над масштабным мониторингом цен на рынке авиаперевозок, сообщил агентству "Прайм" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. "Наша задача - сделать серию сопоставимых маршрутов на разные дальности, к примеру, 500 км, 1000 км, 3000 км и более протяженные", - пояснил он. Речь идет об анализе цен на маршрутах регулярного сообщения; впоследствии мониторинг охватит и чартерные перевозки, не исключил чиновник. "Для нас это является информационной базой для применения возможных мер антимонопольного воздействия", - подчеркнул Голомолзин.
ФАС сравнит цены на четырех рынках авиаперевозок: внутри России, между Россией и странами СНГ, из России в дальнее зарубежье и сопоставимые рынки в зарубежных странах, пояснил замглавы ФАС "Газете.Ru". Например, будут сравниваться цены по маршрутам Москва - Петербург, Москва - Киев, Москва - Рига и Париж - Берлин.
Основными параметрами Голомолзин назвал сопоставимость рынков по объемам перевозок и дальности. "У нас есть информация из центра регистрации тарифов, но там регистрируются именно тарифы, и нет полной ясности, какие из них актуально применяются авиакомпаниями, - пояснил Голомолзин. - Поэтому для мониторинга мы берем информацию о ценах на билеты непосредственно с сайтов авиакомпаний".
Замруководителя ФАС напомнил, что ведомство впервые проводило подобный анализ в 2007-2008 годах. "Тогда мы подготовили доклад по авиации, который межгосударственный совет по антимонопольной политике представил на рассмотрение совета глав правительств СНГ, - рассказал чиновник. - Сейчас мы в значительной степени актуализируем работу. Решение об этом принято на последнем заседании межгосударственного комитета по антимонопольной политике, состоявшемся в Киеве две недели назад".
Анализ рынков будет завершен до конца этого года или в начале 2013 года, уточнил Голомолзин. И с начала 2013 года данные мониторинга будут выкладываться на сайте ФАС. "Публиковать планируем по аналогии с рынком нефтепродуктов - не реже, чем раз в неделю", - добавил он.
"По результатам прошлого анализа самый высокий уровень цен фиксировался в перелетах между странами СНГ, чуть ниже цены были в России и еще ниже на перелеты в третьи страны, - сказал чиновник. - Сейчас можно с уверенностью говорить о том же, за исключением маршрутов между Россией и Украиной".
"В соответствии с нашими рекомендациями были изменены многие межправсоглашения между странами СНГ, что привело к существенному снижению цен и увеличения пассажирооборота", - отметил Голомолзин. Объем перевозок пассажиров в СНГ за последние 3 года вырос более чем в два раза: в 2010 году прирост составил 23%, в 2011 году - 46%, в 2012 году ожидается прирост примерно на четверть. "Эти показатели в значительной степени достигнуты за счет перелетов между Россией и Украиной", - констатировал замглавы ФАС.
"Рост объемов перевозок с ценами не связан: цены все эти три года только росли, - не согласен с ФАС основатель поисковика авиабилетов Aviasales.ru Константин Калинов. - Причина простая: у людей появились деньги и возможность летать".
Но в инициативе антимонопольного ведомства Калинов видит "определенное рациональное зерно": "Действительно, необходимо заняться вопросом запредельных цен на перевозки в России из расчета стоимости на километр пути. Она у нас в два-четыре раза больше, чем за рубежом". "В высокой цене виноваты и ценовые сговоры, и высокие цены на наземное обслуживание, и огромная цепочка необходимых согласований, и многое другое", - считает он.
"Куда дальше снижать?" - недоумевает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. По итогам 2011 года по внутренним перевозкам авиакомпании получили убыток в 28 млрд рублей, напоминает эксперт, по международным заработали прибыль 14 млрд рублей. Как итог: вся коммерческая авиация в прошлом году получила 14 млрд рублей убытка.
"Рынок авиаперевозок не является сверхдоходным, - отмечает Синицкий. - Автоматизированная система управления доходами авиакомпаний устроена так, чтобы продать билеты как можно дороже, но чтобы они оказались проданы. То есть найти баланс по верхнему краю. Иначе работа в минус".
Сравнивать нужно не только километры, но и стоимость обслуживания в аэропортах, добавляет сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний: "Нарьян-Мар, например, самый дорогой аэропорт России, и все, что из него летает, безумно дорого, даже если на 100 км лететь". "Нужно сравнивать и цены на авиакеросин в регионах - они тоже сильно разнятся, - предлагает собеседник. - А сравнивать российские компании с иностранными вообще нерелевантно, так как внутри России на перевозки действует еще и НДС, за границей другая налоговая база".
"Давайте ради справедливости смотреть и на то, какие накладные расходы несут российские и иностранные авиакомпании, - предлагает Синицкий. - Допустим, иностранной авиакомпании нужен один бухгалтер, а нашей, чтобы справиться с российской бумажной системой отчетности, штат из 20 бухгалтеров". Наконец, если сравнивать, то сходные по параметрам авиакомпании. "Нет смысла сравнивать лоу-костера и крупного перевозчика с регулярными рейсами", - добавляет Калинов.
Голомолзин, впрочем, пояснил, что мониторинг поможет ФАС отслеживать влияющие на цены факторы - и цены на топливо, и аэропортовые сборы. "Будем анализировать все составляющие и влияющие факторы, - уточнил он. - Будем искать первопричину для существенных различий (в ценах. - "Газета.Ru"), если таковые будут определены". И, если в рамках этой работы ФАС найдет нарушения, антимонопольное воздействие будет применяться к виновнику - к авиакомпаниям или поставщикам услуг, уточнил чиновник. "Существенные изменения произошли по топливу, - привел результаты работы по прошлому анализу Голомолзин. - Сейчас по топливу ситуация в значительной степени нормализовалась".
Синицкий согласен, что в работе с монопольными поставщиками услуг мониторинг может быть полезен, но подчеркивает, что авиаперевозки - сложный бизнес, во всем мире балансирующий на грани рентабельности. "Едва ли возможно корректно привести всех к единому знаменателю с помощью простого мониторинга, а некорректное использование такого инструмента не пойдет на пользу ни авиакомпаниям, ни пассажирам", - предупредил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
Эмирейтс отмечает Пасху на борту российских рейсов