Бизнес-Online
29 марта 2013, 11:28
Ульяновск помахал Казани "черным крылом"
Первое серийное композитное ("черное") крыло будет изготовлено в июне 2014 года в Ульяновске, заявило на днях руководство компании "АэроКомпозит"
Крыльевое производство как главная надежда КАПО
В конце 2008 года стало известно, что КАПО выбрано базовым предприятием по производству так называемых "черных крыльев" для всей ОАК. Но в феврале 2010 года появилась другая информация: выпускать само композитное крыло будут на ульяновском заводе "Авиастар-СП", а Казань выбрана местом производства "черных" закрылков, а также рулей высоты и направления.
Казалось бы, на этом все, ведь не о производстве спичек речь идет. Но не тут-то было. В августе 2011 года президент ОАК Михаил Погосян (он был назначен на эту должность в феврале 2011-го взамен Алексея Федорова) вдруг сообщил: "На базе КАПО в Казани будет создан центр сборки металлических и композитных крыльев". Он подтвердил сказанное в октябре 2011 года, выступая с лекцией в КАИ, и месяц спустя, на VI международном лин-форуме в Казани.
В марте прошлого года финансовый директор КАПО Жамиль Тагиров после совещания, которое провел глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online", что в ближайшие 7 лет КАПО увеличит выручку в 6 раз, до 30 млрд. рублей. И основным драйвером роста будет центр компетенций по производству крыльев, в создание которого планируется инвестировать более 1 млрд. рублей кредитов. "И самым главным здесь будет процесс организации безбумажной технологии запуска производства, - конкретизировал Тагиров. - Получаем в электронном виде техническую информацию, разрабатываем технологический процесс, программы, которые закладываем в цифровые станки". То есть строились планы, делались расчеты. Коммерческий директор сообщил, что сборка металлических крыльев стартует в 2013 году, "черных" (для новой модели "Суперджета" и для МС-21) - вместе со стартом производства этих самолетов.
"Ребята с КАПО даже в Европу ездили"
Более того, совсем недавно, в мае 2012 года, на церемонии закладки первого камня завода ООО "Алабуга-Волокно" (совместный проект холдинговой компании "Композит" и "Росатома") Рустам Минниханов назвал первую компанию "якорного заказа", заметив, что композиты нужны в производстве "черного крыла" на КАПО. Дело в том, что глава "Росатома" Сергей Кириенко тогда сознался, что строить карбоновый завод в РТ никто не хотел - были более логичные претенденты. Но Минниханов "вырвал" завод, пообещав "якорный заказ" от РТ.
И вот, наконец, на днях в Ульяновске президент компании "АэроКомпозит" Анатолий Гайданский сообщил, что первое серийное композитное крыло будет собрано в Ульяновске до конца июня 2014 года. О Казани речи больше не идет.
Газета "БИЗНЕС Online" попросила разъяснить ситуацию руководство ОАК и КАПО, но там от комментариев воздержались. Наш источник в корпорации сообщил: "Планы таковы. Ульяновск делает "черное крыло" и центроплан для МС-21, первый полет которого запланирован на 2015 год. Казань - механизацию крыла и хвостовое оперение для МС-21 и "Суперджет 100" из композитных материалов. Проект центра сборки в Казани металлических крыльев для "Суперджета" не состоялся из-за того, что, по расчетам, он был бы экономической неэффективным - получилось дороже, чем в Комсомольске-на-Амуре. О новой модели "Суперджета" с композиционным крылом пока официально речь не идет… В перспективе Ульяновск будет делать "черные крылья" для всех новых гражданских программ ОАК, а Казань - закрылки, оперение и так далее".
Другой наш источник в авиаотрасли напомнил, что идея о крыльевом производстве в Казани, действительно, оговаривалась не раз: "Да, была такая идея. Сначала речь шла о металлическом крыле. Рисовали чертежи, делали планировки, а потом появилась тема и по "черному крылу". Все очень серьезно - ребята с КАПО даже в Европу ездили. Какова была идеология? Поскольку больших заказов на Ту-214 нет, надо смотреть, как загрузить завод. А в ОАК, когда корпорацией еще рулил Федоров, департаментом, занимавшимся производственными взаимоотношениями, руководил Андрей Черкашин, который толкал идею о том, что каждый завод должен брать на себя какую-то компетенцию и ее развивать.
Была договоренность, что "черное крыло" полностью забирает КАПО. Площадку мы им предлагали неплохую, под 140 тысяч квадратных метров производственных площадей. Но потом Федоров с Погосяном (тогда - вице-президент ОАК - авт.), насколько я знаю, "сломали" Ульяновск - отобрали у него корпус на 100 тысяч квадратных метров под "черное крыло", и тогда идея по Казани просто распалась… Но когда Федорова сменил Погосян, он тоже говорил о "черном крыле" в Казани. Почему? У меня нет на этот счет информации".
"ОАК славится переменчивостью характера"
У отраслевых экспертов нет единого мнения о ситуации. Одни говорят о метаниях ОАК; другие напоминают: обещания, данные казанскому авиазаводу, можно перечислять долго; третьи уверены, что КАПО попросту не могли обещать "черное крыло".
Роман Гусаров - главный редактор отраслевого портала Aviaru.net:
- Разработка и производство композитного крыла для МС-21 - важная задача. Процесс сложный: мы сегодня не обладаем такими технологиями, мы пытаемся их освоить, спроектировать такое крыло. Если получится такое крыло и будут отработаны технологии, его можно масштабировать и переносить эти технологии для разработки других моделей самолетов… В Ульяновске планировали делать крупные композитные детали вроде кессонов крыла, а в Казани - небольшие изделия типа закрылков, предкрылков. И логично транспортировать мелкие детали к крупным, а не наоборот. Но ОАК ведь, к сожалению, славится переменчивостью характера, планов: обещают сначала одно, потом переигрывают на другое, а на выходе в итоге получаем третье.
Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
- Маловероятно, да почти невозможно, что заявления (о "черном крыле" на КАПО - авт.) могли быть сделаны в прошлом году. Потому что еще в 2010-м, а точнее, 15 февраля 2010 года было подписано соглашение между ОАК, Ульяновской областью и компанией "АэроКомпозит" о том, что его участники будут реализовывать инвестиционный проект "Строительство завода по производству композиционных конструкций". Реализуется проект на промплощадке завода "Авиастар-СП". Согласно первоначальным планам, строительство завода должно занять три года, в 2013 - 2014 году должно начаться опытное производство, а в 2015 - 2016 - серийное производство. Мощности предприятия рассчитаны на производство 30, 70 или 100 комплектов "черных крыльев" в год, в зависимости от производственной программы. Планируемое количество рабочих мест при выходе на полную мощность - 600. Так что никто не мог делать таких заявлений. Когда проект только рассматривался, представители ОАК говорили, что выбор площадки будет зависеть от наличия в регионе квалифицированной рабочей силы, себестоимости производства и возможности предоставления преференций от региональных властей.
Олег Пантелеев - главный редактор отраслевого портала АвиаПорт.Ru:
- Есть компания, которая будет отвечать, по большому счету, за разработку и производство композитного крыла для МС-21. Это "АэроКомпозит". Она совместно с ОАК сегодня на двух параллельных площадках - в Казани и в Ульяновске - ведет монтаж оборудования. Ульяновская площадка будет делать неподвижную часть крыла - кессон, некоторые панели, а Казань будет специализироваться на механизации и ряде других элементов. То есть фактически композитное производство будет развернуто и там, и там, однако на каждой из площадок будут собственные технологические процессы и уникальные комплекты технологического оборудования. Так что всем сестрам достанется по серьгам… А насчет финальной сборки крыла не берусь сказать… И, думаю, здесь все-таки самый важный момент это то, что оборудование, позволяющее по уникальным технологиям собирать те или иные элементы "черного крыла" будет и в Казани, и в Ульяновске.
Назир Киреев - советник премьер-министра РТ:
- Как могли одновременно обещать "черное крыло" и Ульяновску, и Казани? Давайте вспомним, что еще говорили-обещали в прошлом году. Например, на уровне премьер-министра России принято решение об освоении здесь Ан-70… И вообще на очень высоком уровне заявлялось об освоении на КАПО серийного продукта. На моей памяти было принято примерно 10 решений очень высокого уровня. И я не знаю, чтобы они были выполнены. Самое интересное, что по целому ряду продуктов, которые должны были быть освоены КАПО, есть решения, принятые правительством России: о самолетах Ту-330, Ту-334, Ту324, было протокольное решение по Ан-70, было и решение нижестоящих организаций о "черном крыле". Но фактически ничего из того, что было принято, на КАПО не реализуется… Сейчас вот говорят, что мы будем обеспечивать сделанными у нас композитными агрегатиками едва ли не заграницу и все такое прочее…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции