О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский авиапром поделят на пять частей к 2004 году

Вчера правительство утвердило программу реструктуризации и развития авиационной промышленности. Уже к 2004 году предполагается создать два крупных многопрофильных самолетовертолетостроительных холдинга, которые будут производить как военную, так и гражданскую продукцию. Всего же в авиапроме планируется создать пять интегрированных структур.
Первоначально проект программы рассматривался на заседании правительства 11 мая. Тогда глава Российского авиакосмического агентства (РАКА) Юрий Коптев предложил два варианта рестуктуризации.
Первый: создание двух специализированных холдингов из разработчиков и производителей военной техники ("Боевая тактическая авиация", "Тяжелые самолеты", "Российские вертолеты") и трех холдингов из поставщиков оборудования ("Авиадвигатели и агрегаты", "Авиационное вооружение" и "Бортовое оборудование").
Второй: создание двух многопрофильных комплексов вместо двух специализированных (на базе разработчиков и производителей самолетов и вертолетов) и трех холдингов из поставщиков оборудования.
Решение уже тогда было принято в пользу второго варианта (на чем и настаивал господин Коптев), но документ все же отправили на доработку. Зато вчера на вынесение окончательного решения авиапрому кабинету министров потребовалось всего четыре минуты.
Агентство прогнозирует, что на долю оборонного заказа придется всего 7-10% от общего объема продаж авиапрома, а на внутренний рынок -- 10-15%. Зато создание крупных холдингов, по мнению Коптева, поможет сгладить "негативное влияние колебаний конъюнктуры рынков" за счет диверсификации разработок и производства, обеспечит "рациональную концентрацию финансовых средств", снизит издержки производства и увеличит как суммарный инвестиционный потенциал, так и "свободу маневра этим потенциалом".
Однако всерьез рассчитывать на реализацию столь грандиозных замыслов к 2004 году вряд ли приходится. Ведь до сих пор ни одна попытка сформировать "сверху" серьезный холдинг не удавалась: АВПК "Сухой", РСК "МиГ", МАК "Ильюшин" существуют сейчас вовсе не в том виде, в каком замышлялись. Более того, предприятия начинают сами договариваться о сотрудничестве вовсе не по тем схемам, которые генерирует РАКА. Так, в апреле РСК "МиГ", Иркутский и Комсомольский-на-Амуре АПО, завод "Сокол" и ОКБ имени Яковлева подписали соглашение о взаимодействии в создании истребителя пятого поколения. А в мае аналогичное альтернативное соглашение с другими предприятиями (в основном разработчиками оборудования) подписал глава АВПК "Сухой" и одноименного ОКБ Михаил Погосян.
Еще сложнее будет скрестить "военных" с "гражданскими".
Впрочем, скорее всего, Юрию Коптеву за неисполнение этих решений правительства отвечать не придется. В ходе предстоящей рестуктуризации правительства авиапромышленность будет передана из РАКА в новое министерство промышленности и технологий, а Юрий Коптев будет руководить лишь космической отраслью.

Из кого будут создаваться холдинги
"Самолетовертолетостроительный комплекс-1":
АНТК им. Туполева, РСК "МиГ", ОАО "Камов", "Авиастар-СП", Казанское АПО, "Авиакор", НАЗ "Сокол", "Прогресс", Кумертаусское авиапроизводственное предприятие, "Красный Октябрь". Всего -- 10 предприятий.
"Самолетовертолетостроительный комплекс-2": АК им. Ильюшина, ОКБ им. Сухого, ЭМЗ им. Мясищева, ТАНТК им. Бериева, МВЗ им. Миля, Комсомольское-на-Амуре АПО, Иркутское АПО, Новосибирское АПО, Воронежское самолетостроительное объединение, "Роствертол", Казанский вертолетный завод, ОКБ им. Яковлева, Саратовский, Смоленский и Улан-Удэнский авиазаводы. Всего -- 15 предприятий.
Специализированный холдинг "Авиадвигатели и агрегаты": ММПП "Салют", Уфимское моторостроительное объединение, ГНПП "Мотор", ОАО "Люлька-Сатурн", МКБ "Гранит", МПП им. Румянцева, НПП ЭГА, "Пермские моторы", ОАО "Авиадвигатель", ФПГ "Двигатели НК", ОАО "Рыбинские моторы" и др. Всего -- 33 предприятия.
Специализированный холдинг "Авиационное вооружение": ГНПЦ "Звезда-Стрела", ГМКБ "Вымпел", РНПП "Регион", МКБ "Искра", ТМКБ "Союз", ГМКБ "Радуга", ОАО "Дукс", ОАО ДМЗ. Всего -- 8 предприятий.
Специализированный холдинг "Бортовое оборудование": "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование"", ОАО "ХК "Авиаприбор-холдинг"", ОАО "Концерн "Авионика"" и др. Всего -- 37 предприятий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка