Лига Бизнес Информ
31 октября 2006, 21:20
Куда летят украинские самолеты?
О том, каково будущее украинского авиапрома в целом и проекта Ан-70 в частности, рассказал заместитель генерального конструктора АНТК им. О.К.Антонова А. Кива
В то же время одной из наиболее острых на сегодня тем в украинской авиапромышленности остается проект Ан-70, от которого российские чиновники отказывались уже не один раз. О том, каково будущее украинского авиапрома в целом и проекта Ан-70 в частности, в интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал заместитель генерального конструктора АНТК им. О.К.Антонова Александр Кива.
- Недавно представители России заявили об окончательном отказе от сотрудничества в рамках проекта Ан-70. Какова дальнейшая судьба проекта?
- Мы уже очень много раз слышали о том, что Россия отказалась от сотрудничества в проекте Ан-70. Но решения принимаются как о входе, так и выходе из программы не по заявлениям, даже очень высоким. Есть определенная процедура. И процедура как вхождения, так и выхода прописана в межправительственном соглашении. Поэтому о выходе России из проекта можно будет говорить только при выполнении всех этих процедур.
Кроме того, неоднократно звучат заявления о том, что вопрос будет подниматься при встрече двух президентов, потому что программа имеет целый ряд аспектов не только технических, но и политических, организационных, финансовых, которые, наверное, должны решаться на очень высоком уровне.
- Расскажите об известных моделях, разработанных АНТК - самолетах Ан-140 и Ан-148. Есть ли на них заказы? Можете назвать конкретных заказчиков на машины?
- На Ан-140 есть достаточное количество заказчиков, прежде всего за пределами Украины, но в том числе и внутри страны. Как на самолет в базовой (пассажирской) версии, так и в различных специализированных версиях. Во всяком случае, есть потенциальный интерес. И мы, как АНТК им. О.К.Антонова, совместно с нашими партнерами - Харьковским авиазаводом, Самарским заводом, двигателистами из Запорожья - просто принимаем совместные усилия, чтобы выйти на новые рынки и новых заказчиков к этому самолету привлечь. Если говорить о конкретном заказчике, то в Украине на сегодня эксплуатируется 4 самолета в авиакомпании "Аэромост" (Харьков), 2- "Ильичавиа" (Ильичевск), 1 - "Мотор Січ" (Запорожье). Кроме того, 3 Ан-140 эксплуатируются в Иране и 2 - в Азербайджане. В России заказчиком самолета является российская компания "Якутия", которая недавно получила свой первый самолет. В целом она имеет контракт на приобретение 7 машин. По нашему мнению, этот регион при успешном развитии программы потребует в несколько раз больше, чем то, что подписала на сегодня "Якутия". Поэтому мы с оптимизмом смотрим на это направление, и, кроме того, в своих планах стремимся максимально удовлетворить требования заказчиков, чтобы действительно они получали удовольствие от эксплуатации самолета.
Если же говорить об украинском рынке в целом, то есть оптимистический и пессимистический прогноз. В целом оценивалось, что самолет должен прийти на замену Ан-24. Сегодня самолеты эти действительно постепенно завершают свою эксплуатацию, а авиакомпаниям нужно производить замену. В свое время рынок Украины оценивался в 40-60 самолетов, в зависимости от конъюнктуры, от платежеспособности и спроса. Я думаю, что в ближайшее время реально говорить, конечно же, о меньших величинах, потому что, к сожалению, экономика "пробуксовывает" и ВВП не очень стремительно растет, как нам бы этого хотелось. А по известной формуле темп роста перевозок пропорционален темпу роста ВВП.
Что же касается Ан-148, то мы рассчитывали, что он успешно должен заменить самолет Ту-134. При создании самолета учитывались те региональные условия, которые существуют на сегодня у потребителей. Это будет качественный, это будет высококлассный самолет под действительно требования региональных авиакомпаний. Есть контракт на Ан-148 по заказу Казахстана, есть контракты с авиакомпаниями "Красноярские авиалинии" и "Пулково".
- Когда можно ожидать серийного производства Ан-148?
- В Киеве уже началось серийное производство этих самолетов. Участвует и Воронежский завод, но основное производство сосредоточено в Киеве. И по существующим планам, ко второй половине следующего года, может быть, к середине следующего года, мы надеемся, что первый самолет будет передан заказчику. В целом на данный момент в разных вариантах (начиная от "твердых" заказов и заканчивая "меморандумами о намерениях") имеется подтвержденная заинтересованность более чем в 100 самолетах Ан-148.
- Если говорить о сотрудничестве с российскими компаниями в части производства самолетов, то кого вы могли бы назвать?
- По программе Ан-124 мы сотрудничаем с Ульяновским заводом, Ан-38 - с заводом в Новосибирске. По Ан-3 и Ан-74 - с Омским производственным объединением. То есть у нас существует достаточно большая география взаимодействия с россиянами. В Украине же мы сотрудничаем с предприятиями из Запорожья, Харькова, Киева, Днепропетровска, и др. В целом в нашей стране очень много производственных центров, которые принимают участие в авиационных программах.
- В рамках Международного аэрокосмического салона "Фарнборо-2006" был подписан меморандум о взаимопонимании между АНТК им. О.К.Антонова и французской компанией Thales Aerospace Division, который предусматривает сотрудничество предприятий в области оснащения самолетов марки "Ан" бортовым электронным оборудованием компании Thales. На какой стадии реализации находится данное соглашение?
- По этому договору идет, в соответствии с утвержденной программой и подписанными планами и сроками, планомерная работа. Буквально на прошлой неделе группа французских специалистов работала у нас, и в общем, я думаю, мы сможем предоставить совместное предложение для заказчиков.
- А если говорить о контракте с НАТО?
- Это соглашение также развивается. И достаточно успешно. Самолеты, которые участвуют в этой программе, выполняют рейсовые перевозки в интересах 16-ти стран, перевозя гуманитарные грузы и грузы различного назначения.
- Какие планы по достройке второй "Мрии"?
- Мы изучаем эту возможность, ищем партнеров и инвесторов, но сказать, что это будет завтра, я не могу. Планы связаны с инвестициями.
- Если говорить о развитии нашего, украинского, авиарынка в целом, то каким оно, по вашему мнению, будет?
- В общем при грамотных действиях участников этого рынка - как непосредственно заинтересованных предприятий, так и, естественно, при поддержке государства - Украина в состоянии закрепиться на той позиции, на какой она есть, и успешно расширить свое место на рынке. Все зависит от многих факторов. От очень многих....
Авторские права на данный материал принадлежат «Лига Бизнес Информ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции