О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчик рождается в небе

Об авторе: Владимир Александрович Пономаренко - генерал-майор медицинской службы в отставке, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор психологии летного труда, академик Российской академии образования

Об авторе: Владимир Александрович Пономаренко - генерал-майор медицинской службы в отставке, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор психологии летного труда, академик Российской академии образования.

Сама идея воплощения духовного воспитания летного состава порождена социальной действительностью, а именно безудержным ростом бездуховности, заполнением душ ценностями мамоны, отдалением человека от доброты и чести. А в духовной пустоте не произрастают так необходимые человеку нравственные ценности, совесть, любовь к служению народу, достойно сберегающему святую веру и защиту Отечества.

В связи с этим возник судьбоносный вопрос: а есть ли у нас духовные силы? Возможно ли, опираясь на психологию, педагогику, русское православное слово, духовную музыку и помощь реальных тружеников Неба, ответить на поставленный вопрос? Да! Это возможно.

Небожители из народа

Для реализации этой мировоззренческой концепции избрали жизнь небожителей, то есть летчиков и космонавтов. К этому выбору есть несколько обоснованных предпосылок.

Во-первых, их истовая любовь к небу подтверждает, что Небо - это дух. Во-вторых, человек есть микрокосм, отражающий в своей духовной глубине, душевной чистоте все многообразие Вселенной. В-третьих, человек летающий таит в себе и обогащается Небом, Пространством, Вечностью, третьим измерением, то есть тем, чего нет на земле, ибо это небесное пространство и есть идеальное явление "не от мира сего".

В небе летчик рождается вторично, но уже как небожитель в купели любви к общению с Небом переосмысливает свой внутренний мир, смысл своего предназначения как носителя веры. Именно в поднебесье профессионализм оценивается на оселке нравственных ценностей, а именно добродетельность, жертвенность, спасение других. Находит духовный путь отвержения зла.

Доказательная фабула касается лишь откровений интервьюированных летчиков. Эстетический стержень: красота Земли с птичьего полета, особые ракурсы восхода и захода Солнца, вид светил, неба. Красота самого самолета как чудотворение рук человека, вложение в летательный аппарат.

Раскроем тайну, как преобразуются в душе чувства, пробуждающие сосредоточение на сущем в жизни - полете.

Лапидарно, используя тексты, беседы, анкетирование и психоанализ летчиков, вникнем в чувственную сферу небожителя и в его неземные переживания. Постараюсь на личном опыте участия в испытательных полетах раскрыть процесс движения к духовности. И наконец, показать зарождение в сознании благодарности за возможность познать смысл своего труда, себя изнутри, своим тонким миром духа уловить роль истовой мотивации к полету.

В словах о красоте неба подразумевается его влияние на миропонимание своего места в Небе. Речь идет о духовной эстетике, пронизанной красотами Неба, одухотворяющими профессию небожителей с планеты Земля, о невидимом землянами душевном мире человека летающего и осознании им нравственных смыслов жизни в Небе.

В загадочном мире Вселенной первое чувство, которое охватывает человека, - это чувство красоты. Именно красота рождает чувство свободы, любви, легкости души. И неудержимой страсти пожить среди невиданных красот. Красота пробуждает высшие духовные чувства общения с Небом и Землей. Человек летающий, общаясь с облаками, всегда видит их другими по форме и содержанию, по цвету в лучах солнца, радуги, в северном сиянии и лунном свете. Яркие звезды, пушистые облака хочется потрогать. Этот заряд прекрасного освежает душу, поднимает дух, делает тебя чище.

Летчики-космонавты сетовали: как жаль, что тех красот, которые видим мы, не видят многие земляне. Красота в нашем сердце оборачивалась счастьем, а счастье переходило в доброту. Небожители в полете получают откровения: чудесность мироздания делает их участливым ко всему живому на Земле. Летчики в третьем измерении под воздействием красоты как боготворящей музыки ощущали, что их жизнь в небесном мироздании поддерживается извне. В спящих нейронах мозга просыпается религиозное сознание о времени без начала и конца, о вечности Творца. Красота нерукотворного мира, по мнению летчиков, делает их потерянными для Земли. Нет, летчики не случайные люди для Земли. В их духовном мире есть свое смыслообразующее начало. Вот их кредо: если человек хотел понять что-то в этом мире, то Небо - самое подходящее место.

И видимо, не случайно академик Владимир Вернадский в книге "Пережитое и передуманное" глубокомысленно обронил: "В религиозных исканиях, в мистериях творилась глубочайшая интуиция искания смысла Бытия".

Цвет нации

Человек в Небе - это другой человек, ибо в своем образе мира он органически сливается с нерукотворным миром. Суть его стремления к Небу - это необычно остро направленный мотив к летанию как смыслу жизни. Мотив организует нравственные поступки и оценивание смысла через осознание доверия, которое люди оказали тебе в полете. Его духовная культура входит в структуру образа своей профессии. У человека в Небе состояние духа и есть подъемная сила, которая преобразует знания в действия, а поведение в поступки.

Пассажиры должны знать и благодарить людей воздуха за слитый с их совестью и верой нравственный императив: летное дело чистит наше нутро. В воздухе несется нам готовое наперед решение - если понадобится, то ценой своей жизни спасти людей. В их убеждении Небо облагораживает и изменяет отношение к Земле. В сознании летчиков летный труд обостряет грань между добром и злом. Именно в полете пилоты испытывают чувство вдохновения, там, в поднебесье, они ощущали вечность и бесконечность, духовность проявлялась в свободе, познании нового. Они благодарят Небо за то, что оно дает чувство свободного парения души.

Психологические исследования подтвердили, что небо закаляет, воспитывает, хранит и заметно увеличивает нравственный капитал летчиков. По мнению специалистов, авиация хотя и не Божий храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла. Она дает духовную закалку, помогает сформировать совестливость. Работа в авиации озаряет окружающий мир, высвечивает в нем только лучшее.

Профессия человека в Небе, безусловно, формирует цвет нации за счет своей человеческой и профессиональной надежности, любви к Небу, целостности натур, чувства юмора, ответственности. Но лучше всего их характеризует состояние психики, заговоренное Небом.

Чем же их заговорило Небо? Послушайте этот нравственный гимн летному труду. Это важно, ибо именно в этом и есть надежность. Вот лишь несколько наиболее распространенных ответов на указанный вопрос.

Стремление соприкоснуться с чудом.

Вдохновение работой, так как полет - это творчество.

Полеты на аэрошоу - это музыка, это живопись, это большая культура.

Чувство единства с Небом возникает только в полете.

Познание нового, жажда полета, а главное - творчество, возможность жить в другом измерении.

Полет приносит новые ощущения, которые нельзя получить на Земле.

Самолет для человека летающего - больше, чем родственник, ибо именно он есть продолжение тела и головы. Это единый орган. Он послушный, опрятный, понимающий, бывает с норовом и любит тебя, если ты этого заслуживаешь.

"Дух, - говорил академик Владимир Шадриков, - рождается в самосознании".

В сознании человека летающего начиная с подсознательного уровня формируется смысл его предназначения творить добро, оберегать жизнь человека в неземной среде обитания, осознании готовности к жертвованию. Облик личности состоит из мотива и смысла сущего в авиации и составляющих этических, эстетических, социальных компонентов.

Не просто профессия

Летание - это не только профессия. Это духовная планида микрокосмоса человека, чье предназначение - в познании и реализации в земной жизни высших чувств свободы, общения с вечностью, открытия гармонии.

Приведем несколько высказываний летчиков на эту тему:

- "Авиация дала мне всеразгорающуюся любовь к полету, к людям, несущим добро". (В.В. Мигунов);

- "Полет научил нравственно очищаться, ценить благородство, становиться добрее..." (В. Селиванов);

- "Уверен, что великое призвание есть работа духа. Дух высший, по моему разумению, есть единение всех душ, живущих в нас..." (А. Синицын);

- "Я благодарен Всевышнему, что Он указал мне дорогу и хранит, пока я иду по ней…" (Л. Попов);

- "Капелька моей жизни в этом мироздании поддерживается извне. Дух поддерживает мои крылья, и я впервые говорю об этом вслух. Что-то все-таки есть в этом..." (Ю.П. Шеффер);

- "Авиация хотя и не Божий храм, но дает более острые ощущения понятий добра и зла..." (П.И. Рыжов);

- "В моем понимании авиация сродни религии при мировосприятии. Полеты повышают планку в оценке людей, обостряют чувство справедливости и делают более четкую грань между добром и злом, начинаешь понимать изнутри человеческие слабости, становишься терпимее и одновременно жестче относишься к непорядочности..." (В.С. Смирнов).

Одно из системообразующих надежных оснований деятельности человека в полете - это то, к чему пришел известный отечественный авиатор Михаил Громов. Его главная мысль о том, что прежде чем научиться управлять летательным аппаратом, надо научиться управлять собой. Управлять собой - это прежде всего знать и уметь регулировать свое психическое состояние, переориентировать его на волевую и интеллектуальную активность с целью достижения заданного результата. Это проявляется в преодолении страстей, повиновении регламенту, ограничении суперэмоций, в сохранении холодного рассудка, порожденного ответственностью. И в этом процессуальном акте деятельности свобода все же выступает как "осознанная необходимость".

И вместе с тем человеку в полете дано более глубокое, нравственное на уровне святости проявление свободы, которое гораздо шире раскрывает внутренний мир человека.

Вновь обратимся к словам летчиков:

- "Летная работа порождает этических проблем не меньше, чем профессиональных. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этом великий этический смысл летной профессии. Человек отвечает за свои поступки сам и немедленно, публично..." (К.А. Сеньков);

- "Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе. Сочетание трагического и духовного в полете помогло открыть для себя духовную музыку..." (Л.С. Попов);

- "Общение с необычной природой неба, свободой перемещения в трехмерном пространстве заставила смотреть на мир другими глазами, точнее, с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит..." (Н. Григорьев).

Разве в этих небесных размышлениях мы не улавливаем огромную духовную работу над собой, над своей собранностью, смирением? Разве не чувствуем, как идет смещение акцентов анализа своей профессиональной деятельности вглубь своей души, в ее нравственные слои, в мир, если хотите, десяти заповедей?

Мы должны почувствовать в этом воздействие особых законов роста личности человека в опасной профессии. Личность летчика преобразовывает, точнее, одухотворяет многие земные понятия, несущие просто юридический смысл. К примеру, понятие дисциплины. В полете выполняется регламентный алгоритм при исполнении действий и операций. Однако Небо требует более высокого уровня осмысления этого понятия. Это осмысление исходит из ценности жизни твоей и тех, кто тебе доверился. Мы существенно повысим безопасность полета, если не только научим, но и воспитаем святость, окормляющую сущее в дисциплине. Дисциплина в полете - это работа мысли, то есть души, свобода выбора, нравственная оценка последствий своих действий, оснований к риску, возможностей своих и коллег во время полета.

Не от мира сего

Духовная связь и пребывание в пространстве "не от мира сего" отчетливо формирует добродетельность, совесть, ценность жизни. Вчитаемся в мысли летчиков, обрамленные флюидами высших чувств.

Н. Григорьев: "Именно в авиации я ощутил, что полеты формируют нравственную часть личности. В моем характере открылся взгляд на понятие чести. В полете много неожиданностей, бьющих по самолюбию, взывая к потребности понять смысл жизни в летной профессии".

В. Селиванов: "Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость".

Ю.Н. Шеффер: "Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием "небо" хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло".

В нашей педагогической деятельности мы слабо раскрываем влияние полетов на развитие чувства прекрасного. Но достаточно привести мнения летчиков и авиационных специалистов, чтобы понять это:

- "Полет не повторяется, он всегда новый. Это творчество, восходящее до художественности! Посмотрите авиашоу - это музыка, это живопись, это большая культура. А полярные сияния - каков масштаб! Ты физически ощущаешь себя в пространстве Вселенной. А при цветном полярном сиянии вспоминается Скрябин. Чувство единства с небом возникает только в небе..." (К. Сеньков);

- "В полете возникли состояния эйдетического восприятия красочных видов рассвета, наступления ночи, цветовых гамм горизонта. Интересно появление ассоциаций со сказками, с ощущением выхода из себя, из национального менталитета, как бы становясь человеком Земли. Все необычные состояния сопровождаются приливом добродетельности. Наверное, небо облагораживает..." (В.П. Селиванов);

- "Полет дает новые, совершенно неожиданные ракурсы смены тени и света, игры красок на земле и в небе, где вы можете увидеть такой земной луч, который упреждает восход солнца. Где еще, как не в полете ночью, такие близкие и яркие звезды - протяни руку и потрогаешь..." (А. Синицын).

Вот пример процесса переплавки внешней среды жизни и труда во внутренний мир человека. Человек летающий способен перевести материальный мир в идеальный и уже из него выйти одухотворенным смыслом своего предназначения. Так идеал порождает веру и почитание летной дисциплины. Отсюда берет истоки сущее в человеке - это духовное поле, где силовые векторы освящают и освещают путь к любви, состраданию, доброте и совести.

Духовность - это способность человека трансформировать добродетельную данность на других людей с целью развития вселенской любви, добра и самосовершенствования. Только духовность поможет человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.

Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте - преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому сам процесс обучения пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в их профессии обернутся горем для других.

Базовым свойством личности летающего человека является потребностная сфера, представленная целеустремленностью и высшей степенью мотивированности к полету.

Хранители высшей ценности

В душе летчики всегда хранят высшую ценность: не сделай грех, не превращай Небо и свою трепетную любовь к полету в наживу. Земляне посылали человека в небо, и он оправдал их надежды, так как с Неба возвращался всегда чище, святее, благороднее и добрее.

"Добро - это реализованная свобода, добро и есть исполнение долга", - утверждал Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Надежность человека в полете определяется прежде всего степенью развитости интеллекта, самостоятельности индивидуума, его характера, культуры.

Летчики, обладающие выраженным профессиональным здоровьем, всегда полны оптимизма, дружелюбны, имеют более высокий творческий потенциал.

Карьеризм в авиации всегда приведет к беде, ибо с ним связано забвение любви к Небу во имя себялюбия.

Сегодня руководители авиакомпаний стали эксплуатировать не только самолеты, но и темные подвалы подсознания экипажей: тщеславие, эгоцентризм, жадность. Однако забыли, что научно доказано, что в подавляющем большинстве случаев профессионал, несмотря на высокую образовательную подготовку, допускает нарушение летных законов по причине низкого уровня самооценки и завышенного уровня притязаний.

Опытный пилот работает экономнее, расходует энергию целесообразно, то есть в точном соответствии с потребностями задачи. Он работает больше на прогнозе событий, лучше молодых охватывает всю полетную информацию целиком. В воздухе опытный летчик меньше переживает, чем на земле. Здоровый, профессионально подготовленный, культурный летчик может и не на совсем надежной технике успешно выполнить свои задачи, а духовно сломленный, обремененный бытом, нездоровый и неряшливый летчик не выполнит задачу и на сверхнадежной технике.

По книжкам летать не учатся

Никакая аварийная нештатная ситуация не несет в себе фатального конца, так как судьба в твоих руках. На Бога надейся, а сам не плошай, а если "кто-то" поможет - поблагодари.

Научиться летать, научиться мужеству, научиться соображать по книжкам нельзя. Знания - это известная дорога, но небо заставит ходить по нехоженым тропам. Компасом для хождения в неведомое служит опыт.

Учись наблюдать, учись у старших, запоминай, переживай, впитывай все новое, необычное, нестандартное, учись думать, когда страшно и времени почти не осталось, а земля рядом - родная и... твердая.

Для успеха в аварийной ситуации кроме знаний матчасти, аэродинамики, инструкции, думай наперед о выходе из ситуации, а не о ее последствиях.

В любой критической ситуации вначале реализуй свое решение, лишь потом проси помощи. Не теряй свой характер и волю.

Осмысленный риск - это план действий в состоянии наивысшей психологической готовности не столько к самому действию, сколько к возможному противодействию прогнозируемой опасности.

Человек опасной профессии надежен своим внутренним миром, поддерживающим его духовную энергетику, когда реальность начинает подавлять личность. Критичность к своим ошибкам - есть самый короткий путь к вершине мастера.

Дух летчика есть реальность, проявляется он не в интеллекте и образованности, а в более глубоком и цельном - любви к полету. Это состояние владеет человеком, жаждущим летать как дышать, как жить. Человек в Небе - это особенный человек, он по-другому чувствует, переживает, иначе отражает привычный нам физический мир: скорость, высоту, время, пространство, Вселенную.

Страх - не трусость, а чувство опасности. Безопасность как полет вне опасности - это социальный миф. Без опасности жить и работать в небе нельзя. Да, летчику предоставляется большая свобода действий. Да, приятно повелевать машиной, а не подчиняться ей. Но пусть не будет ни у кого иллюзий. Свобода в данном случае - знак доверия, особо уважительное отношение к его личности. Эта свобода всего лишь производное от ответственности, ее естественное следствие. Только созревшее чувство ответственности дает право на автономность поведения в небе.

"Настоящая свобода достигается духом, не через отрешения от предметов, а через познание их в их истине", - утверждал Гегель. Летчик, каковы бы ни были его летные способности, без соответствующей духовной культуры истинным профессионалом стать не может. Поэтому профессионализация летных экипажей требует существенного расширения интеллектуального горизонта и далеко выходит за рамки нормативного пилотирования.

Авиация - это пространство духа, силовым полем которого является личность авиатора. Человек летной профессии начинается с мечты, стремления, страсти к полету, формируется в любви к свободе,  творчеству, к неординарности в действиях, совершенствуется в организованности, самоактуализации, нравственной рефлексии.

Проекция теории на практику

Изложенные выше умозаключения и приведенные примеры для опытных летчиков не новы, так как это их мыслящее мировоззрение на свою жизнь в Небе. Содержание их мыслей и опыта рассчитано на курсантов, молодых летчиков, а также пассажиров всех рангов и сословий. Если они усвоят внутреннее содержание небесной жизни, то, уверен, будут чувствовать себя в кресле гораздо спокойнее.

Почему я написал это эссе?

Дело в том, что, начиная с боевых авиационных комплексов и летательных аппаратов 5-го поколения других ведомств, появилась новая потенциальная угроза безопасности полета. Уровень сугубо технической компьютеризации разорвал единокровную связь "человек-самолет". Технократическое проектирование отторгает резервы человека, полезность анализаторных систем, свалив все на жесткие алгоритмы, которые выполняет уже не летчик, а оператор!

При утрате ведущих качеств (способность к преодолению трудностей, интеллект, чувство самолета, пространства, времени, чувства хозяина) в самолете обязательно сформируется свойство наблюдателя, приживальщика, эгоиста, индивидуалиста и, в конце концов, непостижимое психическое состояние - равнодушие.

Последние катастрофы в гражданской авиации отчетливо проявили эти потенциальные угрозы. Что касается собственно боевых самолетов 5-го поколения, они крайне, крайне нуждаются в эргономическом сопровождении со стороны авиакосмической медицины. Это не рассуждения, а 50-летний опыт испытательных научных исследований надежности человеческого фактора....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка