Справочник

 
 

Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева

Организационно-правовая форма: Открытое акционерное общество
Сокращенное наименование: ОАО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева"
Официальное наименование на английском: Public Joint Stock Company "Myasishchev Design Bureau"

 

Сфера деятельности

- проведение НИР, ОКР, создание новых образцов авиационной, космической, аэростатической, специальной техники, мелкосерийное производство и ремонт
- переоборудование серийных самолётов в воздушные суда различного назначения
- эксплуатация экспериментальных воздушных судов любого назначения
- сервисное обслуживание авиационно-космической техники

Контактные лица

Генеральный директор - Горбунов Александр Александрович
Генеральный конструктор - Соколов Леонид Алексеевич

Проекты

- Создание спецсамолётов на базе серийных самолетов ИЛ-20, ИЛ-22, Ил-38
- Создание самолетов - лабораторий на базе самолётов ЯК-42Д
- Проектирование возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетной космической системы МРКС-1
- Проектирование оборудования для статических и лётных испытаний самолётов SSJ-100 и МС-21
- Создание комплекса стендов самолёта Т-50
- Сервисное и техническое обслуживание, продление назначенных и межремонтных сроков службы, проведение авторского и технического надзора авиационной техники и авиационной техники двойного назначения
- Модернизация самолетов Л-39, Л-410

Сертификаты и лицензии:

- Лицензия №1675К на осуществление космической деятельности. Выдана 03.04.2012г. Федеральным космическим агентством (Создание и модернизация ракет-носителей, иных средств выведения космической техники в космическое пространство, а также их составных частей и комплектующих, а именно: разработка конструкции элементов планера возвращаемого ракетного блока и системного демонстратора многоразовой космической системы первого этапа).
- Лицензия № 11841-АТ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники. Выдана 21.08.2012г. Министерством промышленности и торговли РФ.
- Лицензия ГТ 0115 № 005735 на осуществление мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны.
Выдана 21.09.2011г. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
-Лицензия ГТ № 0034019 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Выдана Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области.
- Лицензия ГТ № 0034020 на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.

Историческая справка:

Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) имени генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева - преемник и продолжатель предыдущих конструкторских коллективов, возглавляемых знаменитым авиаконструктором.
C 1924 по 1937 гг. В.Мясищев работает в КБ ЦАГИ под руководством А.Туполева. С 1933г. возглавляет бригаду экспериментальных самолетов. С 1937г. руководит переработкой документации лицензионного самолета DC-3 под отечественное серийное производство (Ли-2). В 1938г. В.Мясищев необоснованно репрессирован, но работает ЦКБ-29 НКВД и создает дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102, проводит его летные испытания. С 1943 по 1946г. В.Мясищев заменяет погибшего В.Петлякова, возглавляет разработку и выпуск усовершенствованных модификаций пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. C 1946 по 1951г. В.Мясищев ведет преподавательскую работу в МАИ. В соответствии с Постановлением Правительства от 24 марта 1951г. В.Мясищев создает ОКБ-23 и через 1 год и 10 месяцев поднимает в воздух стратегический бомбардировщик М-4, опередив по темпам создание американского B-52 аналогичного назначения. С 1956г. начинается выпуск стратегического бомбардировщика 3М (обозначение НАТО - "Бизон"), тогда же в ОКБ-23 осваивают отработку новой системы заправки топливом в полете "штанга-конус". В эти же годы В.Мясищев работает над проектами межконтинентальной ракеты "Буран" и крылатых пилотируемых спутников Земли. В конце пятидесятых годов создается сверхзвуковой стратегический самолет М-50 ("Баундер"), по техническим решениям опередивший время. В 1960г. ОКБ-23 переориентируется на работы по ракетостроению и передается В.М.Челомею.
В 1966г. В.М.Мясищев создает на базе ЛИиДБ бывшего ОКБ-23 новое ОКБ - "Экспериментальный машиностроительный завод". Здесь под его руководством создается проект транспортной авиационной системы ВМ-Т "Атлант", которая должна обеспечивать перевозку блоков ракетоносителя "Энергия" и космического челнока "Буран" на космодром Байконур. Одновременно ОКБ работает над созданием модуля кабины ВКС "Буран", проводит летные испытания в управляемом и автономном режимах на БТС (аналоге "Бурана" с дополнительными двигателями), созданном для горизонтальных летных испытаний. Тогда же на ЭМЗ разрабатывается однодвигательный высотный дозвуковой самолет М-17 "Стратосфера" (первый полет в 1982г.) с высоконесущим сверхкритическим крылом, обеспечивающим высотный полет и установление 25 мировых рекордов. После кончины В.М.Мясищева предприятие возглавляют: Степан Анастасович Микоян, затем, ученик Мясищева — Валентин Александрович Федотов.
В 1981г. ЭМЗ получает имя своего создателя. В эти годы заканчивается постройка "извозчика" ВМ-Т "Атлант" и проходят летную отработку все пять конфигураций, созданной воздушной транспортной системы, а также начинаются летные испытания БТС в пилотируемом и автономном режиме.
С 1986г. ЭМЗ во главе предприятия встает Валерий Константинович Новиков. В 1988г. поднимается в небо уже двухдвигательный самолет М-55 "Геофизика" (М-17РМ), установивший в свою очередь 16 мировых рекордов. М-55, барражируя на высотах более 20 км, способен вести эффективный мониторинг как земной поверхности, так и атмосферы планеты Земля. С 1993г. самолет М-55 "Геофизика" в вариантах воздушной платформы задействован в международных программах изучения атмосферы Земли и озонового слоя. 31 марта 1995г. совершает первый полет самолет бизнес-класса М-101Т "Гжель", используемый как аэротакси, а также, как платформа для мониторинга земной поверхности, картографии и т.п.
31 октября 2006г. генеральным директором ЭМЗ имени В.М. Мясищева назначается Анатолий Алексеевич Проскурнин. На ЭМЗ продолжаются работы по модернизации Ил-22 в ретрансляторы, разрабатывается проект авиационно-космической платформы для туризма М-91 и другие разработки авиационной и космической техники.
В марте 2010г. предприятие преобразовано в ОАО "ЭМЗ им.В.М. Мясищева".
После скоропостижной кончины А.А. Проскурнина (22.01.2011г.) руководителем предприятия становится Александр Александрович Горбунов.
25.03.2011г. В соответствии с Указом Президента РФ 100% акций ЭМЗ им.В.М. Мясищева внесены в уставной капитал ОАО "ОАК".

Прочее:

ОАО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева" - предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, состоит из трёх основополагающих структур: конструкторское бюро, производство, летно-испытательная база.

Предприятие имеет большой опыт по созданию, проведению летных испытаний, внедрению в серию и эксплуатации авиационной техники. Это разработанные на предприятии: высотные дозвуковые самолёты М-17 "Стратосфера", М-55 "Геофизика", транспортный самолёт для перевозки крупногабаритных грузов ВМ-Т "Атлант", многоцелевой самолёт М-101 "Гжель" (с модификациями пассажирского, аэросъемочный комплекс).

В рамках национальной космической программы "Энергия-Буран" создана герметичная кабина воздушно-космического самолёта "Буран" с системами жизнеобеспечения, одновременно спроектирована и отработана система аварийного покидания кабины ВКС, начиная с нулевой отметки; создана силовая установка аналога ВКС "Буран" и проведены его лётные испытания.

Разработаны проекты нескольких авиационно-космических систем для туризма на базе самолётов М-55 и ВМ-Т. Ведутся работы по созданию возвращаемого ракетного блока МРКС-1.

Разработаны проекты дирижаблей, а также вертостата (синтез аэростатического аппарата с вертолётными движителями).

Другим направлением деятельности предприятия является переоборудование серийных самолетов (более 40 лет). Решение сложнейших технических проблем и накопленный опыт позволяет обществу оставаться одним из головных исполнителей Гособоронзаказа по госконтрактам с Министерством обороны. За это время специалистами предприятия обеспечено переоборудование различных самолётов в самолеты-ретрансляторы, воздушные пункты управления, самолёты-лаборатории и другие воздушные платформы с проведением летно-конструкторских, государственных испытаний и их летной эксплуатации.

На предприятии выполняется большой объем работ связанных с проектно-конструкторскими и производственными работами по созданию испытательного оборудования для опытных образцов самолётов, стендов и экспериментальных установок для ЛА разработки предприятий ОАО "ОАК".

Организация и проведение международных научно-исследовательских полётов по изучению параметров верхних слоев атмосферы с использованием модифицированного самолёта М-55 "Геофизика", а также проведение аэрофотосъёмочных работ на базе самолёта М-101Т "Гжель".

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

С 1995г. ЭМЗ им. В.М. Мясищева участвует в международных программах изучения атмосферы (характеристики воздушных масс на разных высотах, состояние озонового слоя, физика образования грозовых аномалий, параметры высотных облачных образований, проблемы изменения климата, валидация спутниковых измерений) до высоты 20 км. В программах задействован дозвуковой высотный самолёт разведчик М-17РМ, модифицированный в вариант исследовательской воздушной платформы М-55 "Геофизика". Лётно-технические характеристики самолёта позволяют разместить на борту 2000 кг научной аппаратуры и создать ряд внешних обтекателей в качестве приборных отсеков.

Участие в объединениях

Объединенная авиастроительная корпорация

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАО "ОАК") создано в соответствии с указом Президента РФ от 20 февраля 2006 г. №140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация". Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО "Корпорация "Иркут". Приоритетными направлениями деятельности ОАО "ОАК" и входящих в Корпорацию компаний, являются: разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.
Предприятий в группе: 19
 

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.
Предприятий в группе: 60
 
 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева вносились: 24.02.2016. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».