Российская газета
28 апреля 2006, 13:58
Разбор перед полетом
Авиапром обеспокоен выходом на рынок государства в качестве главного игрока
На "круглом столе" "Гражданская авиация России: реальный спрос и предложения" собрались представители крупнейших авиастроительных предприятий, авиакомпаний, законодательной и исполнительной власти, чтобы обсудить, что ожидает отрасль. Первое слово взяли авиакомпании, вынужденные сейчас обновлять доставшиеся им в наследство от советских времен самолеты, уже давно выработавшие свой ресурс. Они стоят перед выбором: покупать новые машины за границей или у российских авиастроителей? Импортные дороже, но зато экономичнее: наши Ил-96, например, за час сжигают 8 тонн керосина, а того же класса "Боинги" - всего 5 тонн. Учитывая, что стоимость топлива в цене билета уже перевалила за 50 процентов, рачительные хозяева предпочли бы заплатить за самолет больше сегодня, чем волноваться, как бы пассажир не ушел к конкуренту. К тому же самолет за границей можно купить не новый: поношенный обойдется намного дешевле.
Но как же тогда быть с отечественным авиапромом? Чтобы его поддержать, государство недавно так повысило ввозные пошлины на импортные самолеты, что, кажется, не оставило выбора авиакомпаниям. А вот на импортное технологическое оборудование уже в мае может быть принято решение об обнулении пошлин. Авиастроители, одобрив такую помощь государства, отметили, что все это разовые мероприятия, а глобальной стратегии в отношении авиапрома у него нет.
К тому же сейчас срочной замены требуют 200-300 российских самолетов. Но это, заметим, не та задача, ради которой существует собственная промышленность в авиационных державах. Значит, их производство надо ориентировать не столько на внутренний, сколько на внешний рынок: авиапром должен выдавать конкурентоспособный продукт. А каким он будет в результате всех усилий государства и бизнеса - большой вопрос.
Комментарий
Валерий Воскобойников, заместитель директора департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго:
- Стратегия развития авиапрома есть, и принята она до 2015 года. В соответствии с ней, в частности, сейчас заканчивается разработка самого массового и востребованного регионального российского самолета RRJ вместимостью 130-170 пассажиров. На подходе еще одна разработка новой машины. Правда, обе они рассчитаны на небольшие расстояния, а вот что касается отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, то до 2015 года мы, к сожалению, не планируем даже его разработку, потому что на нее не хватает ресурсов. В этом классе авиакомпаниям и в дальнейшем придется покупать зарубежные машины. К тому же сейчас создается "Объединенная авиастроительная корпорация", в которой будут объединены активы и сконцентрированы все ресурсы.
Однако построить - это еще полдела, надо еще уметь продать продукцию. И другое важнейшее положение стратегии - развитие лизинговых продаж. Для этого из федерального бюджета выделяются деньги, которые передаются в уставный капитал лизинговых компаний. Увеличивая их капитализацию, мы получаем более инвестиционно привлекательную структуру для дополнительных источников финансирования: кредитов и займов. В результате на каждый рубль из федерального бюджета они привлекают еще три рубля от инвесторов. Чтобы это случилось, мы предполагаем за три года увеличить финансовую поддержку лизинговых компаний из федерального бюджета с 330 миллионов до 1, 5 миллиарда долларов в год.
А что касается импортной техники, то я бы не сказал, что она дешевле нашей, в том числе и в обслуживании. Если новые российские самолеты сравнивать с последним поколением зарубежных, то о дешевизне западных даже говорить не приходится. "Аэрофлот", например, сейчас делает ставку на Boeing 787 и А350, цена которых, по предварительным данным, будет составлять порядка 150 миллионов долларов. А это в три раза дороже, чем стоит Ил-96. Но сейчас чаще сравнивают наши последние разработки с импортным "секонд-хендом". Тут российским лизинговым компаниям действительно очень трудно конкурировать с западными продавцами. Только зачем же нам переоснащаться "секонд-хендом"?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево