О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Honda полетит в небеса

Компания Honda объявила, что начинает серийное производство сверхмалых самолетов - HondaJet. Эксперты говорят, что компания может занять очень перспективный сегмент рынка, но на это потребуется время

Компания Honda продолжает осваивать новые высокотехнологичные области. На днях она объявила, что начинает серийное производство сверхмалых самолетов - HondaJet. Эксперты говорят, что компания может занять очень перспективный сегмент рынка, но на это потребуется время.

Компанию Honda Motor Co. Ltd. основал в 1948 году Соичиро Хонда. До своей смерти в 1991 году он был ее президентом. На сегодняшний момент предприятие считается третьим в Японии автопроизводителем (после Toyota и Nissan) и мировым лидером в производстве мотоциклов. Honda владеет брендом Acura (люксовые автомобили), ей принадлежит 130 заводов в 29 странах мира, в том числе 13 предприятий в США. Штат компании насчитывает 138 тыс. человек. Выручка в 2005 году составила 80 млрд долл.

Японский автоконцерн Honda выходит на рынок малой авиации. На днях компания объявила, что создаст дочернее предприятие в США, которое будет собирать самолеты HondaJet. Это семиместный турбореактивный самолет, способный совершать полеты на расстояние в 2037 км и развивать скорость до 778 км/ч. Производственная мощность предприятия составит 200 машин в год. Новая дочерняя структура также займется оформлением всех необходимых сертификатов на новый продукт у Федерального управления гражданской авиации США. Самолет сможет получить сертификат типа не ранее чем через три года, но уже в октябре Honda начнет принимать на него заказы. Сколько будет стоить машина, компания сообщит осенью. Сейчас эксперты предполагают, что ее цена составит примерно 4 млн долл. Это дороже, чем аналогичные машины Cessna или Embraer, но эксперты Aircraft Owners and Pilots Association (AOPA) отмечают, что и характеристики у него лучше. По их словам, "HondaJet на 10% быстрее, его салон на 30% просторней, а дальность полета на 40% больше, чем у ближайшего конкурента - Cessna CJI+".

Работа по созданию HondaJet началась в 1986 году. Нынешний президент Honda Коичи Кондо вспоминает, что выйти на авиарынок мечтал еще основатель компании - Соичиро Хонда. "В его решении начать разработки в этой отрасли было больше эмоционального, нежели стратегического", - сказал г-н Кондо в одном из своих интервью. Прототип HondaJet был собран на предприятии компании в Северной Каролине при содействии ученых из университета штата Миссисипи. Турбовентиляторные двигатели для самолета японцы разрабатывали совместно с General Electric (GE). Первый испытательный полет состоялся 3 декабря 2003 года, а мировой дебют - в прошлом году на выставке экспериментальной авиации AirVenture-2005 в Висконсине. "Четыре десятилетия компания Honda мечтала об авиации, и вот теперь мы выходим в новое измерение мобильности", - констатирует Сатоси Тосида, старший управляющий директор Honda Motor Co. Ltd.

По словам аналитиков, Honda занимает очень перспективный рынок. "К сверхлегким бизнесджетам уже несколько лет наблюдается повышенный интерес. Это перспективная ниша, в которой нет однозначных лидеров", - отметил в беседе с RBC daily руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его словам, выйти на рынок магистральных самолетов компаниям, для которых авиация не является профильным видом деятельности, сейчас практически невозможно. "Для такого рывка необходимо аккумулировать слишком большие средства и интеллект. Что же касается маленьких самолетов, там стартовый капитал требуется не очень большой, и втесаться на этот рынок значительно проще", - объясняет эксперт. Сейчас на рынке сверхмалых самолетов работает 12 компаний: Eviation Jets, Nychus Aircraft, Spectrum Aeronautical, Excel-Jet, Adam Aircraft Industries, Aviation Technology Group, Diamond Aircraft Industries, Eclipse Aviation, Epic Aircraft, Honda Motor Co., Cessna и Embraer. По словам эксперта консалтинговой компании AirlineForecasts Вона Кордла, сегмент ожидает "перетряска" и выживут только те, у кого есть ресурсы для ведения конкурентной борьбы, долгая история и умение производить качественный продукт. Такие качества эксперт видит только у компаний Honda, Cessna и Embraer.

Причина, почему HondaJet стартует в США, вполне понятна. Это самый большой рынок частной авиации: лицензию летчика здесь имеют около 500 тыс. человек. Хотя, по прогнозам Федерального управления гражданской авиации США, к 2016 году рынок сверхмалых самолетов составит всего 4,5 тыс. машин, Вон Кордл утверждает, что спрос на HondaJet может в реальности оказаться значительно выше. "Сейчас в частном пользовании граждан США находится 65 тыс. самолетов, и большинство из них старше 20 лет. Скоро придет срок менять эту технику, - рассказывает г-н Кордл RBC daily. - Так что Honda делает стратегически верный ход. К тому же они сотрудничают с GE в производстве двигателей для малых самолетов, а этот бизнес может приносить доходы отдельно от проекта HondaJet". Джон Уолш, эксперт Walsh Aviation, в свою очередь, предупреждает, что развитие рынка займет время. "Сейчас речь идет всего о нескольких сотнях самолетов в год, - сказал он RBC daily. - И Honda придется вкладывать все большие средства в инфраструктуру продаж и обслуживания, при этом получая малую отдачу".

Стоит отметить, что Honda - не единственный автопроизводитель, имеющий отношение к авиации. Созданная в июле 1917 г. компания Bayerische Motoren Werke (BMW) изначально занималась производством авиационных двигателей, но впоследствии переориентировалась на автомобильный рынок. Тем не менее у BMW осталась бело-синяя эмблема, символизирующая пропеллер. Авиадвигатели для винтовых самолетов продолжает делать компания Subaru. Во время Второй мировой войны на мощностях завода Ford в Детройте собирали бомбардировщик B-24, а на Mitsubishi - легендарный истребитель Zero. Сейчас японская компания Mitsubishi Heavy Industries сотрудничает с Boeing, Airbus, Bombardier и планирует разработать первый пассажирский реактивный самолет японского производства. Известной благодаря своим лимузинам компании Rolls-Royce пришлось продать автомобильное подразделение и сконцентрироваться на производстве авиадвигателей....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка