О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китай прибрал к рукам киргизские аэропорты

Китайская строительная корпорация BUGG заключила с правительством Киргизии соглашение о реконструкции аэропортов и строительстве новых терминалов. Цена вопроса - $1 млрд

Китайская строительная корпорация BUGG заключила с правительством Киргизии соглашение о реконструкции аэропортов и строительстве новых терминалов. Цена вопроса - $1 млрд. Ранее воздушными воротами республики интересовалась "Роснефть", в компании говорят, что интерес к этим активам сохраняется. Политологи предупреждают, что усиление влияния Китая в Киргизии может в будущем стать серьезной проблемой для России.

Заниматься развитием аэропортов Киргизии будет Пекинская строительная корпорация (BUGG), сообщило в четверг ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу киргизского ОАО "Международный аэропорт Манас" (МАМ).

Китай и Киргизия подписали соглашение, по которому BUGG вложит около $1 млрд в строительство международного торгового терминала оптовых и розничных продаж собственно в аэропорту Манас (23 км от Бишкека), а также реконструирует международные аэропорты в Баткене и Тамчи.

Манас долгое время был транзитной авиабазой ВВС США в Киргизии. Именно американские ВВС служили основным источником финансирования аэропорта. Однако в 2014 году по решению Бишкека американцы должны уйти из этой страны.

О том, что Китай заинтересован в создании трансконтинентального хаба на базе Манаса, сообщалось еще в 2013 году. Киргизские аэропорты привлекательны и удобны с точки зрения транзита, и их потенциал в этом отношении очень велик. КНР в последнее время вообще активно продвигает свои интересы в Киргизии, создавая совместные предприятия, а также покупая действующие производства и компании республики.

За последние пять лет доля китайских инвестиций в экономику Киргизии выросла в десять раз.

В конце февраля 2014 года о своем интересе к киргизским аэропортам заявляла и "Роснефть". Сообщалось, что глава российской компании Игорь Сечин и вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев подписали меморандум о намерениях, согласно которому российская госкомпания направит на выкуп 51% Манаса и инвестиции в актив до $1 млрд. В частности, речь шла о создании крупного международного авиационного логистического хаба. В сообщении "Роснефти" говорилось, что успешная реализация данной сделки "предполагает возможность разработки и реализации комплексной программы по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропортах Кыргызской Республики". Тогда же Сечин и глава Манаса Албек Ибраимов подписали рамочное соглашение о покупке "Роснефтью" 50% в компании ИНТЭК - собственнике и топливном операторе Ошского аэропорта: стороны планировали реконструировать существующие там мощности топливно-заправочного комплекса.

После обнародования информации о смене киргизской стороной партнера по программе реконструкции аэропортовой инфраструктуры появились сведения о том, что "Роснефть" отказывается от этой договоренности в свете прошедших в стране митингов протеста против продажи России доли аэропорта. Об этом, в частности, сообщает Reuters со ссылкой на президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.

"Вчера директор аэропорта Манас пришел ко мне и рассказал об этом. Оказывается, глава "Роснефти" Игорь Сечин пригласил его в Москву и сказал: "Мы еще не начали сотрудничество, а вы уже подняли шум, это неправильно. Нам не нужна половина ваших акций, ищите другого инвестора", - приводит агентство слова Атамбаева.

В "Роснефти" "Газете.Ru", напротив, заявили, что компания не утратила интереса к киргизским активам.

"Компания вместе с группой международных консультантов провела детальный анализ деятельности и возможных вариантов стратегического развития ОАО "Международный аэропорт Манас" и по итогам этого анализа подготовила инвестиционное предложение, направленное премьер-министру Киргизской Республики Джоомарту Оторбаеву некоторое время назад, - рассказали в "Роснефти". - К сожалению, на данный момент мы не получили какого-либо ответа на данное предложение, однако по-прежнему рассчитываем на всестороннее развитие сотрудничества с Киргизской Республикой".

"Власти Киргизии традиционно лавируют между крупными игроками мировой политической арены, - комментирует сложившуюся ситуацию первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Раньше, при президенте Бакиеве, это были Россия и США, теперь - Россия и Китай".

Причем китайцы, по словам политолога, понимают, что Россия не сможет их выдавить с киргизской территории. Москва уже испортила отношения с Западом и не может себе позволить поссориться с еще одним центром влияния.

"Усиление позиций Китая в Средней Азии, в данном случае в Киргизии, в ближайшем будущем ничем не угрожает России, - говорит Макаркин. - Однако в более отдаленной перспективе оно может создать серьезную проблему - как показывает практика, КНР наращивает экономическое влияние, и потом оно трансформируется в политическое"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка