О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Секреты "крылатого братства": о чем мечтают летчики ВКС РФ

Они проводят в небе тысячи часов и видят то, что доступно немногим. Они - будущее отечественной военной авиации

Они проводят в небе тысячи часов и видят то, что доступно немногим. Они - будущее отечественной военной авиации.

В преддверии Дня Воздушно-космических сил России военные летчики, принимавшие участие в международном конкурсе "Авиадартс-2016" (проводимого в рамках Армейских международных игр), впервые раскрыли ТАСС некоторые секреты своей работы.

Старший летчик Ка-52

Капитан Роман Кобец служит на авиабазе Черниговка в Приморском крае. В авиацию он пришел в 1998 году, до этого отучившись в Сызранском училище. Отец Романа - тоже вертолетчик, летал на Ми-8 и Ми-24. Первый раз в жизни Роман полетел на вертолете Ми-8 еще мальчишкой, будучи в 10-м классе.

"Мы летели куда-то в качестве пассажиров в грузовой кабине. Все, что тогда запомнилось, это тряска и шум. А первый полет в качестве пилота был уже на третьем курсе училища."

Первому полету предшествует колоссальная подготовка, рассказывает Кобец.

"Авиация вообще не любит бравады, ко всему нужно подходить с осторожностью. Полетам предшествует глубокий курс теоретической подготовки, в том числе, высшая математика и физика, с которых все начинается, дальше термодинамика. Это, на самом деле, очень интересно, если все изучать от и до."

На вертолете Ка-52 Роман летает уже три года, лаконично оценивая свойства своей машины: "Этот вертолет всем хорош!.

"На него очень легко переучиваются. Летчику и легче, и проще им управлять. Можно сказать, что вертолет сам летает - автопилот усовершенствованный, система прицеливания. Есть дополнительные возможности."

Раньше он летал на Ми-24. Эту машину хвалит и терпеливо растолковывает, что вертолеты разных семейств и поколений не хуже и не лучше, просто разные.

"Они разные по конструкции, в первую очередь. По технике пилотирования, конечно, отличаются. Просто все равно каждая машина создана для своих задач."

Ка-52 - разведывательно-ударный вертолет с замечательными летными и маневренными характеристиками, с широкой номенклатурой средств поражения, новейшим прицельно-навигационным комплексом. Это единственный вертолет в современной российской армии, который оборудован катапультными креслами.

Взлеты и посадки у летчиков считать не принято - да и нет им числа. А вот часы налета - один из главных показателей работы. У Романа их 800. Экипажи могут меняться, но с нынешним своим напарником Роман работает уже около полугода.

При этом вертолеты за летчиками не закреплены, на то они и строевые машины. Например, на соревнованиях "Авиадартс" летчики из Приморья сели за совершенно другие вертолеты. С Дальнего Востока далековато было бы лететь, смеется Роман. Однако минимальные отличия между каждым вертолетом даже одного класса есть, всегда приходится приноравливаться и готовиться к полетам.

Говоря о своем доме, и о тех местах, где хотел бы побывать, капитан Кобец с улыбкой называет себя гражданином мира. А смысл своего призвания формулирует коротко: "Для меня авиация - это жизнь".

Летчик-истребитель Су-30

Капитан Илья Сизов служит в Забайкальском крае, на аэродроме Домна. Он младший сын в семье. У Сизовых целая династия - отец летает на Су-27, старший брат на перехватчике МиГ-31. Выбора у младшего брата, шутит Илья, просто не оставалось.

"Мое детство прошло в военных гарнизонах. Я еще пацаном смотрел вверх, на самолеты. В Краснодарское авиаучилище поступил в 2002 году, в 2007-м закончил. Поступать было сложно, конкурс большой. Я готовился, даже ходил к репетиторам по физике и математике, занимался спортом."

Первый полет - как обычно у летчкиов, на третьем курсе, на Л-39 с аэродрома Майкоп.

"Ощущения непередаваемые, аж дрожь берет. Настоящая эйфория… Есть у нас обязательные традиции - после первого самостоятельного полета летчика дружно подкидывают вверх, а потом задом аккуратно прикладывают об воздухозаборник самолета. Я думаю, что это связано с искренним пожеланием мягких посадок новоиспеченному пилоту."

Налет у Ильи около тысячи часов, раньше он летал на МиГ-29, а теперь уже три года летает на истребителе Су-30.

"Су-30 - самолет очень хороший, можно сказать, многофункциональный авиационный комплекс. Он работает и как истребитель, и как бомбардировщик, поэтому летчиков на него в полном объеме курса боевой подготовки готовить достаточно сложно. Это и воздушные бои, и работа над полигоном, и групповые полеты, и сложный пилотаж."

У российских летчиков подготовка более чем серьезная, добавляет Илья. А что касается классификации поколений самолетов, то Су-30 принадлежит к интересной разновидности "4++" - это еще не знаменитый Т-50 пятого поколения, но уже и не Су-27 четвертого. Есть у него управляемый вектор тяги, дающий сверхманевренность, значительно улучшена аэродинамика, современная авионика, мощный прицельно-навигационный комплекс.

Несмотря на все технические нововведения, летчики всего мира - люди суеверные, такая уж у них специфика работы. В основном, строго соблюдаются три приметы: в день рождения не летать, перед полетом не фотографироваться и в день полетов не бриться.

"Авиация - это большая часть моей жизни, даже, наверное, целая жизнь. Наши жены действительно обладают громадным терпением, потому что терпят постоянные командировки. Мы постоянно отсутствуем. Ну что поделать…"

"Моя супруга уже привыкла. У меня двое сыновей. Если они захотят летать, отговаривать не буду", - признается Илья.

Летчик-истребитель МиГ-29

Пилот Александр (попросивший не называть его фамилию - прим. ТАСС) служит в Липецке. Он родился на юге России, где и самолетов толком не видел, разве что Ан-2 для сельскохозяйственных нужд.

"Я с детства летать хотел, родился, наверное, с этим устремлением. Откуда оно - не представляю, так как я единственный военный в семье. Учился три года в Краснодаре, затем в Армавире по специальности "истребительная авиация"."

В летной работе много трудностей, признается Александр. Это сейчас налет около 700 часов, а вначале каждая минута в небе - настоящее событие.

"Первый полет не забывается. Я взлетел, по сторонам смотрю и не могу понять - где я… Восторг захватывал. Инструктор мне говорит из задней кабины что-то, а я его не слышу, любуюсь открывшимся видом. В первый раз все трудно - и взлет, и посадка. Это потом уже привыкаешь, приходит понимание того, что делаешь."

Летчик-истребитель МиГ-29

Первый полет другого пилота МиГ-29, Константина Прокофьева, и вовсе можно заносить в книгу рекордов Гиннеса, потому что закончился он катапультированием.

"Во время тренировочного полета произошел отказ в воздухе, и мы с инструктором катапультировались из Л-39.Этот момент я помню довольно хорошо - время растягивается, замедляется, хотя на самом деле все происходит за доли секунды. Страшно не было, в такие моменты как-то и не думаешь, страшно или нет. Все обошлось, мы приземлились в поле недалеко от аэродрома. Но месяц после этого пришлось потратить на обязательные медицинские освидетельствования. К счастью, потом я получил допуск к полетам."

Константин родился в Майкопе в Краснодарском крае. Его отец учился в Армавирское училище, там же познакомился и с его мамой. Он летал на МиГ-29. "Я постоянно просил отца, чтобы он взял меня с собой на аэродром - посидеть в кабине самолета. Так и зародилась моя любовь к небу", - говорит пилот.

Сейчас у Константина налет около тысячи часов, из них на на МиГ-29 - около 800. "В дальнейшем, думаю, переучиваться начнем на Су-30 и Су-35. Но вообще-то очень ждем МиГ-35 - хочется полетать и на нем", - говорит пилот.

Даже тот летчик, который уходит на пенсию, все равно мечтает о небе, считает Константин.

"Простых полетов не бывает, но небо затягивает очень сильно. Для меня это, можно сказать, наркотик"

Летчик Су-25

Сергей (также просил не называть фамилию) родился в Тверской области, сейчас служит на одной из авиабаз юга России.

"То, что стану военным, я всегда знал, потому что вырос на рассказах деда о Великой Отечественной. Когда я учился в школе, он постоянно приходил к нам на уроки, рассказывал о войне, и я знал, что тоже буду защищать Родину. Просто еще не понимал каким образом."

Школа Сергея располагалась рядом с авиаучилищем. Сейчас его уже не существует, а в советские годы там летали самолеты, которые произвели впечатление на будущего пилота. Он поступил в Армавирское училище в 1999 году.

"Первый мой полет прошел под песни группы "Ария". Я их сам тихонько напевал."

Трудные ситуации есть в работе каждого летчика. Кому-то сложнее всего дается взлет, кто-то поначалу волнуется при посадке, объясняет Сергей. У него налет составляет 800 часов, летал он на истребителе Су-27, но сейчас себя не мыслит без знаменитого "Грача" - штурмовика Су-25. При этом он признается, что не против переучиться на новейшие Су-34 или Су-30.

"Перегрузки у нас на Су-25 есть, но они меньше, чем на истребителях - до шести единиц. Штурмовик, конечно, не настолько маневренный, как, например, Су-27. А еще есть такая особенность у летчиков - человек рвется в авиацию, здоров как бык, проходит все комиссии, а его укачивает при полете. Это называется "по нелетке". Таких у нас в училище много было. Их списывают, к сожалению."

С другой стороны, в современной авиации места для штурмовиков остается все меньше и меньше, рассуждает Сергей. Он считает, что в будущем нишу самолетов "поля боя" займут скоростные вертолеты нового поколения и ударные беспилотники.

"Для меня быть военным летчиком - это профессия. Романтика только в первые годы, а потом работа. Но я к этому стремился осознанно и, наконец, пришел."

Командир авиазвена Су-34

Капитан Алексей Белоног родился в Хабаровске, жил на Камчатке. Он первым в семье пошел по военной стезе, причем сначала хотел стать космонавтом.

"Оказалось, чтобы космонавтом стать, нужно пойти в летчики. Так в авиацию и пришел. Сейчас хочется на самолетах полетать, с космосом я подожду, пожалуй."

Учился Алексей в Краснодарском училище, закончив его в 2007 году. Дату первого полета помнит точно - 6 июня 2005 года.

"Ощущения непередаваемые. Когда с инструктором летаешь, волнения нет, но в первом самостоятельном полете осознание того, что в кабине самолета находишься один, очень волнующее"

Сейчас Алексей налетал почти тысячу часов, освоив четыре типа самолетов. Бесспорным фаворитом для него является истребитель-бомбардировщик Су-34, на котором пилот летает сейчас.

"И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого."

Главное достоинство Су-34 - внушительная ракетно-бомбовая нагрузка и способность применять практически всю номенклатуру современных авиационных вооружений. У него есть радиолокационная станция не только переднего, но и заднего обзора, мощный комплекс радиоэлектронной борьбы, мощнейший прицельно-навигационный комплекс.

Этот самолет-любимец многих пилотов наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единиц.

"Моя семья мною гордится, что скрывать. Пятилетний сын тоже хочет стать летчиком. Я ему уже показывал самолет. Если бы не полеты, я бы, наверное, военнослужащим себя не чувствовал. Либо военный летчик, либо ничего."

Летное братство России, профессиональное сообщество военных летчиков отличается особой теплотой, дружностью, верностью Родине и традициям, отмечает Алексей.

"Мы все нормальные, адекватные люди, дружим семьями, отдыхаем. Ездим на природу, отмечаем праздники, присвоение новых званий, классных квалификаций. Мне кажется, мы дружнее живем, чем люди на гражданке. И конечно, наша работа, наше небо - это все, чего только можно желать."...
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка