О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Земные радости

В международном аэропорту "Домодедово" будут внедрены сразу несколько суперсовременных технологий

Авиапутешествие - это не только перелет. И до, и после того, как взмыть в облака, пассажир находится в аэропорту, и от аэропортовых служб во многом зависит, вылетит ли самолет вовремя, как сложится судьба багажа, в конце концов, будете ли вы вовремя на посадке и в каком настроении зайдете на борт. Чтобы сделать пребывание путешественников на земле более приятным и полезным, специалисты разработали немало полезных технологий. Ощутить преимущества таковых на практике пассажиры "Домодедово" смогут уже в предстоящем летнем сезоне.

Прежде всего, принципиально изменится принцип управления аэровокзальным комплексом. Начнет работу высокотехнологичная компьютерная система Enterprise Building Integrator, которая при помощи специального программного обеспечения будет контролировать работу всех структур здания аэропорта -более 26 тыс. точек, начиная от лифтов и вытяжных установок и заканчивая телескопическими трапами. Иными словами, микропроцессоры будут ежечасно заботиться о том, чтобы пассажирам было тепло, свежо и светло, в туалетах и душевых всегда была горячая и холодная вода и т.д. Например, если на улице повысится или понизится температура воздуха, "умная" машина тут же подаст сигнал на вентиляционные установки - и изменит скорость их работы в нужную сторону; а в зависимости от времени суток и количества пассажиров в той или иной зоне аэропорта автоматически будет изменяться его внутреннее освещение. Помимо комфорта, такая система даст возможность снизить энергозатраты - а ведь из подобных статей расхода складывается в конечном счете сумма аэропортового сбора, которая, соответственно, сказывается на цене авиабилета.

Первым делом - самолеты

Кто из нас не сталкивался с ситуацией: рейс объявили, вы уже в "стерильной" зоне, а приглашать к трапу самолета все не спешат. Или: перед выездом в аэропорт вы заглядываете на табло в Интернете, видите нужное время вылета, а по приезде неожиданно выясняется, что рейс задерживается "по техническим причинам". Из-за чего такое происходит - если погода летная и с самолетом все в порядке? Дело в том, что в России, в отличие от большинства зарубежных стран, не существует принципа "открытого неба". Воздушное пространство контролируется военными, а для гражданских судов выделены специальные воздушные коридоры. Если движение в воздухе по каким-либо причинам вдруг ограничивается - и экипажу, и пассажиру приходится ждать. Новая технология обслуживания воздушного движения, которая будет введена в "Домодедово", призвана свести подобные неожиданности к минимуму. Информация обо всех ограничениях автоматически поступает в аэродромный диспетчерский пункт, в результате чего диспетчер получает возможность оперативно принять решение о вылете, а процесс предполетной подготовки экипажа автоматизируется и, соответственно, ускоряется.

Нередко рейсы задерживаются и из-за перегруженности аэродрома - ведь на летном поле тоже есть свои "часыпик". Чтобы избежать накладок, в работу включится система SafeDock, благодаря которой вся информация о посадке (наведение по азимуту, расстояние до места остановки, тип самолета, запланированные и активные рейсы на территории аэродрома и т.д.) будет автоматически высвечиваться как на дисплее пилотов, так и на экране наземного оператора. Это позволит более эффективно позиционировать движение самолетов к стоянкам, а значит - обеспечить бесперебойную работу аэропорта, своевременные услуги регистрации, посадки и перелета для пассажиров.

Объявляется посадка

Итак, вы прибыли в аэропорт, сдали багаж и теперь гуляете по магазинам и ресторанам в ожидании посадки. В таком деле главное - не пропустить нужное объявление, ведь время и место вылета могут измениться. Пассажирам "Домодедово" не придется напрягать уши: с марта в аэропорту начнется процесс автоматизации подачи речевых объявлений. Новая система информирования о состоянии рейсов позволит подавать одновременно несколько объявлений в разные зоны аэропорта (например, на стойках регистрации или выходах на посадку), которые удовлетворяли бы конкретным требованиям каждой авиакомпании, улучшит акустические характеристики (то есть сделает звуковую информацию более слышимой и внятной), а главное - повысит точность и оперативность подаваемой информации. Такая система может работать в ручном режиме (когда диктор выбирает необходимое объявление из списка и задает его параметры), полуавтоматическом (объявление формируется автоматически, но перед выходом подтверждается диктором), а также полностью "на автомате" - когда из базы данных аэропорта формируется оперативная полетная информация, и на ее основе собираются речевые объявления (причем не только на русском и английском, но и на других языках).

Надо отметить, что подобными многофункциональными системами могут похвастаться далеко не все мировые аэропорты - например, в амстердамском Schiphol практикуется лишь автоматический вариант, в питерском "Пулково" -полуавтоматическая подача, а аэропорт Франкфурта-на-Майне работает только по командам оператора.

Чемоданы навынос

Но вот "воздушные" треволнения уже позади, вы успешно приземлились и теперь главная задача - получить в целости и сохранности багаж. В этом пассажирам "Домодедово" поможет новая система согласования багажа BRS - (Baggage Reconciliation System). Ввести ее в эксплуатацию планируют к июню. Уникальность системы заключается в том, что она автоматически сортирует багаж по штрихкодам, отслеживает его движение с момента регистрации на рейс до отправления, записывает данные багажа по мере того, как он загружается в багажный отсек. BRS позволяет убедиться, что пассажир и его чемодан следуют одним самолетом, а в случае возникновения нестандартных ситуаций - отказа пассажира от полета, опоздания на посадку, снятия пассажира с рейса или др. - поможет быстро определить данный багаж и выгрузить его из самолета. Встроенный в систему томограф контролирует безопасность содержимого чемоданов.

Кроме того, система подключена к глобальной сети BRS, которая обеспечивает связь между различными аэропортами и позволяет произвести быстрый поиск на месте прибытия в случае отправки багажа по ошибочному маршруту. Правда, специалисты утверждают, что такого рода ошибки будут теперь практически исключены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка