О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разбор перед полетом

Авиапром обеспокоен выходом на рынок государства в качестве главного игрока

Образование "Объединенной авиастроительной корпорации" и намерение создать "мегаперевозчика" на внутреннем рынке ясно обозначили приоритеты власти. Однако перспектива резкого усиления государственного влияния в отрасли обрадовала не всех ее игроков.

На "круглом столе" "Гражданская авиация России: реальный спрос и предложения" собрались представители крупнейших авиастроительных предприятий, авиакомпаний, законодательной и исполнительной власти, чтобы обсудить, что ожидает отрасль. Первое слово взяли авиакомпании, вынужденные сейчас обновлять доставшиеся им в наследство от советских времен самолеты, уже давно выработавшие свой ресурс. Они стоят перед выбором: покупать новые машины за границей или у российских авиастроителей? Импортные дороже, но зато экономичнее: наши Ил-96, например, за час сжигают 8 тонн керосина, а того же класса "Боинги" - всего 5 тонн. Учитывая, что стоимость топлива в цене билета уже перевалила за 50 процентов, рачительные хозяева предпочли бы заплатить за самолет больше сегодня, чем волноваться, как бы пассажир не ушел к конкуренту. К тому же самолет за границей можно купить не новый: поношенный обойдется намного дешевле.

Но как же тогда быть с отечественным авиапромом? Чтобы его поддержать, государство недавно так повысило ввозные пошлины на импортные самолеты, что, кажется, не оставило выбора авиакомпаниям. А вот на импортное технологическое оборудование уже в мае может быть принято решение об обнулении пошлин. Авиастроители, одобрив такую помощь государства, отметили, что все это разовые мероприятия, а глобальной стратегии в отношении авиапрома у него нет.

К тому же сейчас срочной замены требуют 200-300 российских самолетов. Но это, заметим, не та задача, ради которой существует собственная промышленность в авиационных державах. Значит, их производство надо ориентировать не столько на внутренний, сколько на внешний рынок: авиапром должен выдавать конкурентоспособный продукт. А каким он будет в результате всех усилий государства и бизнеса - большой вопрос.

Комментарий

Валерий Воскобойников, заместитель директора департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго:

- Стратегия развития авиапрома есть, и принята она до 2015 года. В соответствии с ней, в частности, сейчас заканчивается разработка самого массового и востребованного регионального российского самолета RRJ вместимостью 130-170 пассажиров. На подходе еще одна разработка новой машины. Правда, обе они рассчитаны на небольшие расстояния, а вот что касается отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, то до 2015 года мы, к сожалению, не планируем даже его разработку, потому что на нее не хватает ресурсов. В этом классе авиакомпаниям и в дальнейшем придется покупать зарубежные машины. К тому же сейчас создается "Объединенная авиастроительная корпорация", в которой будут объединены активы и сконцентрированы все ресурсы.

Однако построить - это еще полдела, надо еще уметь продать продукцию. И другое важнейшее положение стратегии - развитие лизинговых продаж. Для этого из федерального бюджета выделяются деньги, которые передаются в уставный капитал лизинговых компаний. Увеличивая их капитализацию, мы получаем более инвестиционно привлекательную структуру для дополнительных источников финансирования: кредитов и займов. В результате на каждый рубль из федерального бюджета они привлекают еще три рубля от инвесторов. Чтобы это случилось, мы предполагаем за три года увеличить финансовую поддержку лизинговых компаний из федерального бюджета с 330 миллионов до 1, 5 миллиарда долларов в год.

А что касается импортной техники, то я бы не сказал, что она дешевле нашей, в том числе и в обслуживании. Если новые российские самолеты сравнивать с последним поколением зарубежных, то о дешевизне западных даже говорить не приходится. "Аэрофлот", например, сейчас делает ставку на Boeing 787 и А350, цена которых, по предварительным данным, будет составлять порядка 150 миллионов долларов. А это в три раза дороже, чем стоит Ил-96. Но сейчас чаще сравнивают наши последние разработки с импортным "секонд-хендом". Тут российским лизинговым компаниям действительно очень трудно конкурировать с западными продавцами. Только зачем же нам переоснащаться "секонд-хендом"?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка