О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рейтинг авиакомпаний по мнению соискателей

В течение 2014 года в Авиаперсонал поступило 58 264 обращения по вопросам трудоустройства и обучения, из них 8053 обращений по вопросам получения дополнительного и первоначального образования, что значительно больше, чем в 2013 году

Сегодня мировая гражданская авиация - это 57 миллионов рабочих мест, более 9 300 000 перевезенных пассажиров в день. В России в гражданской авиации задействованы более, чем 650 000 специалистов, из них основной производственный состав авиационных предприятий (летный, кабинный, инженерно-технический) - более 55 000 человек.

Подбирая персонал и консультируя компании гражданской авиации в течение 10 лет, компания "Авиаперсонал" ведет постоянный мониторинг изменений на рынке труда отрасли, колебаний интереса соискателей к авиакомпаниям и требований работодателей.

В течение 2014 года в Авиаперсонал поступило 58 264 обращения по вопросам трудоустройства и обучения, из них 8053 обращений по вопросам получения дополнительного и первоначального образования, что значительно больше, чем в 2013 году. Рост спроса среди соискателей на информацию о вакансиях и трудоустройстве связан со многими отраслевыми изменениями прошлого года: падение роста чартерных авиаперевозок, существенное увеличение объемов региональной авиации (на 18% по сравнению с 2013 г.), оптимизация издержек авиакомпаний, повышение производительности труда, ужесточение требований работодателей к компетенциям работников и другое.

Интенсивный рост региональной авиации усилил спрос в регионах и повысил требования к мобильности персонала. Большинство авиационных специалистов работает в московском авиационном узле. Рынок труда отреагировал на рост предложений работы в регионах готовностью соискателей к переезду. Так, в 2014 году 38% из обратившихся специалистов заявили, что готовы ради хорошей работы переехать в другой регион. В 2014 году многие крупные авиационные предприятия приняли внутренние программы оптимизации издержек, включающие сокращение персонала. Впервые за многие годы сокращениям подверглись производственные службы: летные, инженерно-технические службы, службы бортпроводников. Нельзя назвать тенденцию сокращений в 2014 году массовой. Планы авиаперевозчиков подверглись серьезной переработке в основном во второй половине 2014 года, поэтому эффект от планов по сокращению рабочей силы авиаперевозчиков мы сможем наблюдать только в нынешнем 2015 году. Однако, благодаря растущей конкуренции на рынке труда в 2014 году работодатели получили возможность широкого выбора среди тех специалистов, которые совсем недавно были в дефиците. Прошлый год дал возможность работодателям повысить требования не только к общей производительности труда (авиакомпании считают количество перевезенных пассажиро-киллометров на 1 сотрудника компании), но и к профессиональным компетенциям и личностным характеристикам каждого сотрудника. В ответ, соискатели работы стали активней интересоваться профильными образовательными курсами и программами с целью повышения уровня профессионализма и расширения перечня своих компетенций. Среди "профицитных" специалистов впервые с 90-х годов оказались вторые пилоты. По данным Росавиации в 2012 году согласно данным мониторинга авиакомпании заявляли потребность на 2015 год в размере 1150 вторых пилотов, в 2014 году эта цифра была существенно урезана - 632 человека. Дефицитными по-прежнему остаются командиры воздушных судов регулярных авиаперевозок и инженеры технического обслуживания и ремонта воздушных судов и агрегатов.

Все эти явления по-своему повлияли на тенденции спроса и предложения на рынке труда отрасли.

Так, на основе запросов соискателей в течение 2014 года компания "Авиаперсонал" составила очередной рейтинг работодателей.

Целевая аудитория среди соискателей, обратившихся по вопросу поиска новой работы в 2014 году: административный персонал (руководители и специалисты административных структур) - 52% и производственный персонал (пилоты, бортпроводники, инженерно-технический состав и др.) - 48%. Из всех обратившихся 96% интересовались работой в авиакомпаниях.

Рейтинг авиакомпаний состоит из пожеланий и мнений соискателей, сгруппированных в 4 основных категории. Стоит отметить, что рейтинг складывается из запросов и интересов соискателей к той или иной компании, то есть из той информации, которой они располагают. Возможно, эта информация не полностью соответствует действительности, но, прежде всего, мнение соискателей показывает, как воспринимается работодатель на рынке труда.

Категория "Уровень заработной платы".

Мы ведем постоянный мониторинг уровней заработных плат. В 2014 году лидером по уровню заработных плат по мнению соискателей стала авиакомпания "UTair". Лидерство в этой категории подтверждает и наш мониторинг рынка заработных плат, но только в части производственного персонала. Фактор совпадения мнения соискателей с рыночными показателями говорит о том, что соискатели с сокращением количества вакансий стали активно самостоятельно изучать рынок труда и формировать реалистичное представление о работодателях.
Стоит отметить, что уровень заработной платы и регулярность ее выплат четко разделены в упоминаниях соискателей. В 2014 году соискатели на первое место приоритетов в выборе работы ставили уровень заработной платы, затем - условия труда, карьерный рост и психологический климат.
 
Категория "Условия труда".

Такие упоминания, как регулярность выплат заработной платы, графики работы, условия оформления на работу (срочные и бессрочные договоры, скорость оформления), социальные пакеты, базировка офиса, мы объединили в категорию "Условия труда".

В этой категории произошло существенное разделение в требованиях соискателей. Так, дефицитные категории высококвалифицированных специалистов: командиры воздушных судов, инженерные и руководящие инженерные кадры, по-прежнему и справедливо придирчивы ко всем пунктам условий труда. При возможности выбора работы соискатели обращают внимание на компании с удобными графиками работы и на те компании, в которых известны сроки принятия решения при приеме на работу и процедуры оформления. "Профицитные" же специалисты, к которым в 2014 году отнесены бортпроводники и вторые пилоты, проявляли интерес к стабильности выплат заработной платы и территориальному расположению (базировке).

Категория "Климат".

Высоко квалифицированные дефицитные специалисты, достигшие определенного профессионализма и социального статуса, как правило, работают уже не только ради денег. Такие специалисты могут выбирать те компании, в которых им комфортно работать. По мнению соискателей, несмотря на кризисные явления, такое понятие, как "климат", остается частью рейтинга работодателей. В эту категорию мы занесли все упоминания соискателей, а именно: о психологической атмосфере в коллективе, развитости внутренних коммуникаций, наличии диалога сотрудников и руководства, уровень конкуренции внутри коллектива.

Это, пожалуй, наименее упоминаемая категория в 2014 году среди требований соискателей к работодателям и вакансиям. То, как воспринимается "климат", влияет на привлечение "звездных" специалистов. В этой категории лидером стала авиакомпания "Трансаэро".

Категория "Карьерный рост".

Во многом карьерный рост зависит от масштабов компании и ее стратегии, но мы также внесли в карьерный рост и предлагаемые компаниями возможности обучения, повышение квалификации, получение новых компетенций.

В 2014 году соискатели административного блока рассматривали факторы нестабильности компаний, как шансы для карьерного роста. При сокращении персонала и повышении требований к компетенциям персонала в большей степени выигрывают представители должностей административного блока.

Соискатели же производственного блока чаще упоминали (как и в 2013 году) те авиакомпании, которые осваивают новую технику или открыто заявляют о том, что безвозмездно финансируют обучение и представляют это в качестве своего преимущества. В этой категории лидирует по мнению соискателей авиакомпания "Аэрофлот-Российские авиалинии".

ЗарплатаУсловия трудаКлиматКарьерный рост
упоминания соискателями авиакомпании в процессе поиска работы в части привлекательности уровня заработной платычастые упоминания, отнесенные в данную группу: регулярность выплат заработных плат, график, условия оформления, соцпакетчастые упоминания, отнесенные в данную группу: психологическая атмосфера в коллективе, развитость внутренних коммуникаций, наличие диалога сотрудников и руководства, конкуренция внутри коллективачастые упоминания, отнесенные в данную группу: планирование карьеры, возможность освоения новой техники, освоение новых направлений, новых компетенций
МестоАвиакомпании 1Авиакомпании 2Авиакомпании 3 Авиакомпании 4 Авиакомпании 5
1АэрофлотUTairАэрофлотТрансаэро Аэрофлот
2ТрансаэроАэрофлотAir Bridge CargoУральские авиалинииТрансаэро
3ГлобусMetroJet(Когалымавиа)Уральские авиалинииS7S7
4S7NordWindТрансаэроДонавиаРосиия
5Уральские авиалинииИкар (Ikar Airlines)S7Россия Air Bridge Cargo
6РоссияRoyal FlightРоссияГлобусВим Авиа
7Air Bridge CargoI FlyДонавиаАврораГлобус
8NordWindТрансаэроГлобусI FlyЯмал
9Икар (Ikar Airlines)Air Bridge CargoВим АвиаЯмал NordWind
10OrenairГлобусАврораАэрофлотУральские авиалинии
11NordWindS7Orenair NordWindТаймыр
12Вим АвиаУральские авиалинииЯмал Air Bridge Cargo UTair
13ЯмалРоссияРуслайнИкар (Ikar Airlines) Orenair
14UTairАврораТаймырЯкутияMetroJet(Когалымавиа)
15АврораOrenairNordWind Таймыр I Fly
16I FlyЯмалI Fly UtairRed Wings
17ДонавиаДонавиаИкар (Ikar Airlines)MetroJet(Когалымавиа)Аврора
18ЯкутияВим АвиаRed WingsРуслайнЯкутия
19MetroJet(Когалымавиа)ТаймырUTairRed WingsДонавиа
20ТаймырЯкутияMetroJet(Когалымавиа)Вим АвиаНордавиа
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиаперсонал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка