О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Казанский "Туполев" взбунтовался против реформ Михаила Погосяна

200 конструкторов Казанского инженерного центра поставили подписи под открытым письмом министру обороны и гендиректору "Ту"

Как стало известно "БИЗНЕС Online", глухой ропот коллектива конструкторского отдела казанского инженерного центра ОАО "Туполев" (ранее - казанский филиал КБ "Туполев") по поводу планов его присоединения к Казанскому авиазаводу вылился в открытое недовольство. Конструкторы направили гендиректору "Туполева" Николаю Савицких, председателю российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николаю Соловьеву и министру обороны России Сергею Шойгу открытое письмо. В нем они предупреждают, что реформа приведет среди прочего и к срыву гособоронзаказа по модернизации самолетов дальней и стратегической авиации, а также негативно отразится на одном из самых амбициозных оборонных проектов - разработке нового стратегического бомбардировщика, перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Эксперты полагают, что слияние конструкторского отдела с заводом поставит крест на туполевской фирме вообще.

Слухи о растущем в Казанском инженерном центре (КИЦ) недовольстве преобразованиями по вектору "Туполев" - Казанский авиазавод (ранее - КАПО) ходили давно. Но сор исправно оставался в избе - говорят, что сотрудники КИЦ строго предупреждены по поводу любого общения со средствами массовой информации. И этот "мораторий" до сих пор не нарушался. Но, видимо, терпению все-таки пришел конец. 200 сотрудников конструкторского отдела КИЦ подписали открытое письмо в адрес генерального директора ОАО "Туполев" Николая Савицких, председателя российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николая Соловьева и министра обороны России Сергея Шойгу. Впрочем, само существование обращения не афишируется. Вчера в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" руководство КИЦ не стало комментировать историю с обращением ("Это внутреннее дело фирмы"), хотя и признало факт его существования. Тем не менее, "БИЗНЕС Online" удалось раздобыть письмо.

Суть обращения в том, что конструктора "категорически возражают" против присоединения к Казанскому авиационному заводу им. Горбунова - филиалу ОАО "Туполев" (КАЗ). Каковы причины протеста? Авторы письма видят их в естественных и непреодолимых "противоречиях" между "чистыми" конструкторами и производственниками: "В своей работе конструкторский отдел КАЗ преследует исключительно производственные интересы (обеспечить цеха работой, не уделяя особого внимания качеству конструкторской документации), - указывают авторы письма, - а конструктора КИЦ заинтересованы найти технически грамотное решение. В случае присоединения КИЦ к КАЗ задачи производства получат приоритет перед задачами проектирования... КИЦ, будучи отдельным структурным подразделением ОАО "Туполев", осуществляет контрольные, надзорные функции по внедрению изменений в конструкторскую документацию и конструкцию самолета. Зачастую проведение авторского надзора со стороны КИЦ выявляло грубые нарушения технологических инструкций и технологических процессов на КАЗ. Находясь в составе КАЗ, данная функция выполняться не будет: в интересах производства будут подавляться интересы разработчика... Разные задачи и интересы требуют разного подхода к работе, что не согласуется с общей структурой КИЦ и КАЗ. В частности, у сотрудников конструкторского отдела КАЗ нет опыта в решении идеологических вопросов, где требуется творческий подход и общие знания в области проектирования летательных аппаратов".

Также в письме отмечается, что зарплата на КАЗ ниже, чем в КИЦ, и нет гарантий, что с переводом на завод зарплата конструкторов не уменьшится.

Республика - не наблюдатель?

Напомним, слухи о слиянии "Туполева" и Казанского авиазавода начали ходить в конце 2012 года. А определенно об этом рассказали на общем собрании коллективов Казанского филиала КБ "Туполева и КАЗ в марте 2013-го. Президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Михаил Погосян объяснил готовящуюся реформу следующим образом. Консолидированная выручка "Туполева" и его главного завода - КАПО - не соответствует целям и задачам, которые перед ними стоят. Чтобы обеспечить устойчивое развитие дальней и специализированной авиации, надо существенно увеличить объемы производства. Достичь этого, можно только изменив организацию. Интеграция "Туполева" и КАПО объединит ресурсы разработчиков и производителей, сократит время принятия решений. "Мы должны сокращать все интерфейсы, взаимосвязи, объединять людей на достижении конечной цели, - заявил Погосян. - Так объединяется авиастроение во всем мире. Невозможно создать эффективное предприятие, не объединив конструкторов и тех, кто занимается непосредственно производством".

Слияние было объявлено свершившимся 1 июня 2014-го. В результате, получилась такая структура: в Москве - головная контора "Туполева", в Казани - ее филиалы КАЗ и КИЦ. Но сегодня, видимо, и КИЦ уже воспринимается руководством ОАК, как лишнее "слабое звено". Хотя, напомним, на упомянутом мартовском собрании коллективов президенту РТ Рустаму Минниханову было обещано нечто иное. Глава Татарстана тогда обратился к Погосяну: "Михаил Асланович,.. центр - в Казани. - Может, если есть необходимость, филиал - в Москве, но не филиал в Казани... Республика - не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать". Погосян тогда выразил полное согласие: "Казань будет центром интегрирования структуры КАПО и "Туполева". Что заставило поменять решение настолько, что в Казани решили ликвидировать самостоятельное конструкторское подразделение?

В ОАО "Туполев" вчера не стали комментировать информацию о письме. На момент выхода статьи не пришло ответа и на наш запрос в ОАК.

"Приведет к необратимым последствиям для авиации в целом"

В письме его авторы настаивают на сохранении за КИЦ статуса обособленного подразделения "Туполева". В противном случае, последствия могут быть печальными, предупреждают они: "Несоблюдение этих условий приведет к увольнениям наиболее активных и опытных сотрудников КИЦ, что крайне негативно отразится на работе самого КАЗ и на разработке новых образцов летательных аппаратов (в частности, ПАК ДА) и приведет к срыву сроков по модернизации изделий "45" (дальний ракетоносец Ту-22М3 - авт.) и "70" (стратегический ракетоносец Ту-160 - авт.). Кроме того, потеря опытных конструкторских кадров приведет к необратимым последствиям для авиации в целом, так как на сегодняшний день Казанский инженерный центр является одним из сильнейших КБ России".

Отметим, что сегодня ремонт, промежуточная и продвинутая модернизации Ту-22М3 и Ту-160 (в результате последней должны получиться Ту-22М3М и Ту-160М - по сути, машины с новыми возможностями) - самая важная задача "Туполева" и КАЗа. Некоторые эксперты полагают, что ради наиболее эффективного выполнения этой задачи и затевалось объединение. И военные постоянно нервничают по этому поводу. Во время крайнего визита в Казань Шойгу, хотя и выразил удовлетворенность процессом, все-таки уточнил: "Необходимо обсудить возможности увеличения объема ремонта и модернизации самолетов, а также повысить качество и сократить сроки ремонтных работ. Большую часть вопросов мы обговорили в цехах, надеемся, что по самолету Ту-22 мы выйдем на плановые показатели". Не скрывают тревоги и на самом КАЗе. В недавнем отчете предприятия сказано: "В сфере поставок продукции военного назначения основные риски связаны с несоответствием объемов технологического и капитального развития общества целям и задачам комплексной программы государственного вооружения РФ до 2020 года... Объемы технологического перевооружения общества и сроки их реализации, заложенные в ФЦП "Развитие ОПК на 2011 - 2020 годы", ставят под угрозу выполнение долгосрочных программ реализации и ремонта авиатехники".

Авторы письма подчеркивают, что негативные изменения уже начались: "На примере передачи из структуры КИЦ на КАЗ подразделений КТЦ (послепродажное обслуживание техники - авт.), цеха 60 (ремонт и доводка техники - авт.) и МТО (служба материально-технического обеспечения - авт.) отмечено ухудшение организации производства и усиление оттока кадров".

"Может быть, в Казани появится лидер?"

"БИЗНЕС Online" предложил экспертам оценить предполагаемую реформу. Их прогнозы оказались крайне негативными.

Назир Киреев - советник премьер-министра РТ:

- Впервые слышу об идее передачи КИЦ в состав Казанского завода. Если это произойдет, то потеряет, прежде всего, сама головная фирма "Туполев", потому что у нее не очень много сил осталось, способных создавать рабочую документацию. Вообще-то говоря, как происходит? Из Москвы дают хорошие идеи, которые здесь, на филиале, реализуются в рабочую документацию. Сегодня КИЦ - самое сильное подразделение "Туполева" в части выпуска рабочей документации... Если слияние произойдет, то о производстве ПАК ДА в Казани можно сильно засомневаться, впрочем, как и в ПАК ДА на самой фирме Туполева. Ремонт, думаю, сохранится, но вот задачу модернизации Ту-22М3 и Ту-160 Москва без казанского филиала не выполнит.

Никакого рационального объяснения ликвидации самого мощного филиала "Туполева" я не вижу. Трудно поверить, что руководство самой фирмы решило ликвидировать свой филиал. С изменением, статуса, условий работы и вознаграждения за эту работу филиал покинут самые перспективные специалисты, которыми он укомплектовался великолепно за последнее десятилетие. Великолепный творческий коллектив, работающий на самых современных средствах. И ребят, конечно, с удовольствием разберут другие КБ. При нынешнем состоянии завода переданный туда филиал скоро потеряет свой интеллектуальный потенциал, и завод ничего не приобретет. Это будет иметь самые неприятные последствия для судьбы авиационного куста в Казани. Это настолько очевидно, что трудно поверить в то, о чем говорится в письме.

Роман Гусаров - главный редактор отраслевого портала Aviaru.net:

- По сути, в рамках ОАК целенаправленно уничтожается КБ Туполева, как самостоятельное конструкторское бюро. Я сейчас не говорю о тех аргументах, которые приводятся в письме (понятно, что там на первом плане - беспокойство работников за свое будущее и свои зарплаты), но, в целом, КБ Туполева просто убивается, превращается в некую производственную единицу без собственной конструкторской школы... Как мы видим, реализующиеся сегодня перспективные проекты реализуются другими фирмами. Ни одного самолета под брендом "Ту" в перспективе нет. ПАК ДА на "Туполеве" - тоже под вопросом... Следующим шагом будет высылка КБ Туполева из Москвы в Казань, то есть освобождение дорогостоящей московской земли. Естественно, никто из конструкторов в Казань не поедет, и задача ликвидации КБ решится сама собой. Ведь фирма очень возрастная, старики никуда не двинутся и просто уйдут. В Казань ехать будет некому. Да и не владеют они нынешними методами проектирования. В этом отношении Сухие сделали шаг вперед. КБ Ильюшина - тоже, благодаря генеральному директору Виктору Ливанову и покровительству Дмитрия Рогозина. А за Туполева заступиться некому было. Это самая незащищенная авиастроительная структура, которая будет подвергаться атакам бизнесменов от авиапрома. Люди в московской конторе Туполева не умеют защищать то, что они создают, не имеют возможности отстаивать свои интересы в высших эшелонах власти. Нет харизматичного лидера. Как-то я спорил с "Сухими", говорил, что Ту-334 уже летал, оставалось совсем чуть-чуть, они бы делали 10 лет свой "Суперджет", а Ту-334 в это время потихоньку бы доводили. Они мне открыто сказали: "У "Туполева" не было такого лидера, как наш Погосян, который мог бы в правительстве защитить свой проект. Сами виноваты". Вообще странная ситуация. В руководство "Туполева", словно нарочно, ставились такие люди, которые занимались распилом и распродажей имущества. Мы помним историю с "Туполев Плаза", который вырос на территории КБ - земля была продана. Вспомним историю с самолетом Ту-144, который каким-то образом был продан, перепродан, оказался в руках утилизаторов. С большим трудом, подняв весь Жуковский на уши, ветераны выкупили этот самолет - значительно дороже, чем он был реализован туполями.

Жаль прославленное КБ - оно низведено до ничтожества на радость конкурентам. У нас ведь внутренняя конкуренция была жесткая, и все завидовали, что фирма Туполева всегда была фаворитом и получала самые лучшие заказы. И поэтому сегодня, даже коллеги туполей если и не злорадствуют, то смотрят на происходящее, как на некую расплату за былое величие и превосходство... А итог будет печальным. Думаю, добьют фирму. А дальше - не знаю, что будет. Может быть, в Казани появится лидер? Нет шанса сохранить КБ в Москве, давайте соберем новое бюро в Казани, где есть профильный университет, есть завод. И начнется работа с молодыми ребятами и теми стариками, кто еще готов поучаствовать в процессе. Только на это надежда, потому что я уверен: в Москве - все!

Схожего мнения придерживается и источник "БИЗНЕС Online" в казанском сегменте авиапрома:

- Мысли о присоединении КИЦ к заводу высказывались давно, и исходили они от Погосяна. Но на конкретику вышли только в последнее время... Это совершенно неприемлемое решение, которое противоречит любым канонам взаимоотношений разработчика и изготовителя. Разработчик должен быть независимым от производства. Как только его ставят в зависимость, получается еще один заводской серийный конструкторский отдел, а он делает то, что ему приказывает производство.

Не понимаю, почему в бюро не хотят рассказывать о конфликте: это далеко не внутреннее дело КИЦ, оно скажется на всем авиастроении. Спасать надо и филиал, и завод. Потом сами себя будем корить, что ничего не сделали. Ведь, по сути, на туполевском КБ этим решением ставится жирный крест. Да, в Москве останутся какие-то конструкторы, но техническую политику реализует на конкретике казанский филиал. В Москве сидят идеологи, там конструкторского состава почти не осталось. Оттуда всегда присылали директивную документацию, по которой здесь изготавливали рабочую - конкретику, которая реализуется в металле.

Резюмируя, могу сказать одной фразой: это смертный приговор всей производственной деятельности казанского завода. Для любого здравомыслящего человека это понятно. И такое преобразование неизбежно скажется на качестве техники: будут ломаться не только судьбы людей, но и боевые самолеты. Сейчас филиал, который располагает грамотным коллективом, - преграда для нарушений, которые плодятся на заводе в большом количестве. Ведь завод, по сути, обессилен - там не осталось руководителей среднего звена. Это страшное решение. Но, видимо, главное - убить туполевское КБ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка