Справочник

 
 

Смоленский авиационный завод

Организационно-правовая форма: Акционерное общество
Сокращенное наименование: АО "СмАЗ"
Официальное наименование на английском: JOINT-STOCK COMPANY "SMOLENSK AIRCRAFT PLANT"

 

Сфера деятельности

Основные направления деятельности:
- серийное производство изделий, разработанных на предприятиях, входящих в Корпорацию "Тактическое ракетное вооружение"
- изготовление по индивидуальным заказам самолетов ЯК-18Т, СМ-92Т в различных модификациях

Контактные лица

Генеральный директор - Никольский Сергей Григорьевич

Проекты

- Производство легкого многоцелевого самолета СМ-92Т
- Производство учебно-тренировочного самолета Як-18Т

Сертификаты и лицензии:

- Лицензия № 11757-АТ от 27.09.2012 "Производство авиационной техники; модернизация, модификация изделий при производстве авиационной техники; капитальный ремонт авиационной техники; средний ремонт, текущий ремонт авиационной техники (ЕКПС 1510, 1550, 1560, 6910, 1730)"; выдана Министерством промышленности и торговли РФ
- Лицензия № 002461 от 16.08.2012 ВВТ-ПРУ "Производство и реализация вооружения и военной техники; ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники"; выдана Федеральной службой по оборонному заказу
- Сертификат соответствия №ВР05.1.6843-2013 от 09.12.2013 системы менеджмента качества, выдан органом по сертификации систем менеджмента качества "СОЮЗСЕРТ";
- Свидетельство № ОП 116-ПВС от 11.09.2015 об одобрении производства самолетов ЯК-18Т, СМ-92Т "Турбо-Финист", выдано Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета
- Сертификат типа № СТ294-СМ- 92Т от 18.12.2008, выдан Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета

Историческая справка:

Идея организации в Смоленске авиазавода принадлежит М. Н. Тухачевскому. Будучи командующим войсками Западного фронта, он в письме от 12 апреля 1923 года просит Смоленский Губисполком оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским № 2, которые будут развернуты в авиационный завод. В 1924-1925 годах управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 года началось строительство, которое велось под руководством А. Д. Муратова. В течение 1925-1926 годов были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. Первым управляющим завода был назначен М. В. Бавтуто.
8 ноября 1926 года состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолетов и двигателей. Начальник Промвоздуха на заседании бюро ячейки ВКП(б) завода в июле 1927 года говорил: "Ремонтирует самолеты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов". Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолетов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолеты Р-1, И-2, И-3, Р-5, Р-6, ТБ-1, моторы М-5, М-11, М-17 и М-34.
1 июня 1928 года Ремонтно-авиационный завод № 3 был переименован в Завод № 35. 28 мая 1934 года приказом по Главному авиационному управлению Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 им.
Менжинского на завод № 35 было переведено Бюро особых конструкций (БОК), основным направлением работ которого, было создание летательных аппаратов для стратосферных и сверхдальних полетов. Главным конструктором завода № 35 был утвержден В. А. Чижевский.
Первой работой Бюро Особых Конструкций завода № 35 стала модернизация гондолы от стратостата СССР-1 с целью ее использования на стратостате СССР-1бис, совершившем полет 26 июня 1935 года. В дальнейшем, в Смоленске были разработаны и построены первый в СССР стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолет схемы "летающее крыло" БОК-5, экспериментальный высотный самолет БОК-7, рекордный самолет БОК-15 для кругосветного перелета, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3.
Для ознакомления с экспериментальными самолетами и их испытаний на завод приезжают прославленные летчики: В. П. Чкалов, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин, А. В. Беляков.
В феврале 1938 года БОК переводится из Смоленска в Подлипки Московской обл. и вводится в состав КБ-29.
Зимой 1937-1938 годов заводу было поручено изготовить несколько экземпляров облегченного варианта серийного самолета Р-5 для снятия с дрейфующих льдов группы И. Д. Папанина. В составе экспедиции на ледоколе "Таймыр" находился обеспечивавший эксплуатацию приспособленных для арктических полетов Р-5 сборщик-механик М. А. Елисеев. В связи с этим в апреле 1938 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, став первым орденоносцем среди смоленских авиастроителей.
В 1938-1939 годах завод освоил ремонт самолетов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25. В 1939-1941 годах на заводе велась подготовка производства к крупносерийному выпуску новейших для того времени самолетов Ил-2, но начавшаяся война сорвала эти планы. Фронт быстро приближался к Смоленску, и завод был эвакуирован. Уже 7 июля 1941 года первая часть эвакуированных работников была зачислена в штат строившегося в г. Куйбышеве завода № 122. Смоляне составили 90% квалифицированной рабочей силы нового предприятия. Полностью вывезенные с завода № 35, оборудование и оснастка по Ил-2 позволили практически в чистом поле приступить к выпуску боевых самолетов. В октябре 1941 года коллективы заводов № 35 и № 122 вошли в состав завода № 1, эвакуированного из Москвы (ныне самарский завод "Прогресс").
Более 500 работников завода ушли на фронт, многие работали в авиаремонтных полевых бригадах, некоторые выполняли задания в тылу врага.
25 сентября 1943 года советские войска освободили Смоленск. Завод был разрушен до основания: из 23-х крупных производственных зданий не осталось ни одного, общий ущерб составил 46 млн. руб. Благодаря инициативе директора завода М. А. Филатова, 03 февраля 1944 года вышло постановление ГКО, а 10 марта 1944 года издан Приказ № 181 НКАП об организации на базе бывшего самолетостроительного завода № 35 в Смоленске завода по ремонту самолетов и моторов. Уже весной 1944 года под открытым небом был налажен ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт.
В 1946-1947 годах освоен ремонт самолетов Як-3, Як-9, Як-11 (за 3 послевоенных года отремонтировано около 400 машин), проводятся работы по переоборудованию в сельскохозяйственный вариант самолетов По-2.
После окончания войны ремонт самолетов и моторов сокращается и полностью прекращается в 1949г. Завод приступает к выпуску аэродромного оборудования: лестниц-стремянок, самолетных колодок, подъемников, бензообогревателей, привязных ремней пилота, уголковых отражателей, лыж и запчастей к самолету По-2. Выпускаются большими партиями стартовые тележки для запуска реактивных двигателей (в 1950-65 г.г. поставлено более 6000 комплектов), специальные кузова на базе ЗИС-150 для прожекторных установок ЛУЧ-1 (в 1950г. выпущено 60 комплектов), установки для проверки гидросистем самолетов, бомбовые тележки. Возвращение из эвакуации квалифицированных рабочих и специалистов, восстановление цехов и оснащение завода позволили выполнить задание по выпуску планеров А-2 (в 1949-51 г.г. выпущено более 200 шт.) и ВА-3/48, планеров-мишеней ПМ конструкции Г. И. Бакшаева.
Приказом МАП № 352 от 03 июня 1954 года заводу было дано новое ответственное задание, которое в дальнейшем определило его профиль.
В 1954 году создаются новые цеха: плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный. В 1956 году завод достиг довоенного уровня выпуска продукции.
В 1960 году на заводе организуется специализированное электротехническое производство - выпускаются автоматические установки и наземные комплексы, системы электропитания и автоматического контроля, счетно-решающие устройства. В дальнейшем оно выделилось в самостоятельное предприятие (завод "Измеритель").
Завод участвовал в подготовке производства и изготовлении агрегатов самолета Ил-62. В Смоленске была выпущена опытная партия крыльев и оперения для Як-36.
С 1965 года завод осваивает серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолета Як-40. В 1966-1968 годах для северных районов СССР были выпущены аэросани-амфибии разработки ОКБ А. Н. Туполева, поставлявшиеся и на экспорт (в Финляндию).
С 1967 года на заводе налажено массовое производство сувенирной продукции (нагрудных знаков, юбилейных медалей и т.п.).
В отдельные годы объем выпуска превышал 1 млн. шт. За освоение выпуска новой техники и перевыполнение заданий восьмой пятилетки Смоленский авиационный завод в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1972 году завод в сжатые сроки произвел подготовку и запуск в производство самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973 года. До 1983 года было выпущено более 500 машин, эксплуатировавшихся всеми летными училищами Гражданской авиации СССР.
В 1973-1974 годах изготовлена опытная партия крыльев для спортивно-пилотажного самолета Як-50. В 1975 году в честь XXV съезда КПСС коллектив завода досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для самолета Як-42. Первый предсерийный самолет взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода 26 октября 1976 года.
До 1982 года завод выпускал как готовые Як-42, так и комплекты консолей крыла, поставлявшиеся в рамках сложившейся кооперации на Саратовский авиационный завод. Затем в Смоленске было сосредоточено только производство консолей крыльев и воздушных каналов среднего двигателя для Як-42.
Начиная с 1980 года, на заводе разворачивается изготовление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического самолета "Буран".
В 1984 году начинается подготовка производства к выпуску высотного самолета М-55 "Геофизика", разработанного ЭМЗ им. Мясищева. Первый полет М-55 состоялся в 16 августа 1988 году.
В 1992 году на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объемом топливных баков под заправку 6 т. топлива. В рамках конверсии налажено производство автоматизированных настилочных комплексов "Комета" и мерильно-браковочных машин МК-001РС для легкой и текстильной промышленности.
В 1993 году для поставки на экспорт возобновлено производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия легкомоторных самолетов Як-112 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева.
28 декабря 1993 года в Смоленске совершил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 "Финист", разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На заводе развернуто его серийное производство. В 1995 году изготовлен патрульный вариант СМ-92П для ФПС РФ.
В 1995 году был выпущен опытный самолет СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т. Завод принял участие в изготовлении первого опытного самолета Як-130, взлетевшего 26 апреля 1996 года.
С 1996 года производится комплексная доработка самолетов Як-40 в административный вариант, включающая в себя установку радиооборудования для полетов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями.
В 2000 году создан совместно с ОКБ "Сухого" сельскохозяйственный самолет СУ-38.
В мае 2000 года возобновлено изготовление товаров народного потребления. Производится оборудование для легкой промышленности, широкий ассортимент складной металлической мебели и товаров для рыбалки.
В 2002 году завод принимает участие в программах "Як-130" и "ТУ-154М" по изготовлению законцовок крыла.
6 марта 2002 года первый полет совершает СМ-92Т "Турбо-Финист" - семиместный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на региональных авиалиниях, для патрулирования, тренировки парашютистов.
В 2003 году ОАО "СмАЗ" представил на авиасалоне МАКС-2003 семейство новых самолетов, изготовленных по разработке
ООО "НКФ "Техноавиа" (главный конструктор – В.П. Кондратьев): СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т "Турбо-Финист".
В мае 2004 года Указом Президента РФ предприятие включено в состав ОАО "Корпорация "Тактическое вооружение".
Летом 2004 года проведены испытания шестиместного гидросамолета СМ-92 на поплавковом шасси, обеспечивающем посадку на воду, и СМ-92 – амфибийный вариант, обеспечивающем посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки.
Сентябрь 2004 года – завод принимает участие в Гидроавиасалоне- 2004.
В декабре 2004 года Смоленский авиационный завод участвует в III Международном Сибирском авиационно-космическом салоне "САКС-2004", где представляет направление легкой авиации.
В 2006 году ОАО "СмАЗ" выиграло конкурс на производство самолетов первоначального обучения, были заключены контракты на поставку самолетов Як-18Т 36 серии летным училищам гражданской авиации (изготовлено 60 и модернизировано 11 самолетов).
18 декабря 2008 года самолет СМ-92Т сертифицирован для пассажирских перевозок, получен сертификат типа Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) № СТ294-СМ-92Т).
26 мая 2009 года создано совместное российско-чешское предприятие "CONSUL GROUP OF COMPANIES S.R.O" с участием фирмы "Orbis Avia", Чехия.
За постоянное участие в Международном авиационно-космическом салоне "МАКС" в 2013 году ОАО "СмАЗ" награждено дипломом и юбилейной медалью "МАКС 20 лет".
В настоящее время предприятие продолжает работу по развитию малой авиации и обеспечению государственного оборонного заказа.

Участие в объединениях

Союз авиапроизводителей

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.
Предприятий в группе: 60
 

Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Корпорация создана в рамках реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" и указа президента РФ №84 от 24.01.2002 г. Корпорация, как интегрированная структура, была образована преобразованием федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный центр "Звезда-Стрела" (г. Королев) в открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" и передачи в его уставной капитал акций ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса, в основном, участвующих в производственной кооперации. Регистрация корпорации завершилась в марте 2003 г. Стратегической целью создания объединения стало сохранение и развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение обороноспособности государства, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, усиления позиций России на мировом рынке вооружений.
Предприятий в группе: 5
 
 
 

Изменения в сведения об авиапредприятии Смоленский авиационный завод вносились: 27.05.2016. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».