О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Скрестить ужа и ежа

Выслушав доклад Г. Грефа об успехах в привлечении иностранных инвестиций в российский автопром, В. Путин предложил применить те же принципы в авиапроме

Выслушав доклад Германа Грефа об успехах в привлечении иностранных инвестиций в российский автопром, Владимир Путин предложил вчера применить те же принципы в других отраслях транспортного машиностроения, а именно - в авиапроме и судостроении.

На первый взгляд, равняться на успешный опыт логично. Открытие заводов и сборочных производств зарубежных автостроительных концернов в России позволило автопрому демонстрировать рекордные темпы роста, которых не обещают даже самые оптимистичные прогнозы развития авиационной и судостроительной отраслей. По прогнозу Грефа, к 2010 году в России под иностранными брэндами будет выпускаться более 1 млн автомобилей ежегодно. Аналитики PricewaterhouseCoopers подсчитали, что в течение семи следующих лет рост локализации производства иномарок в России может составить 375%.

Президент, безусловно, отдает себе отчет в разнице между производством автомобилей и самолетов. Но как бы ни был велик соблазн распространить отработанную в автомобилестроении схему на авиа- и судостроение, разница между отраслями слишком велика. Скрестить ужа и ежа пока никому не удалось.

Во-первых, на рынке авиастроения значительно меньше игроков: четыре концерна (Boeing, Airbus, а также Embraer и Bombardier) против полутора-двух десятков автомобильных. При этом Embraer и Bombardier дорога в Россию в условиях реализации проекта регионального самолета SSJ, вероятно, заказана. Во-вторых, производство самолетов значительно уступает автопрому по массовости. Если автомобильные корпорации открывают заводы, ориентируясь на взрывной платежеспособный спрос, то авиастроительным компаниям рассчитывать в России не на кого. Спрос со стороны российских компаний не окупит создание местного сборочного производства.

Сама по себе идея создания иностранных авиапроизводств в России идет вразрез с концепцией Объединенной авиастроительной корпорации, призванной возродить авиапром. В ситуации затеянной в отрасли перестройки открытие новых сборочных производств поставит в сложное положение российских производителей.

На что действительно можно рассчитывать, так это на широкое использование возможностей российских предприятий для производства авиационных узлов и компонентов.

Такое сотрудничество уже развивается, хотя пока ограничено рамками существующих мощностей. Например, Boeing и "ВСМПО-Ависма" создали совместное предприятие для обработки штампованных изделий из титана, Airbus производит на заводе "Иркут" узлы для А320, в том числе стойки шасси и детали фюзеляжа, а в Воронеже - компоненты для семейства А330/А340. Что касается судостроительной отрасли, то хотя строительство новых производств в России неоправданно, зарубежные игроки могли бы заинтересоваться идеей покупки российских верфей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка