О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолеты России взлетают над Поднебесной

Российские винтокрылые машины, символ надежности и практичности, пользовались популярностью в Китае больше полувека назад

Российские винтокрылые машины, символ надежности и практичности, пользовались популярностью в Китае больше полувека назад. Но из-за политических разногласий советского руководства с китайскими "братьями по борьбе" двери в Поднебесную отечественным авиастроителям закрылись. А затем в самой России наступил период политических и социальных потрясений. Но в 2000-х сотрудничество возродилось, и сегодня новейшие российские "Ми" и "Ка" имеют все шансы получить значительную часть китайского рынка, оцениваемого в сотни миллиардов долларов.

Конкуренты Сикорского

В 1951 году на Казанском вертолетном заводе собрали первый отечественный Ми-1, который вскоре начали продавать за рубеж. Одним их главных направлений экспортных поставок стал Китай: армейская модификация этого вертолета Ми-1В активно использовалась для борьбы с вооруженными противниками Мао Цзэдуна.

В июне 1952 года в СССР поднялся в небо первый военно-транспортный вертолет Советской армии Ми-4, превосходивший по ряду параметров своего американского конкурента Sikorsky S-55 (создан на предприятии эмигрировавшего в США российского авиаконструктора Игоря Сикорского). Вертолет брал на борт 1600 килограммов груза или дюжину экипированных десантников.

С этой же машиной связано рождение китайского вертолетостроения - лицензионную сборку Ми-4 организовали в Харбине в 1957 году на предприятии Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (входит в авиастроительную корпорацию AVIC). Консультировали китайских рабочих сотрудники Казанского вертолетного завода. В КНР Ми-4, получивший обозначение Harbin Z-5, совершил первый полет в декабре 1958 года, а в последующие полтора года было собрано еще 12 вертолетов. Вертолет предназначался в основном для военных, из-за чего и получил соответствующую базовую модификацию с гондолой под фезюляжем с установленным на ней пулеметом. Бизнес-версию китайцы представили на выставке в Пекине в 1960 году. Гражданский транспортный вариант с квадратными окнами получил обозначение Xuanfeng. Вертолет Harbin Z-5 выпускался до 1980 года. Всего в Харбине собрали 545 воздушных машин, включая 88 пассажирских, семь сельскохозяйственных, 13 поисково-спасательных и два разведывательных. Harbin Z-5 до сих пор состоит на вооружении армии КНР.

В начале 1960-х годов начались поставки в Китай тяжелых вертолетов Ми-6, но охлаждение между СССР и КНР прервало сотрудничество двух стран. Взаимодействие во всех сферах забуксовало в конце 1950-х, и вскоре компартии СССР и КНР официально разорвали отношения. Никита Хрущев и Мао Цзэдун разошлись в своем видении дальнейшего политического курса двух держав. Китай не устраивало сближение Советского Союза с США и политика сдерживания развития вооружений, включая ядерные. СССР был недоволен вооруженными конфликтами Китая с Индией после присоединения Тибета (многие участки границы оказались спорными). В 1960-м, после того как Мао отказался по приглашению Хрущева посетить Москву, СССР разослал компартиям мира письмо, в котором назвал политику КНР гегемонистской и авантюрной. Конфликт усилился на фоне культурной революции в Китае в середине 60-х и вооруженного конфликта на острове Даманский в 1969 году.

Вышли из кризиса

Диалог между Россией и Китаем стал налаживаться в 1990-е, но первые крупные поставки вертолетов состоялись лишь в 2000-х. Спрос с китайской стороны подстегивала развернутая в Поднебесной программа экономических реформ, направленная на модернизацию экономики КНР.

Российские же вертолетостроительные заводы после "лихих девяностых" были на грани финансового краха. Для вывода их из кризиса в 2006 году российское правительство решило объединить сохранившиеся активы в единый холдинг, создав "Вертолеты России". В его состав вошли конструкторские бюро, вертолетостроительные заводы, предприятия по выпуску и ремонту комплектующих, а также сервисная компания. Таким образом сложилась единая структура для работы с иностранными заказчиками. Крупнейшим импортером российских машин вновь стал Китай: в августе 2011 года модель Ка-32 "Вертолетов России" выиграла тендер на поставку для служб по борьбе с чрезвычайными ситуациями Китая, затем с китайской Poly Technologies заключили крупные экспортные контракты на Ми-171Е. Всего было поставлено 84 вертолета производства Улан-Удэнского авиационного завода. В результате китайский парк Ми-17 достиг 160 единиц. Вертолеты для Китая получили двигатели повышенной мощности, модернизированную трансмиссию, дополнительные топливные баки и оборудование для работы в условиях высокогорья.

Исполнение контракта по Ми-17 закончилось лишь летом прошлого года. Тогда же, в июне 2014-го, "Вертолеты России" подписали с китайской Lectern Aviation Supplies новый контракт - на поставку тяжелого транспортного вертолета Ми-26ТС. "Вертолет будет эксплуатироваться в интересах лесного хозяйства провинции Шаньдун. В настоящее время коммерческими компаниями КНР эксплуатируется три таких вертолета. Один из них находится в вертолетном парке Qingdao Helicopter, два - у компании China Flying Dragon", - рассказали "Ленте.ру" в пресс-службе "Вертолетов России". Российские Ми и Ка участвовали в ликвидации последствий сильнейшего землетрясения в провинции Сычуань в апреле 2013-го - вертолет был единственным средством доставки грузов. "Российские машины в сложнейших условиях высокогорья безотказно перевозили людей, медикаменты, гуманитарную помощь, строительные материалы и другие грузы, заслужив искреннюю благодарность китайских пилотов", - отметили в холдинге.

Вкусный китайский пирог

В Китае сегодня самый перспективный рынок вертолетной техники. С одной стороны, страна сохраняет высокие темпы экономического роста, с другой, китайские власти проводят реформу управления воздушным движением с целью либерализации полетов авиации общего назначения - самолетов и вертолетов, не принадлежащих коммерческим авиакомпаниям. По оценкам Государственной администрации гражданской авиации Китая (СААС), объем рынка авиации общего назначения после открытия воздушного пространства на малых высотах может достичь триллиона юаней (157 миллиардов долларов). И это не считая высокого спроса на вертолеты со стороны китайских коммерческих компаний и госслужб. Журнал Aviation Week прогнозирует в ближайшие годы рост спроса в Китае на вертолеты для VIP-перевозок, медицинской эвакуации и на многоцелевые машины. Крупнейшими заказчиками вертолетной техники станут местная полиция, МЧС и компании нефтегазового сектора.

В холдинге "Вертолеты России" сообщили "Ленте.ру", что намерены воспользоваться ситуацией - продвигать на китайском рынке самые современные модели вертолетов, включая Ка-226Т и Ми-171А2. В рамках международной выставки China Helicopter Exposition, состоявшейся 9-13 сентября в Тяньцзине, российские вертолетостроители обсудили с китайскими партнерами перспективы создания в КНР сети центров технического обслуживания и ремонта вертолетов российского производства. В таких центрах заинтересованы AVIC и CITIC Offshore Helicopter, Avicopter, Poly Technology, ГМЗ "Цзиньцзян". Российскому холдингу также предложили организовать центры сервисного обслуживания вертолетов "Ка" в Шанхае. В итоге российский холдинг не только благополучно вернулся на китайский рынок, но и имеет весьма неплохие перспективы занять на нем лидирующее положение.

Китай уже является одним из крупнейших операторов вертолетов российского производства: китайский парк вертолетов типа Ми-8/17 насчитывает более 350 машин. Но эта страна интересует "Вертолеты России" не только как рынок сбыта: РФ и КНР совместно разрабатывают новый гражданский тяжелый вертолет. По оценкам экспертов, спрос на эту машину в Китае может превысить 200 единиц до 2040 года. Российский холдинг и китайская AVIC уже сформировали технические требования. Планируется, что взлетная масса вертолета может составить 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины - 10 тонн, на внешней подвеске - 15. Конструкторы рассчитывают создать вертолет, приспособленный для круглосуточной эксплуатации в жарком климате, в условиях высокогорья, при любой погоде. Генеральный контракт участники проекта планируют подписать до конца 2015 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка