О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рассуждения о сроках окупаемости - упрощенный подход"

О причинах продажи акций "Волга-Днепра" и "Атлант-Союза" и о том, куда будут направлены полученные деньги, рассказывает председатель совета директоров "Каскола" С. Недорослев

В конце прошлого года группа компаний "Каскол" объявила о выходе из состава акционеров авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Атлант-Союз". Сделки с покупателями этих активов еще не завершены, но "точка невозврата", по словам председателя совета директоров и совладельца "Каскола" Сергея Недорослева, уже пройдена. О причинах продажи активов и о том, куда направит полученные деньги, он рассказал обозревателю "Бизнеса" Ирине Русановой.

- Почему "Каскол" решил продать акции авиакомпании "Волга-Днепр" именно сейчас?

- Покупая акции "Волги-Днепра", мы считали, что компания недооценена и имеет перспективу роста. Но "Каскол" изначально планировал пробыть акционером "Волги-Днепра" три-четыре года, а потом реализовать свой пакет через IPO. Прошло пять лет, и IPO решено было отложить. Ну а поскольку мы не планировали так долго оставаться акционерами, мы провели private placement. Возможно, если бы мы подождали еще года два до IPO, то дороже продали бы свои акции.

- "Каскол" заработал на "Волге-Днепре"?

- Компания росла хорошо. Все пять лет мы активно работали в совете директоров, способствовали ее росту. В этом смысле участие в "Волге-Днепре" для нас было удачным.

- Сколько сейчас стоит компания?

- Поскольку "Волга-Днепр" до сих пор закрытое акционерное общество, все оценки компании очень субъективны. Кто-то оценивает ее в $100 млн, кто-то - в $500 млн. Я же воздержусь от оценок.

- Зачем "Каскол" наращивал свой пакет в "Волге-Днепре" с 16% до 48,9% и тем самым нарушил соглашение с менеджментом о том, что доля "Каскола" в компании должна быть меньше менеджерского пакета на 1%?

- А почему менеджмент согласовывал нам каждую покупку акций, в том числе и ту, после которой наш пакет стал больше менеджерского, а теперь выясняется, что мы нарушили соглашение с менеджментом? Так вот, соглашение мы не нарушали. Существенным условием того соглашения было невмешательство "Каскола" в управление компанией. И это условие мы строго соблюдали. Именно поэтому менеджмент согласовывал нам все покупки акций.

- Если менеджмент был не против увеличения пакета "Каскола" в "Волге-Днепре", почему тогда со счетов компании "Волга-Днепр-Каскол-Инвест" было списано в пользу менеджмента 16% акций "Волги-Днепра"?

- Когда у одного из руководителей компании арестовали часть пакета (по иску супруги Алексея Исайкина Лидии арестовано 6,4% принадлежащих лично Исайкину акций "Волги-Днепра". - "Бизнес"), менеджмент, видимо, побоялся потерять контроль в компании и вспомнил: а вот "Каскол" обещал несколько лет назад, что у него будет на 1% меньше. Когда соглашение действовало, мы его соблюдали. Но ведь когда появлялись желающие продать акции "Волги-Днепра", у менеджмента не было денег на их покупку. А у нас были деньги, и мы покупали акции, повторюсь - с согласил менеджмента "Волги-Днепра". Сам же менеджмент нарушил другие договоренности - с IFC - о том, что "Каскол" и менеджмент продают IFC акции "Волги-Днепра", оставив у себя по 45%. Кстати, структуры, покупающие у "Каскола" акции "Волги-Днепра", были согласны с этой схемой.

- Но если бы вы "отбили" списанные акции, то весь пакет смогли бы продать дороже, чем 33,88% акций "Волги-Днепра" и спорные права на списанные 16%?

- Да, нужно откровенно сказать, что на неожиданных для нас действиях Алексея Ивановича Исайкина мы существенно потеряли в тех деньгах, которые могли бы получить за весь пакет. Но раз у нас на тот момент уже существовали договоренности с покупателем, сделку мы завершили.

- В итоге продали с большим дисконтом?

- Это детали нашего с покупателем соглашения, которые я не хочу раскрывать. Если менеджмент компании с точки зрения рынка действует неадекватно, то своими действиями вызывает недоверие, в результате чего, безусловно, капитализация компании падает. Поэтому, естественно, капитализация нашего пакета с момента начала переговоров упала. Другими словами, одной рукой Исайкин развивает компанию, но другой рукой совершает неадекватные действия по отношению к акционерам, которые разрушают инвестиционную привлекательность "Волги-Днепра".

- А из состава акционеров "Атлант-Союза" почему вышли так быстро? Ведь "Каскол" купил акции авиакомпании только в начале этого года.

- "Каскол" пришел в "Атлант-Союз" по приглашению правительства Москвы и лично Валерия Меницкого (председателя совета директоров "Атлант-Союза". - "Бизнес"). На сегодня мы выполнили свои задачи в "Атлант-Союзе". С нашим участием был сформирован новый менеджмент авиакомпании. "Атлант-Союз" возглавил Владимир Давыдов - работящий и талантливый менеджер из "Волги-Днепра", который способен выстроить систему пассажирских перевозок. При нас же был подготовлен план развития "Атлант-Союза". А "Каскол" же ведет и другие проекты, на которые нужны дополнительные средства.

- Деньги от продажи акций "Волги-Днепра" и "Атлант-Союза" направите на проект авиатакси (подробнее об этом в номере от 30 января. - "Бизнес"). Раз у "Каскола" есть средства для инвестиций в этот проект авиатакси, зачем потребовалось привлекать $15 млн от IFC?

- Сегодня мы могли бы обойтись без денег IFC, это не вопрос: "Каскол" и "Промышленные инвесторы" - серьезные компании и в случае необходимости могли бы справиться с проектом самостоятельно. Но IFC входит в структуру Всемирного банка, и ее участие в каком бы то ни было проекте престижно. Посмотрите, какие высокие требования предъявляются к проектам, которые IFC соглашается финансировать. И поскольку совет директоров корпорации одобрил выделение $15 млн "Авиа Менеджмент Групп", значит, IFC верит в наш проект. Мы безмерно гордились тем, что IFC была кредитором "Волги-Днепра". Ко всему прочему, средства от IFC длиннее и дешевле существующих в России предложений. Проект будет расширяться, поэтому важно, чтобы в нем участвовала такая солидная организация, как IFC.

- Каковы сроки окупаемости этого проекта?

- Мы закладываем 56 месяцев. Но рассуждения о сроках окупаемости - слишком упрощенный подход. Высококапитализированные компании вообще никогда не окупались и не собирались этого делать. Инвестиционный горизонт гораздо дальше, чем окупаемость на сегодня. Это уличная палатка утром открывается и к вечеру уже окупилась. Но ведь никто ее не рассматривает как серьезный бизнес, потому что у нее нет инвестиционного горизонта. А вот какая-нибудь серьезная сеть магазинов может быть убыточной, не приносить прибыли, а стоит она уже, предположим, миллиард рублей. Вот и здесь: мы не собираемся приобретать самолеты, чтобы подороже продать их пассажирам, самый главный для нас критерий успеха проекта - высокая стоимость компании.

- Реализацию проекта вы начинаете с таких маршрутов, как Казань - Москва, Санкт-Петербург - Москва, Самара - Москва, которые традиционно обслуживаются классическими перевозчиками. Как будете конкурировать с ними?

- Мы провели большое маркетинговое исследование. Мы наметили около 208 пар городов, 114 из них - приоритеты. Нас сдерживают только возможности поставки самолетов. Можно, конечно, сразу начать летать из каких-то экзотических мест в другие экзотические места. Но отладку системы лучше проводить на уже отработанных, знакомых пассажирам маршрутах. К тому же в последующем мы будем не конкурировать с большими авиакомпаниями, такими как "Аэрофлот", "КрасЭйр", "ЮТэйр", "Сибирь", а наоборот - работать на них, подвозя небольшими самолетами к их рейсам пассажиров из мест, откуда никогда не будут открыты рейсы в Москву и за границу.

- Нижегородский авиазавод "Сокол", акционером которого является "Каскол", войдет состав создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации (OAK). У вас есть гарантии того, что в результате этого производство M101T не прекратится и, соответственно, не поставит под угрозу проект авиатакси?

- Создание OAK направлено на интеграцию российских авиастроительных предприятий с целью оптимизации всех происходящих на них процессов, а также устранения дублирования производства, технологических процессов и проектов. Мы не боимся того, что производство M101T на "Соколе" будет приостановлено после вхождения завода в OAK, потому что проект успешен. Гарантии в этой ситуации обеспечиваются не чьим-то словом, а проектом. Никто не закроет успешный проект, по которому завод обеспечен заказами на три года вперед, следовательно, он будет жить. Завод получит от OAK загрузку по другим направлениям, что выгодно "Касколу" как акционеру.

- Чем объясняется интерес "Каскола" к предприятиям космической промышленности - РКК "Энергия" и "Энергомашу"?

- В авиастроении мы свои ниши нашли, структурировали активы, у нас ведь были пакеты в различных авиапредприятиях. Сейчас считаем, что в данный момент российский космос - это перспективное направление, несправедливо обойденное вниманием инвесторов. Для государственно-частного партнерства тут есть место. Не исключаю, что в дальнейшем, если не разочаруемся в инвестициях в российские предприятия космической промышленности, мы будем увеличивать свое присутствие в этом сегменте. Но пока не готов обсуждать это предметно, поскольку мы еще только присматриваемся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка