О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет по нижнему коридору

Создание авиатехнопарка, производство легких самолетов для нужд медицины и АПК, организация системы воздушного такси - предполагается решить в ходе реализации программы "Развитие малой авиации на территории Воронежской области"

Создание авиационного технопарка, производство легких самолетов для нужд медицины и АПК, организация в регионе системы воздушного такси - эти и другие задачи предполагается решить в ходе реализации программы "Развитие малой авиации на территории Воронежской области".

Программу с бюджетом более шести миллиардов рублей, рассчитанную на 2007-2011 годы, утвердил региональный координационный совет. По окончании летних парламентских каникул документ будет представлен на рассмотрение в областную думу.

Малая да удалая

Необъятные российские просторы, плохое качество наземных дорог, труднодоступность многих населенных пунктов - одни только эти факторы позволяют сделать вывод, что стране (особенно в стране, находящейся на экономическом подъеме) без малой авиации - никак. Тем более, что воздушное пространство - это тоже в каком-то смысле национальный ресурс, нижний коридор которого (как раз и предназначенный для полетов легких самолетов) сегодня практически не используется. Между тем, в развитых странах более 80 процентов воздушного флота сосредоточено именно в нижнем коридоре. Малая авиация используется, когда необходимо доставить людей или малые грузы в труднодоступные районы. Легкие самолеты незаменимы при наблюдении, патрулировании, при оказании срочной медицинской помощи, для деловых поездок, обучения.

В 70-годы прошлого века парк сводных авиаотрядов в Воронежской области насчитывал около ста самолетов - их силами патрулировали леса, проводили химобработку сельхозугодий, занимались аэрофотосъемкой...

Кстати, многие помнят, что еще лет двадцать назад всего за пять рублей можно было без проблем слетать из Воронежа в тот же Тамбов. Сейчас в регионе наберется от силы 20 реально работающих самолетов. Около 40 взлетно-посадочных площадок для легких летательных аппаратов, расположенных на территории области, практически не используются и находятся в запущенном состоянии. При всем при том, по мнению специалистов, выгодное географическое положение Воронежской области (транзитный узел, связывающий север страны с югом), позволяет говорить о возможности куда более широкого и эффективного использования в регионе малой авиации.

Авиамодельный бизнес

Специалисты, проанализировавшие по заказу областной администрации научно-технический потенциал региона (все предприятия, научно-исследовательские учреждения, так или иначе имеющие отношение к авиационной отрасли), пришли к выводу, что здесь можно реализовать несколько перспективных проектов. Как то: разработка и в дальнейшем производство пяти моделей машин для сельхозавиации, около десяти моделей бизнес-прогулочных самолетов, аэросаней-амфибия, межрегиональных шести-девятиместных самолетов, автожиров (машины, совмещающие функции самолета и вертолета) и прочее.

Предполагается, что разработанная программа будет реализовываться в два этапа. За 2007-2008 годы планируется сформировать инфрастуктуру для производства малой авиации. Речь в первую очередь идет о создании специализированного технопарка и бизнес-инкубатора (своего рода площадка для испытания и внедрения инновационных авиатехнологий). Как сообщил заместитель руководителя областного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям Герман Щукин, Воронежская область прошла первый этап конкурса Минэкономразвития на закупку оборудования для авиатехнопарка. В планах также разработка воздушных внутриобластных и межрегиональных маршрутов, имеющих особое социально-экономическое значение.

В течение второго этапа, рассчитанного на 2009-2011 годы, планируется сначала наладить выпуск экспериментальных образцов, а затем и серийного производства самолетов (ставка при этом делается на внутриобластную кооперацию), а также их реализацию, в том числе за счет использования лизинговых схем. Ну и, конечно, в деле развития малой авиации никак не обойтись без реконструкции и строительства сети аэродромов, сервисной инфраструктуры - одним словом, всего того, что необходимо для налаживания регулярных воздушных рейсов на "региональные"расстояния. Особое внимание идеологи программы уделили сельхозавиации - речь, в частности, идет о создании двух химических эскадрилий для организации аграрных авиаработ в Центральной части и на юге России.

Региональный авиапроект предполагает серьезную господдержку: за счет участия в федеральной целевой программе "Возрождение и развитие малой авиации России"(осенью этого года программа будет рассматриваться на заседании правительства), а также за счет средств областного бюджета. В последнем случае речь, в частности, идет о субсидировании части процентной ставки по кредитам, взятым предприятиями на реализацию инновационных проектов. Предполагается, что бюджетная поддержка будет необходима только на первом этапе реализации проекта, а затем по мере наращивания оборотов в региональную авиаотрасль подтянется частный капитал.

Таким образом, согласно расчетам, экономический эффект от реализации программы выразится в ежегодном двадцатипроцентном приросте инвестиций на предприятиях, реализующих проекты малой авиации. Плюс к этому их совокупная прибыль должна вырасти до 900 миллионов рублей, и еще один немаловажный показатель - полтора миллиарда рублей, которые поступят в виде налогов в бюджеты всех уровней. Также будет создано около 2300 рабочих мест.

Позвольте усомниться

Впрочем, далеко не все разделяют оптимизм областных властей на предмет воронежского "авиамоделирования". По словам Бориса Чобура, который вот уже более 40 лет работает в малой авиации, предлагаемый проект мало соотносится с нынешними воронежскими и российскими реалиями: "Мне кажется, что возрождение малой авиации решили начать не с того конца. А именно: во главу угла ставят производство новых машин. Но, во-первых, в России уже делают легкие самолеты (не говоря уже о том, что имеется много импортных аналогов). Во-вторых, если говорить конкретно о воронежском регионе, то здесь как раз нет больших проблем с техникой: десятки машин (речь идет о самой распространенной в России модели легкого самолета Ан-2, уже снятого с производства - прим. "РГ") простаивают на аэродромах, потому что их просто-напросто негде задействовать. Взять ту же химобработку сельскохозяйственных и лесных угодий: у крестьян и лесников большая потребность в этой услуге, но они не могут себе ее позволить - у них нет денег. Вот и получается, что сейчас на всю область имеется три небольших авиапредприятия, занимающихся сельхозработами, у которых общий парк - 10 самолетов, да и те загружены через раз. Возникает вопрос: если действительно будет налажено серийное производство машин, которые в отличие от нынешних Ан-2 будут стоить не несколько тысяч долларов, а сто или даже двести, то непонятно, где и как они будут задействованы? Дорогостоящие машины при нынешнем "изобилии"заказов будет невозможно окупить".

Отдельная тема - самолеты бизнес-класса. Сегодня есть люди, которые могут себе позволить покупку и содержание такой машины. Однако здесь возникает другая проблема: современный бизнесмен чрезвычайно ценит время - он собственно для того и покупает самолет, чтобы быть мобильным. Но дело в том, что он не сможет пользоваться аппаратом так, как ему бы этого хотелось - поскольку правила полета для малой авиации у нас чрезмерно зарегламентированы.

"Почему в развитых странах так развита малая авиация? - продолжает развивать тему Чобур. - Потому что там достаточно уведомить специальный орган о предстоящем полете (какое время, по какому маршруту) и спокойно лететь. А у нас в отношении малой авиации до сих пор действует разрешительная система: чтобы мне повезти владельца самолета завтра, я должен сегодня до 14.30 - и ни минутой позже - сделать заявку, а мне могут не разрешить полет, даже не объясняя причин. О какой оперативности и о какой мобильности в этом случае может идти речь? Наш бизнесмен лучше лишние два часа на своем джипе по Центральному Черноземью проедет, чем будет заморачиваться всей этой предполетной "подготовкой"Я считаю - прежде, чем развивать производство легких самолетов, нужно, во-первых, урегулировать правовую сторону вопроса, касающуюся использования нижнего воздушного коридора. Во-вторых, необходимо создать условия, при которых услуги малой авиации имели были бы не только востребованы, но и имели свой рынок сбыта, что, в конечном счете, невозможно без существенного увеличения благосостояния воронежских предприятий и населения области".

Сейчас в регионе наберется от силы 20 реально работающих самолетов. Около 40 взлетно-посадочных площадок для легких летательных аппаратов практически не используются

Как поднять в воронежское небо десятки легких самолетов? Четкий ответ на этот вопрос пока не получен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка